Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.04.2002
<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ККМ>

Официальная публикация в СМИ:
"Горячая линия", № 4, апрель 2002 г.


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 1 апреля 2002 года

<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ
С СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ККМ>

ВОПРОС 1: Кто является объектом проверок за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением?
ОТВЕТ: Объектами проверок законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением являются предприятия, организации, учреждения, их филиалы, другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случаях осуществления ими торговых операций или оказания услуг населению (Статья 1 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1).

ВОПРОС 2: В каких случаях можно не применять ККМ? Освобождены ли предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход от использования ККМ?
ОТВЕТ: Предприятия и предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или применяющие упрощенную систему налогообложения, от применения контрольно-кассовых машин не освобождаются. (Статья 1 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1; статья 2 и п. 2 статьи 4 Закона РФ от 31.07.98 № 148-ФЗ; пункт 5 статьи 1 Закона РФ от 29.12.95 № 222-ФЗ; "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденный решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.03.93 № 40).
Не применять ККМ предпринимателями и организациями можно в части оказания ими:
- бытовых услуг, услуг постовой связи и услуг по производству мелкого ремонта с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты, производимой на предприятиях и в учреждениях, осуществляется через контрольно-кассовые машины);
- услуг по закупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней, сельскохозяйственной продукции;
- услуг медицинских, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических учреждений с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты, производимой в указанных учреждениях, осуществляется через контрольно-кассовые машины);
- услуг по обеспечению передвижными уличными туалетами мест массового посещения горожан;
- услуг ломбардов при приеме имущества в залог и на хранение;
- услуг по основной деятельности учреждений кино и кинопроката, театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и филармоний, цирковых предприятий, зоопарков, музеев, планетариев, библиотек, парков (садов) культуры и отдыха, спортивных сооружений, спортивных, музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений;
- услуг выставочного характера;
- услуг судебно-экспертных учреждений системы Министерства юстиции Российской Федерации при производстве экспертиз и иных экспертных исследований.
Но следует помнить, что не применять ККМ в указанных случаях можно только при условии выдачи документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам,утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

ВОПРОС 3: Почему до сих пор нет четких рекомендаций по методике проведения проверок полноты учета выручки, полученной с применением ККМ, не разработана достойная ФОРМА АКТА со ссылками на статьи Законов, которые нарушены плательщиком (с 1994 г. - она ни разу не претерпевала изменений), а также не разработана форма постановления о привлечении налогоплательщиков к ответственности со ссылками на нормативно-законодательные акты?
ОТВЕТ: На сайте www.kkm.info.com размещен Временный регламент организации работы по контролю за соблюдением законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением от 12.03.02. В Разделе VI предусмотрен порядок проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин. Порядок оформления результатов проверки отражен в разделе VII. "Нарушения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в результате проведения проверки должны быть зафиксированы и в зависимости от характера нарушений подтверждены одним из Актов по форме согласно приложениям № 3, № 4 или № 5 соответствующими записями, исполненными прямыми или максимально приближенными к оригиналу формулировками из законодательных или нормативных актов, другими документами, оформленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц, а при возможности также свидетельскими показаниями (заявлениями) покупателей товара, другими документами". Согласно п. 7.4 раздела VII Временного регламента, в акте проверки в обязательном порядке отражаются:
- дата, место и время проведения проверки;
- должность, фамилия и инициалы работников налогового органа и других лиц, принимавших участие в проверке;
- наименование налогового органа, назначившего проверку (дата и номер поручения);
- полное наименование и описание (лоток, киоски т.д.) объекта проверки, его организационно-правовая форма, подчиненность и месторасположение, каким органом государственного управления он зарегистрирован (дата и номер регистрации), режим работы;
- юридический адрес объекта проверки, его почтовые и банковские реквизиты.
Акт проверки выполнения Закона составляется в двух экземплярах, подписывается всеми проверяющими лицами - представителями предприятия, присутствовавшими при осуществлении проверки.
Представитель предприятия имеет право изложить в Акте проверки свои замечания (возражения), сделав при этом запись в соответствующем разделе Акта или в отдельном объяснении.
В случае отказа должностных лиц проверяемого предприятия от дачи объяснений и подписания акта проверки этот факт отмечается в акте проверки после подписи проверяющих записью примерно такого содержания: "От подписания акта и объяснения причины нарушения действующего законодательства должностные лица предприятия (указывается кто конкретно) отказались".

ВОПРОС 4: Организация осуществляет оптовую торговлю обувью. Мелкой клиентуре удобнее расплачиваться наличными. Правомерен ли по действующему законодательству прием наличных денежных средств от оптовых покупателей - юридических и физических (БОЮЛ) лиц путем внесения ими наличных денег в кассу предприятия-продавца без применения контрольно-кассовых машин. Есть ли количественные ограничения по таким платежам?
ОТВЕТ: В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.93 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Оптовый отпуск товаров за наличный расчет юридическим лицом физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или просто физическому лицу-покупателю согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 № 10 независимо от цели совершения покупки производится с обязательным применением контрольно-кассовой машины. В соответствии с Указанием Банка России от 07.10.98 № 375-У денежные расчеты между юридическими лицами могут производиться кроме безналичных расчетов и наличными деньгами по одному платежу в пределах до 10 тыс. рублей. Кроме того, индивидуальный предприниматель для ведения денежных расчетов с юридическим лицом вправе открыть расчетный счет в банке и произвести расчеты в установленном порядке (в безналичной форме). Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" (утверждены приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447) при применении ст. 168 части второй Налогового кодекса РФ в целях подтверждения права на налоговые вычеты по товарам, приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик должен иметь кассовый чек с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога, счет-фактуру и накладную, оформленные в установленном порядке. Без наличия перечисленных документов доверенности, квитанции к приходным кассовым ордерам и закупочные акты не являются исчерпывающими документами в подтверждение расходов индивидуальных предпринимателей.

ВОПРОС 5: Подразделения налоговой инспекции на местах при проведении проверок применяют Закон о ККМ. В данном Законе предусмотрена ответственность за отсутствие ценников на товары. Когда выявлено такое нарушение, что должен составлять налоговый инспектор: протокол административный или же согласно Налоговому кодексу составляется акт проверки и по акту выносится решение, потому что в данной ситуации арбитражная практика говорит, что вся правоприменительная практика по таким нарушениям ведется в порядке Административного кодекса. На местах налоговая инспекция выносит акты и решения по таким нарушениям, что является в принципе гражданско-правовой ответственностью. Как должны на местах правильно сотрудники налоговой службы оформлять нарушения по Закону о ККМ?
ОТВЕТ: Закон Российской Федерации от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" является самостоятельным законом прямого действия и не относится как к законодательству о налогах и сборах, так и к законодательству об административных нарушениях. Процедура производства дел о правонарушениях законодательства о применении ККМ самим Законом не предусмотрена. Дела о правонарушениях по данному Закону подсудны Арбитражному Суду. Поскольку сам Закон не предусматривает процедуру производства по нему, Конституционный Суд Российской Федерации, оценивая характер правоотношений, возникающих по данному Закону, признал их публично-правовыми. В связи с этим и сама ответственность по Закону, и судопроизводство, в том числе и предварительное производство должны носить административный характер. Однако учитывая, что законодатель пока не скорректировал данный Закон, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации постановлением Пленума от 04.08.99 № 10 признал (статья 12), что факт нарушения требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте (жестко не указано в каком и по какой форме - в форме акта проверки или протокола), но при составлении которого должны учитываться требования статьи 235 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Учитывая сложившуюся с 1993 года практику производства по делам о правонарушениях данного Закона ряд моментов в оформлении материалов проверок пока сохранены в рамках сложившейся практики. По мнению специалистов МНС России и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принципиального значения не имеет форма, как оформлено правонарушение: актом проверки или протоколом, как вынесено решение по зафиксированному правонарушению: в форме решения или в форме постановления - главное, чтобы при любой из форм оформления были строго выдержаны требования соответствующих статей действующего Закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ВОПРОС 6: Правомерно ли требование налоговой инспекции об установки на ККМ дорогостоящей программы для раздельного учета продаваемых товаров по различным ставкам (10%) и (20%), так как мы считаем, что по истечении 3 месяцев с начала работы мы будем претендовать на освобождение от НДС, и в случае получения такого освобождения нам придется демонтировать эту программу, за что придется уплатить столько же, сколько и при установке, а на данном этапе развития это может привести к нашему закрытию?
ОТВЕТ: Пунктом 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 07.08.98 № 904) определено, что в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам. В соответствии с разделом 2 Технических требований к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением, утвержденных решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 10.11.94 (протокол № 14) с учетом изменений и дополнений, в состав выполняемых контрольно-кассовыми машинами операций включено выделение (начисление) налогов (от четырех и более) по установленным ставкам. Согласно п. 40 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, при применении ст. 168 Налогового кодекса в целях подтверждения права на налоговые вычеты по товарам, приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога, должен иметь счет-фактуру на эти товары, оформленный в установленном порядке. Учитывая изложенное, требование налогового органа о выполнении операции по выделению (начислению) налогов по установленным ставкам правомерно. Выполнение данной операции должно быть заложено в программу контрольно-кассовой машины по заявке владельца Центром технического обслуживания контрольно-кассовых машин.

Специалисты УМНС РФ
по Кемеровской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru