Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.01.2002
"НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Официальная публикация в СМИ:
"Горячая линия", № 1, январь 2002 г.


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 1 января 2002 года

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

ВОПРОС 1: Облагаются ли налогом на добавленную стоимость операции по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, оплачиваемые за счет бюджетных средств в 2001 году?
ОТВЕТ: Пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, при определении налоговой базы не учитываются, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).
В связи с этим, денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на финансирование различных целевых программ и мероприятий в момент их зачисления на счета организаций, обеспечивающих выполнение таких целевых программ и мероприятий, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
При этом операции по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, оплачиваемые за счет указанных средств, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Оплата приобретенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг за счет средств целевого бюджетного финансирования производится с налогом на добавленную стоимость, который вычету не подлежит, а покрывается за счет источника финансирования.

ВОПРОС 2: В каком размере исчислить и отобразить в счете-фактуре налог на добавленную стоимость при реализации основных средств, учитываемых на балансе организации по стоимости с учетом налога на добавленную стоимость?
ОТВЕТ: При реализации налогоплательщиком приобретенных объектов (основных средств), учитываемых на балансе по стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками, налоговая база определяется как разница между продажной ценой объектов (основных средств), определяемой с учетом положения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом налога на добавленную стоимость, и стоимостью их приобретения, включая налог на добавленную стоимость, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. С указанной разницы по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента исчисляется налог на добавленную стоимость.
В счете-фактуре, оформляемом при реализации таких объектов основных средств, в графе 7 указывается ставка налога на добавленную стоимость в размере 16,67 процента с пометкой "с межценовой разницы", в графе 8 - сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке и в графе 9 - стоимость реализуемых основных средств с учетом суммы исчисленного налога.

ВОПРОС 3: Облагаются ли налогом на добавленную стоимость товары, передаваемые некоммерческими организациями физическим лицам на безвозмездной основе в качестве подарков (призов)?
ОТВЕТ: Согласно пункту 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденной приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, по статье "Целевые финансирование и поступления" некоммерческие организации отражают остатки поступивших и неиспользованных целевых средств в качестве вступительных, членских и добровольных взносов и иных источников. Данные об остатках средств целевого финансирования на начало отчетного периода по их видам и источникам, об их поступлении и использовании в течение отчетного периода, остатках на конец отчетного периода некоммерческими организациями приводятся в Отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Таким образом, если некоммерческая организация приобретает грамоты, спортивные кубки, сувенирные медали, аудио-, видеокассеты, печатные издания, передаваемые физическим лицам на безвозмездной основе в качестве наград (призов) в рамках своей основной уставной деятельности, то приобретение указанного имущества осуществляется в общеустановленном порядке, а потом их списание производится за счет средств "Целевые финансирование и поступления" (счет 96), если это предусмотрено сметой доходов и расходов указанной организации в рамках уставной деятельности.
При этом, ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно, что следует из пункта 2.12 Инструкции Министерства Российской Федерации от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Учитывая изложенное, грамоты, спортивные кубки, сувенирные медали, аудио- видеокассеты, печатные издания, передаваемые физическим лицам на безвозмездной основе в качестве наград (призов), отражаемые некоммерческой организацией как расходы целевых поступлений, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть признаны объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

ВОПРОС 4: В каком порядке принимаются к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщиком за выполненные работы, связанные с дооборудованием, реконструкцией и модернизацией основных средств производственного назначения в 2001 года?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных налогоплательщиками по основным средствам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
При этом, пунктом 6 статьи 171 и пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлен особый порядок вычета сумм налога, уплаченных налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительных и монтажных работ. Согласно данному порядку суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства (основных средств).
В случае, когда работы, связанные с дооборудованием, реконструкцией и модернизацией основных средств производственного назначения, производятся за счет капитальных вложений, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), в т.ч. оборудования включенных в стоимость таких работ, увеличивающих балансовую стоимость основных средств, принимаются к вычету после включения затрат по реконструкции, модернизации основных средств в стоимость этих основных средств и отражения на счете 01 "Основные средства".
Если работы, связанные с переоборудованием (дооборудованием) техническим обслуживанием основных средств, являются одним из видов ремонта основных средств и относятся на издержки производства (обращения), то НДС, уплаченный налогоплательщиком по приобретенным материальным ценностям, используемым при выполнение ремонтных работ, принимается к вычету в общеустановленном порядке.

ВОПРОС 5: Облагаются ли налогом на добавленную стоимость денежные средства, полученные налогоплательщиком в 2001 году в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в соответствии со статьями 153 - 155 Кодекса и с учетом сумм, полученных в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим, денежные средства, полученные налогоплательщиком в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), включаются в налогооблагаемую базу налогом на добавленную стоимость в случае, если они связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

ВОПРОС 6: В каком порядке организация, имеющая обособленные подразделения, может внести изменения в ранее представленные декларации по налогу на добавленную стоимость?
ОТВЕТ: Согласно статье 81 "Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию" части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Аналогичный порядок внесения изменений и дополнений в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 54 "Общие вопросы исчисления налоговой базы" НК применяется налогоплательщиком при обнаружении иных ошибок в представленных ранее декларациях (завышение налогооблагаемого оборота, излишне начисленные к уплате в бюджет суммы налога и т.д.).
Статьей 175 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан исчислить налог в целом по организации, распределить его по обособленным подразделениям и уплатить в федеральный бюджет в соответствующей доле по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Пунктом 2 статьи 175 Кодекса установлено, что распределению по обособленным подразделениям подлежат только суммы налога на добавленную стоимость, начисленные организацией к уплате в бюджет. При этом в случае, если в каком-то налоговом периоде в целом по организации получаются суммы налога на добавленную стоимость, начисленные к возмещению, то данные суммы не распределяются по обособленным подразделениям и учитываются по месту нахождения организации.
Указанная норма изложена в пункте 3 "Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов", утвержденной приказом МНС России от 27.11.2000 № БГ-3-03/407 (зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2000, рег. № 2499).
Учитывая изложенное, организация имеет право представлять исправленные декларации в целом по организации, включая обособленные подразделения. При этом, в случае, если в результате исправлений в целом по организации получаются суммы налога, начисленные к возмещению, ранее представленные декларации по обособленным подразделениям, в которых указаны суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, заменяются на декларации, в которых указываются нулевые суммы налога, а суммы налога, начисленные к возмещению в целом по организации, указываются в уточненной декларации, представляемой организацией по месту своей регистрации.

ВОПРОС 7: В каком порядке принимаются к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенному оборудованию, требующему монтажа?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего до 1 января 2001 года, суммы этого налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитались из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств. При этом, по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные подрядным организациям или уплаченные в бюджет при выполнении работ собственными силами, зачету не подлежали, а относились на увеличение балансовой стоимости таких объектов.
В случаях, когда оборудование, требующее монтажа, закупалось налогоплательщиком по договору с поставщиком оборудования, налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику, подлежал зачету у налогоплательщика после принятия оборудования к бухгалтерскому учету (с отражением на счете 07 "Оборудование к установке"), т.е. аналогично порядку, действовавшему в отношении товаров, приобретаемых для производственных нужд.
С 1 января 2001 года согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных налогоплательщиками по основным средствам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
При этом, по товарам, в том числе по оборудованию, приобретаемым для выполнения строительно-монтажных работ, пунктом 6 статьи 171 и пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлен особый порядок вычетов (возмещения) сумм налога, уплаченных поставщикам по таким товарам. Согласно данному порядку суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства (основных средств).
Учитывая изложенное, с 1 января 2001 года налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам при приобретении оборудования, требующего монтажа, принимается к вычету (зачету) после принятия на учет объекта завершенного капитального строительства (основных средств) и отражения стоимости этого объекта (основных средств) на счете 01 "Основные средства".

ВОПРОС 8: В связи с прекращением, на основании Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", льгот для СМИ, предусмотренных подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", подпунктами 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса, просим разъяснить порядок применения НДС с авансов, получаемых издательствам СМИ в 2001 году за подписку на периодические печатные издания на 2002 год.
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом положения указанного пункта не применяются в отношений операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Кодекса момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй Кодекса.
Согласно статье 167 Кодекса датой реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость для организаций, принявших учетную политику "по отгрузке", является как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); день оплаты товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении налогоплательщиком авансов и предоплат в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) дата поступления этих средств на счет налогоплательщика в целях применения вышеуказанной статьи Кодекса является датой реализации товаров (работ, услуг).
Предусмотренные подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", подпунктами 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса льготы по продукции средств массовой информации на основании Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" утрачивают свою силу с 01.01.2002.
Следовательно, суммы, получаемые издательствами средств массовой информации в 2001 году за подписку на 2002 год, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

ВОПРОС 9: Облагаются ли НДС работы по воспроизводству лесов, осуществляемые за счет бюджетных средств. Подлежит ли налогообложению НДС передача лесопосадочного материала между лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством?
ОТВЕТ: В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В целях применения главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Таким образом, лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, согласно пункту 6 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Рослесхоза от 13.11.98 № 188, зарегистрированным Минюстом России 01.06.99 регистрационный № 1794, лесхоз является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и в банках.
В соответствии со статьей 108 Лесного кодекса расходы на воспроизводство лесов финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поскольку лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют работы по воспроизводству лесов в рамках их уставной деятельности на основании сметы доходов и расходов согласно выделенным на данную деятельность бюджетным средствам, то на операции по выполнению данных работ пункт 1 статьи 146 Кодекса не распространяется.
Следовательно, работы по воспроизводству лесов, проводимые лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
По второму вопросу сообщается следующее.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд находится в федеральной собственности.
Согласно статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Учитывая вышеизложенное, передача лесопосадочного материала между лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством без смены собственника и перехода права собственности не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

ВОПРОС 10: Распространяется ли порядок определения налоговой базы, установленный пунктом 4 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров, являющихся результатом промышленной переработки сельхозпродукции?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом налога и без включения в нее налога с продаж, и ценой приобретения указанной продукции.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.01 № 383 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).
Вышеуказанная норма Кодекса изменила существовавший ранее до 1 января 2001 года порядок определения налоговой базы при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.
Установленный пунктом 4 статьи 154 Кодекса порядок определения налоговой, базы распространяется только на операции по реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, в соответствии с перечнем, утвержденным вышеназванным Постановлением. Иными словами, особой режим налогообложения распространяется только в случае перепродажи налогоплательщиками данных товаров, приобретенных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
При реализации налогоплательщиками товаров, являющихся результатом промышленной переработки сельхозпродукции, применяется общеустановленный порядок исчисления налога на добавленную стоимость. Налоговая база в данном случае определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров без уменьшения ее на стоимость приобретенного у физического лица сельхозсырья, используемого на производство этих товаров.

ВОПРОС 11: Каков порядок исчисления НДС при реализации в 2001 году здания, приобретенного в результате приватизации без налога на добавленную стоимость и учитываемого на балансе организации по остаточной стоимости, включая стоимость работ, выполненных при его реконструкции с учетом налога на добавленную стоимость?
ОТВЕТ: В соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по операциям, признаваемым объектами налогообложения.
Данное положение означает, что при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, из суммы налога, полученной от покупателя за реализованные товары (работы, услуги), вычитаются в установленном порядке суммы налога, фактически уплаченные поставщику по приобретенным товарам (работам, услугам).
Учитывая изложенное, при реализации в 2001 году здания, приобретенного в результате приватизации без налога на добавленную стоимость и учитываемого на балансе организации по остаточной стоимости, включая стоимость работ, выполненных при его реконструкции, с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной с цены реализации здания по ставке 20 процентов, и суммой налога, уплаченной подрядным организациям за работы, выполненные при реконструкции и реставрации этого здания, включенной в стоимость основных средств, не списанную через амортизационные отчисления.
В счете-фактуре, предъявляемом покупателю, отражается сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная с цены реализации данного здания.
При дальнейшей перепродаже такого здания исчисление налога на добавленную стоимость производится в соответствии с вышеназванной нормой закона.

ВОПРОС 12: Принимаются ли к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, в случае выделения данной организацией суммы НДС в счете - фактуре, выписанном в адрес покупателя?
ОТВЕТ: Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Указанные предприятия не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм налога на добавленную стоимость.
При приобретении этими предприятиями материальных ценностей для производственных нужд, как за наличный расчет, так и при безналичных расчетах, сумма налога на добавленную стоимость к зачету (возмещению) не принимается и расчетным путем не выделяется.
Налог на добавленную стоимость, выделенный в ошибочно выписанном этим предприятием счете-фактуры в адрес покупателей, к зачету (вычету) у покупателя не принимается.
Если покупатель неправомерно (в связи с отсутствием информации об особом статусе поставщика как объекта малого предпринимательства, перешедшего на упрощенную систему налогообложения) получил возмещение (зачет) "входного" налога на добавленную стоимость, необходимо сделать восстановительную бухгалтерскую проводку: кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС") и дебет счета 20 "Основное производство".
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных (выделенных отдельной строкой) сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Покупатель не вправе самостоятельно выделять (рассчитывать) сумму налога на добавленную стоимость по материальным ценностям, приобретенным у поставщиков, для принятия ее к вычету.

ВОПРОС 13: Каков порядок исчисления НДС и оформления счетов-фактур при передаче заказчиком-застройщиком налогоплательщику-инвестору части объекта (квартир), введенного в эксплуатацию законченным капитальным строительством?
ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При осуществлении строительства объектов денежные средства инвесторов (дольщиков), поступающие на расчетный счет предприятия, выполняющего в соответствии с лицензией функции заказчика-застройщика, осуществляющего работы по реализации инвестиционного проекта с привлечением подрядных организаций, являются источником целевого финансирования и не рассматриваются как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), следовательно, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Оплата выполненных подрядными организациями работ за счет этих источников производится заказчиком-застройщиком с налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации при строительстве жилого дома с привлечением инвесторов (дольщиков) - юридических и физических лиц суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные заказчиком-застройщиком поставщикам за приобретенные материальные ценности, а также подрядным организациям за выполненные строительно-монтажные работы, у заказчика-застройщика к вычету не принимаются и включаются в затраты по строительству жилого дома, поскольку он не является балансодержателем построенного объекта.
Счета-фактуры, полученные заказчиком-застройщиком от поставщиков материальных ценностей и подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам, хранятся у заказчика-застройщика в журнале учета полученных счетов-фактур без регистрации их в книге покупок.
При передаче заказчиком-застройщиком налогоплательщику-инвестору части объекта (квартир), введенного в эксплуатацию законченным капитальным строительством, не происходит смены собственника данной части объекта (квартир), поскольку, инвестируя часть объекта, инвестор закрепляет за собой право на приобретение профинансированного имущества и, следовательно, у заказчика-застройщика не возникает обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Передача части объекта (квартир) от заказчика-застройщика инвестору (соинвестору) осуществляется по фактической стоимости жилой площади с учетом налога на добавленную стоимость.
Сумма превышения итогового взноса инвестора над фактической стоимостью квартир, возникающая на момент оформления акта реализации инвестиционного контракта и остающаяся в распоряжении заказчика-застройщика, если иное не предусмотрено инвестиционным договором, у заказчика - застройщика облагается налогом на добавленную стоимость. На указанную сумму денежных средств заказчиком-застройщиком составляется счет-фактура в одном экземпляре, который регистрируется в его книге продаж.
При передаче квартир инвестору (соинвестору) заказчик-застройщик выписывает счет фактуру в 2-х экземплярах с указанием фактической стоимости передаваемых квартир и отражением суммы налога на добавленную стоимость, входящей в стоимость передаваемых квартир. Один экземпляр счета-фактуры передается налогоплательщику-инвестору, второй - подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж у заказчика-застройщика.
Заказчик-застройщик выписывает счета-фактуры инвестору (соинвестору) после оформления акта реализации инвестиционного контракта, т.е. в течение пяти дней после передачи в установленном порядке квартир в соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для выписывания заказчиком-застройщиком счетов-фактур инвесторам (соинвесторам) является сводная ведомость затрат на строительство жилого дома и справка-расчет на долю, приходящуюся каждому инвестору (соинвестору).
Сумма налога на добавленную стоимость, отражаемая в счете-фактуре, определяется расчетным путем, исходя из сумм налога, уплаченных заказчиком-застройщиком поставщикам материальных ценностей, используемых при строительстве жилого дома, а также подрядным организациям за выполненные строительно-монтажные работы, включенных в фактические затраты по строительству жилого дома.
Квартиры, приобретенные в порядке долевого участия в строительстве жилья, налогоплательщик-инвестор (соинвестор) принимает на учет по стоимости с учетом налога на добавленную стоимость, выделенного в счете-фактуре который в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации у инвестора (соинвестора) к вычету не принимается, т.к. квартиры не относятся к объектам производственного назначения.
При реализации вышеназванным налогоплательщиком квартиры, приобретенной в порядке долевого участия в строительстве жилого дома, учитываемой на балансе по стоимости с учетом налога на добавленную стоимость, налоговая база определяется как разница между продажной ценой квартиры, определяемой с учетом положения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом налога на добавленную стоимость, и стоимостью ее приобретения, включая налог на добавленную стоимость, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. С указанной разницы по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента исчисляется налог на добавленную стоимость.
В счете-фактуре, оформляемом при реализации такой квартиры, в графе 7 указывается ставка налога на добавленную стоимость в размере 16,67 процента с пометкой "с межценовой разницы", в графе 8 - сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке и в графе 9 - стоимость реализуемой квартиры с учетом суммы исчисленного налога.

ВОПРОС 14: На основании каких норм закона о налогах и сборах предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога, принятых к вычету налогоплательщиком до получения освобождения, с отражением этих сумм в налоговой декларации?
ОТВЕТ: Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения, или для перепродажи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщикам, освобожденным от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, при приобретении товаров (работ, услуг) учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).
Таким образом, у организации, получившей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, нет оснований для предъявления к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).
Учитывая изложенные положения Кодекса, суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным до получения налогоплательщиком освобождения, но используемым им для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке с отражением этих сумм в налоговой декларации.

ВОПРОС 15: Следует ли восстанавливать суммы НДС по остаткам товаров, приобретенных до получения освобождения в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ и принятых к вычету в установленном порядке?
ОТВЕТ: Остатки товарно-материальных ценностей, числящиеся на первое число месяца, с которого налогоплательщик получил освобождение в соответствии ее статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации, будут реализовываться налогоплательщиком уже после получения освобождения без налога на добавленную стоимость, поэтому суммы НДС по остаткам приобретенных товаров, ранее отнесенные к вычету, необходимо восстановить и уплатить в бюджет.
Налог по товарно-материальным ценностям производственного назначения, используемым организацией после получения освобождения к вычету не принимается, а относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

ВОПРОС 16: Подлежат ли восстановлению суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и принятые к вычету в соответствующем налоговом периоде, предшествующем получению освобождения, при условии, что по данным основным средствам на момент получения освобождения уже были начислены амортизационные отчисления?
ОТВЕТ: Суммы налога по амортизируемому имуществу, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171, 172 Кодекса до получения им права на освобождение, после получения налогоплательщиком освобождения от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в доле недоамортизированной стоимости указанного имущества.

ВОПРОС 17: Куда относятся восстановленные суммы НДС по остаткам товаров, числящихся на 1 число месяца, с которого получено освобождение в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ и принятых к вычету в установленном порядке?
ОТВЕТ: Восстановленные суммы налога по остаткам товаров (работ, услуг), числящимся на первое число месяца, с которого налогоплательщик получил освобождение в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличивают стоимость приобретения этих товаров (работ, услуг) и отражаются на счетах учета материальных ценностей.

ВОПРОС 18: Организация переведена на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, и не является плательщиком НДС. Имеет ли право организация получить освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ по отдельным видам деятельности, в случае если один из видов деятельности является реализация подакцизной продукции?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
Однако, согласно пункту 2 статьи 145 Кодекса вышеизложенное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Учитывая изложенное, в случае реализации налогоплательщиком подакцизных товаров освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса ему не предоставляется в целом по его деятельности, вне зависимости от того, переведен ли налогоплательщик по деятельности, связанной с реализацией подакцизных товаров, на уплату единого налога на вмененный доход или нет.

Начальник отдела косвенных налогов
УМНС РФ по Кемеровской области
И.И.АНТОНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru