Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 03.08.2001 № 3-136/01
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2001 г. по делу № 3-136/01

<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ
ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ">

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Шостак Г.П.,
при секретаре Голубевой О.Г.,
с участием прокурора Танкова Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области в интересах государства и общества о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Кемеровской области "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния",

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и общества о признании Закона Кемеровской области от 02.02.99 № 15-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Свои требования прокурор области обосновывал тем, что вводимая оспариваемым Законом области система органов записи актов гражданского состояния на территории Кемеровской области", которая состоит из органа записи актов гражданского состояния Администрации Кемеровской области и органов записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления муниципальных образований, и наделение последних полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния не соответствует положениям п. 4 ст. 47 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", п. п. 5 и 6 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ".
Как полагает прокурор области, установление оспариваемым Законом области данной системы органов записи актов гражданского состояния является вмешательством органов государственной власти области в вопросы местного ведения и нарушает самостоятельность местного самоуправления.
Кроме того, прокурор области просит обязать газету "Кузбасс" опубликовать вынесенное по делу решение.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Кемеровской области Танков Д.В. заявленное требование поддержал.
Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области Рыбакова Т.В. заявленное требование не признала и просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что оспариваемый Закон области принят Советом народных депутатов в пределах его компетенции, поскольку им урегулирован в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" порядок передачи государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления.
Представители Администрации Кемеровской области и Управления записи актов гражданского состояния Администрации Кемеровской области Черкасова Е.В. и Орлова В.В. возражали против удовлетворения заявления, указывая, что оспариваемый Закон области соответствует федеральному законодательству, поскольку согласно ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно; органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передать отдельные государственные полномочия органам местного самоуправления.
Выслушав объяснения участников процесса,исследовав материалы дела, суд находит предъявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 3 ГК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 47 ГК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния,формы актовых книг и свидетельству также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.
В силу ст. ст. 1 и 4 (п. 1) Федерального закона "Об актах гражданского состояния" настоящий Федеральный закон определяет органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния).
Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, 2 февраля 1999 г. Советом народных депутатов Кемеровской области издан Закон № 15-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Кемеровской области полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния (л. д. 5 - 6). Данный Закон опубликован в газете "Кузбасс" 10 февраля 2000 г. № 24.
Как следует из содержания данного закона области, закон устанавливает систему органов записи актов гражданского состояния на территории Кемеровской области, которую составляют органы записи актов гражданского состояния Администрации Кемеровской области и органы записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления муниципальных образований (ст. 3), определяет порядок их образования (ст. 4) наделяет органы местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, определяет круг этих полномочий и органы, которые осуществляют эти полномочия, в виде органов записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления муниципальных образований (ст. ст. 1, 2).
Анализ положений оспариваемого Закона области показывает, что возложение полномочий по регистрации актов гражданского состояния на органы местного самоуправления, организация органов записи актов гражданского состояния в структуре органов местного самоуправления не соответствует положениям ст. ст. 1 и 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", поскольку названный Федеральный закон определил органы,которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния (ст. 1). Ими являются органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 п. 1 ст. 4), а следовательно органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, могут быть образованы только в системе органов государственной власти.
Кроме того, органы государственной власти действующим Федеральным законодательством не наделены правом образовывать органы в структуре органов местного самоуправления. Образование органов записи актов гражданского состояния в структуре органов местного самоуправления муниципальных образований, предусмотренное оспариваемым Законом области, противоречит ст. ст. 6, 8 и 14 (п. 6) Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, их структура определяется населением самостоятельно и является предметом местного решения.
Доводы представителей заинтересованных лиц, что оспариваемый Закон области издан в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (ч. 2 п. 1 ст. 4), Конституцией Российской Федерации (ст. 132), Федеральным законом "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 5 и 6), поскольку названным Федеральным законом об актах гражданского состояния субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельного решения вопросов образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации действующее федеральное законодательство не содержит ограничений на передачу тех или иных государственных полномочий органам местного самоуправления, как полагает суд, безосновательны. Действительно, ч. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предоставляет субъектам Российской Федерации право самостоятельного решения вопросов образования и организации органов записи актов гражданского состояния, однако эти вопросы, как следует из этой же нормы закона, должны решаться на основании настоящего Федерального закона. Этим Законом предусмотрено, что органы записи актов гражданского состояния образуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В структуре органов местного самоуправления органы государственной власти не вправе образовывать какие-либо органы. Таким образом органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, могут быть образованы только в системе органов государственной власти. Субъекты Российской Федерации наделены правом решать вопросы создания и деятельности органов записи актов гражданского состояния в той системе, в какой они определены Федеральным законом.
Суд не соглашается с доводами представителя Совета народных депутатов области, что оспариваемый Закон области не имеет предметом своего регулирования вопросы образования органов записи актов гражданского состояния, а устанавливает порядок передачи государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния поскольку, как следует из содержания Закона, им устанавливается система органов записи актов гражданского состояния на территории области, которая включает органы записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления; эти органы, как предусмотрено Законом области, образуются в структуре органов местного самоуправления, т.е. предметом регулирования Закона области также является определение органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания Закона Кемеровской области от 02.02.99 № 15-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку данный Закон был опубликован в газете "Кузбасс", суд считает необходимым обязать редакцию этой газеты опубликовать сообщение о решении суда после его вступления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239/7 - 239/8 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить.
Признать Закон Кемеровской области от 02.02.99 № 15-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать редакцию газеты "Кузбасс" сообщение о данном решении опубликовать в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Кемеровского
областного суда
Г.П.ШОСТАК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru