Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 16.10.2001 № 3-186/01
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РАСПОРЯЖЕНИЯ И.О. ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ ОТ 20 ИЮЛЯ 2001 Г. № 585-Р "О УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛНОМОЧИЯ ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2001 г. по делу № 3-186/01

<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РАСПОРЯЖЕНИЯ И.О. ГУБЕРНАТОРА
ОБЛАСТИ ОТ 20 ИЮЛЯ 2001 Г. № 585-Р
"О УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРОЛЕ ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛНОМОЧИЯ ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ">

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Шостак Г.П.,
при секретаре Паньшиной Е.Ю.,
с участием прокурора Зотовой Г.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании противоречащим федеральному законодательству, распоряжения и.о. Губернатора области от 20 июля 2001 г. № 585-р "Об утверждении Положения о контроле за исполнением органами местного самоуправления государственного полномочия по распоряжению земельными участками",

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах общества и государства о признании недействительным и не порождающим правовых последствий распоряжения и.о. Губернатора области от 20 июля 2001 г. № 585-р "Об утверждении Положения о контроле за исполнением органами, местного самоуправления государственного полномочия по распоряжению земельными участками".
В обоснование требований прокурор области ссылался на то, что при издании оспариваемого распоряжения и.о. Губернатора Кемеровской области превысил свою компетенцию, поскольку действующим федеральным законодательством и Уставом области исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями по определению условий и порядка осуществления контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры области Г.Г.Зотова заявленное требование поддержала.
Представитель Администрации Кемеровской области А.В.Бельц, действовавшая на основании доверенности, предъявленные требования не признала, пояснив, что при издании оспариваемого распоряжения Администрация области в соответствии с действующим федеральным законодательством воспользовалась своим правом на собственное правовое регулирование, поскольку федеральный закон, регулирующий спорный правоотношения, в настоящее время отсутствует.
Выслушав объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Кемеровской области, представителя Администрации Кемеровской области, исследовав материалы дела, суд находит предъявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, 20 июля 2001 г. исполняющим обязанности Губернатора Кемеровской области издано распоряжение № 585-р "Об утверждении Положения о контроле за исполнением органами местного самоуправления государственного полномочия по распоряжению земельными участками" (л. д. 4 - 6).
Из содержания оспариваемого распоряжения следует, что Положением устанавливаются условия и порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Кемеровской области функций контроля за деятельностью органов местного самоуправления по предоставлению в постоянное (бессрочное) и временное пользование, передаче в собственность, сдаче в аренду, изъятию земельных участков, находящихся в государственной собственности, и действует до принятия соответствующего Закона Кемеровской области (п. 1, 2 и 3).
Суд полагает, что издание данного распоряжения исполняющим обязанности Губернатора Кемеровской области не соответствует действующему федеральному законодательству, поскольку согласно ст. 1 Закона РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" земля является объектом государственной собственности. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности РСФСР регулируются законодательством РСФСР. Из преамбулы Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", который вступает в законную силу 17 января 2001 г. также следует, что земля является объектом государственной собственности. Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления в данной области общественных отношений (п. 8 ст. 49, п. 1 ст. 51, п. 15 ст. 55, п. 1 ст. 60, п. 16 ст. 66, п. 1 ст. 71). Названным Законом Российская Федерация осуществление прав собственника государственных земель передала органам местного самоуправления, которые по существу выполняют государственные полномочия; кроме того, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в перечень вопросов местного значения в данной области общественных отношений включен лишь контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по смыслу положений п. 4 ст. 6 названного Федерального закона осуществляется органами представительной власти Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 4, п. 6 ст. 5).
Таким образом, при издании оспариваемого распоряжения исполняющий обязанности Губернатора области вышел за пределы полномочий, предоставленных ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 52 Устава Кемеровской области.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа видимо допущена опечатка: в действующей редакции Устава Кемеровской области полномочия Губернатора определены ст. 46, а не в статье 52.
   ------------------------------------------------------------------

Доводы представителя Администрации области, что оспариваемое распоряжение издано в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, так как федеральный закон, устанавливающий условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия по распоряжению земельными ресурсами, отсутствует; вопросы владения, пользования и распоряжения землей относятся согласно п. "в" ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование в форме не только законов, но и иных нормативных правовых актов по мнению суда безосновательны, поскольку вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, контроль за их реализацией урегулирован Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 4 и 5). Данным Законом установлено, что как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, так и условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления этих полномочий определяется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 6). Кроме того, из содержания данной статьи следует, что условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем, как установлено судом, что не оспаривал и представитель заинтересованного лица, какого-либо государственного полномочия в данной области общественных отношений субъектом Российской Федерации - Кемеровской областью - органам местного самоуправления области предоставлено не было.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания распоряжения и.о. Губернатора области от 20 июля 2001 г. № 585-р "Об утверждении Положения о контроле за исполнением органами местного самоуправления государственного полномочия по распоряжению земельными участками" недействительным и порождающим правовых последствий со дня его издания, поскольку оно не соответствует положениям действующего федерального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239/7 - 239/8 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить.
Признать распоряжение и.о. Губернатора Кемеровской области от 20 июля 2001 г. № 585-р "Об утверждении Положения о контроле за исполнением органами местного самоуправления государственного полномочия по распоряжению земельными участками" недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Кемеровского
областного суда
Г.П.ШОСТАК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru