Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.04.2002
<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
"Горячая линия", № 4, апрель 2002 г.


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 1 апреля 2002 года

<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>

ВОПРОС 1: Какие именно документы в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть представлены в качестве "иных" документов? Могут ли быть предоставлены в качестве "иных" документов специальные реестры фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации? Возможно ли предоставление копий транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками иностранных таможенных органов, а также дубликатов ж/д накладных с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации?
ОТВЕТ: Подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом особенностей вывоза товаров.
Порядок заполнения и оформления тех или иных документов регламентируется соответствующими нормативными документами. При этом, в зависимости от вида документа на нем должны быть отметки или таможенных органов государств - участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами государств - участников СНГ или тех и других государств одновременно.
Так, например, в случае представления импортной таможенной декларации, для подтверждения фактического вывоза товара на ней должна быть проставлена отметка иностранного таможенного органа о поступлении товара.
В случае представления оригинала железнодорожной накладной или пятого листа железнодорожной накладной для подтверждения фактического экспорта товаров, они должны содержать отметки таможенных органов всех государств, через которые следовал груз, в том числе и отметки иностранных таможенных органов, поскольку данные документы являются товаросопроводительными и следуют с товаром от пункта отправления до пункта назначения.
Для подтверждения фактического экспорта товаров копии дубликатов накладных (лист 3) не могут быть приняты, так как они не имеют отметок пограничных таможенных органов, поскольку согласно служебной инструкции к соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) МПС СССР И-В 1979 г. (действующая) лист.
3 накладной (дубликат накладной) возвращается отправителю после заключения договора перевозки и не следует с грузом до пункта назначения.
Что касается специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации, то представление данного реестра вместе с грузовой таможенной декларацией, на которой проставлены отметки таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, допускается вместо грузовой таможенной декларации с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров и пограничного таможенного органа Российской Федерации в случае и порядке, определяемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (Письма МНС России от 27.11.2000 № ВГ-6-03/899@, от 01.12.2000 № ВГ-6-03/909), а не вместо копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов.

ВОПРОС 2: Просим разъяснить порядок возмещения налога на добавленную стоимость при реализации добытого золота?
ОТВЕТ: Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;
2) документы, подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
Кроме того, поскольку вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), то в налоговые органы необходимо представить договор (копию договора) купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) с организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по налоговой ставки 0 процентов и документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Данный порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов применяется с момента введения в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС 3: Подлежит ли возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость при реализации продукции на экспорт в случае, если за данную продукцию иностранное физическое лицо производит наличный расчет на территории Российской Федерации?
ОТВЕТ: Статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при реализации товаров на экспорт предприятия - экспортеры для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, представляют в налоговые органы выписку банка, подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров.
В то же время, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.1995 № 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" установлено, что расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации.
При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками внешнеэкономической деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.
В соответствии с пунктом 1 Положения Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 22.12.1999 № 101-П и № 01-23/32005 (соответственно) "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.1999 № 86-И и № 01-23/26541 (соответственно)" действие инструкции № 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранных валютах или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары.
При этом согласно пункту 4.1 указанной инструкции таможенное оформление товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по указанным сделкам производится при условии представления паспорта сделки, оформленного в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" к текущим валютным операциям относятся переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней.
Письмо Банка России от 27.12.93 № 67 "О некоторых вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень случаев, когда на текущие валютные счета резидентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в уполномоченных банках допускается зачисление наличной иностранной валюты.
Более того, в совместной Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 № 86-И и № 01-23/26541, устанавливающей порядок контроля за поступлением выручки от экспорта товаров на счета резидентов-экспортеров и предусматривающей оформление по экспортному контракту Паспорта сделки, не содержится возможность использования в качестве формы расчетов за экспортируемые товары наличных денежных средств, вносимых поставщиком в кассу экспортера.
Таким образом, расчеты за экспортируемые товары иностранной валютой в наличной форме являются валютной операцией, связанной с движением капитала, и могут производиться только при наличии у экспортера специального разрешения Банка России.
Следовательно, возмещение налога на добавленную стоимость при расчетах иностранного покупателя за экспортируемые товары иностранной валютой в наличной форме возможно в случае, если у экспортера имеется специальное разрешение Центрального банка Российской Федерации.

ВОПРОС 4: Подлежит ли налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация угля на безвозмездной основе работникам и пенсионерам угольных предприятий?
ОТВЕТ: Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Пунктом 1 статьи 56 части первой Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
При этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборов состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. 07.08.2000) "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" к актам законодательства о налогах и сборах не относится.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации угля на безвозмездной основе работникам угольных предприятий. Следовательно, обороты по реализации угля на безвозмездной основе работникам и пенсионерам угольных предприятий подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

ВОПРОС 5: Освобождаются ли от уплаты налога на добавленную стоимость платные услуги по дератизации, дезинсекции, дезинфекции, оказываемые медицинскими учреждениями предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и населению?
ОТВЕТ:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
Следовательно, санитарно-эпидемиологические услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, как предприятиям и организациям, так и населению, не освобождаются с 01.01.2001 от налога на добавленную стоимость. Исключением из этого порядка являются санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В то же время, санитарно-эпидемиологические услуги, выполняемые за счет бюджетных средств на возвратной основе, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

ВОПРОС 6: Будет ли являться основанием для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, расчет с поставщиками за приобретенные товары и услуги векселями, полученными в банке в виде вексельного кредита?
ОТВЕТ: Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 настоящего Кодекса.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) принимается к вычету у покупателя по мере их уплаты поставщикам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 172 Налогового кодекса РФ при использованию налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.
Исходя из вышеизложенного, право на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, при расчетах векселями возникает только в том случае, если плательщик понес фактические расходы на приобретение векселя. При получении вексельного кредита плательщик не несет фактических расходов.
Следовательно, право на налоговые вычеты возникает только на дату погашения вексельного кредита денежными средствами.

ВОПРОС 7: Каков порядок исчисления налога с продаж: при реализации угля населению?
ОТВЕТ: Согласно распоряжению Администрации Кемеровской области от 21.09.2001 № 718-р "О внесении изменений в распоряжение Администрации области от 25.06.2001 № 509-р "Об установлении цен на уголь, реализуемый населению" розничная цена за 1 тонну угля, реализуемого населению, установлена с учетом налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Следовательно, при реализации угля населению налог с продаж дополнительно с населения не взимается, а включается в розничную цену, установленную вышеназванным распоряжением.

ВОПРОС 8: Подлежат ли вычетам суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам предприятиями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности?
ОТВЕТ: Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (ред. от 13.07.2001) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Указанные организации не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления производственной деятельности или перепродажи, либо для иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам, использованным для осуществления операций, не являющих объектами обложения налогом на добавленную стоимость, включению в налоговые вычеты не подлежат и учитываются в цене приобретения таких товаров.

ВОПРОС 9: Будет ли предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, уплачивать налог на добавленную стоимость с суммы арендной платы за производственные помещения, арендуемые у Комитета по госимуществу?
ОТВЕТ: Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Как следует из пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При этом налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость по каждому арендованному объекту имущества.
Если предприятие арендует производственные помещения у Комитета по Государственному имуществу, то оно является налоговым агентом и поэтому обязано исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость с суммы арендной платы в установленном порядке, независимо оттого, что предприятие применяет упрощенную систему налогообложения.

ВОПРОС 10: Предприятие (Закрытое акционерное общество) предоставляет на основании договоров найма, гражданам услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, являющихся собственностью предприятия. Плата за найм устанавливается договором на уровне среднерыночной стоимости найма сложившейся в городе. Освобождаются ли в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 ст. 149 НК РФ от налога на добавленную стоимость платежи за найм жилых помещений, являющихся собственностью предприятия?
ОТВЕТ: На вопрос ЗАО "Инвестор" об освобождении от налога на добавленную стоимость реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, являющихся собственностью предприятия, сообщаем следующее.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В то же время, согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Кодекса вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Жилищный фонд, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах Федеральной жилищной политики" (в ред. от 08.07.1999) включает в себя: частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд, общественный жилищный фонд.
К жилым помещениям относятся: жилые дома, квартиры в многоквартирных жилых домах, а также жилые комнаты в домах либо квартирах.
Как следует из статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставление в пользование жилых помещений осуществляется на основании договора найма жилого помещения, заключенного между собственником жилого помещения или управомоченным им лицом (наймодателем) и нанимателем. При этом жилые помещения могут использоваться только для проживания в них граждан. Таким образом, от налога на добавленную стоимость освобождается только плата, взимаемая в рамках договора найма жилого помещения.

Главный государственный
налоговый инспектор отдела
косвенных налогов УМНС России
по Кемеровской области
С.А.КУЗЬМИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru