Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 28.06.2000 № 3-115/00
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.01.99 № 11-ОЗ "О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОРЯДКЕ ИХ РЕОРГАНИЗАЦИИ" В ЧАСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОКУЗНЕЦКА П. ТАГАРЫШ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2000 г. по делу № 3-115/00

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.01.99 № 11-ОЗ
"О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
И ПОРЯДКЕ ИХ РЕОРГАНИЗАЦИИ" В ЧАСТИ
ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. НОВОКУЗНЕЦКА П. ТАГАРЫШ>

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Шостак Г.П.,
при секретаре Паньшиной Е.Ю.,
с участием прокурора Зотовой Г.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово дело по заявлению Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области о признании недействительным Закона Кемеровской области от 19.01.99 № 11-ОЗ "О муниципальных образованиях в Кемеровской области и порядке их реорганизации" в части включения в состав муниципального образования г. Новокузнецка п. Тагарыш,

установил:

Администрация г. Новокузнецка обратилась в суд с заявлением о признании недействительным Закона Кемеровской области от 19.01.99 № 11-ОЗ "О муниципальных образованиях в Кемеровской области и порядке их реорганизации" в части включения в состав муниципального образования г. Новокузнецка п. Тагарыш.
В обоснование своих требований Глава г. Новокузнецка ссылался на то, что 17 декабря 1995 года был проведен референдум при принятии Устава города, в котором население высказало свое мнение относительно границ муниципального образования г. Новокузнецка, определив состав территорий, в него входящих. Включением п. Тагарыш в состав муниципального образования г. Новокузнецка были изменены границы муниципального образования в нарушение требований федерального законодательства без учета мнения населения.
Кроме того, решением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 06.10.1998 был признан недействительным Закон Кемеровской области от 08.04.97 № 2-ОЗ, которым пос. Тагарыш был передан в административное подчинение г. Новокузнецку, на основании того, что изменение границ муниципального образования было произведено без учета мнения населения.
В судебном заседании представители Администрации г. Новокузнецка заявленное требование поддержали, уточнив его: просили признать правовой акт в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. Кроме того пояснили что пос. Тагарыш расположен на землях Новокузнецкого района, на расстоянии 40 км от города, финансируется из областного бюджета; общих инженерно-коммунальных сооружений, социально-культурных связей с городом не имеет; в административном подчинении города не находится.
Представители Совета народных депутатов и Администрации Кемеровской области заявленное требование не признали.
Выслушав объяснения представителей Администрации г. Новокузнецка, Совета народных депутатов и Администрации Кемеровской области, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора областной прокуратуры Зотовой Г.Г., полагавшей заявленное требование удовлетворить, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 13 названного Федерального закона установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Аналогичный порядок установления и изменения границ муниципального образования предусмотрен Уставом Кемеровской области (ст. 62), Законом Кемеровской области "О местном самоуправлении в Кемеровской области" (ст. 18)
Как установлено судом, 19 января 1999 г. был издан "Закон Кемеровской области "О муниципальных образованиях в Кемеровской области и порядке их реорганизации", согласно которому к муниципальным образованиям отнесен город Новокузнецк с перечнем населенных пунктов. В состав населенных пунктов, входящих в названное муниципальное образование, включен и пос. Тагарыш (ст. 6) (л. д. 146, 155). Однако граница муниципального образования г. Новокузнецка была установлена 17 декабря 1995 г. при принятии Устава города в соответствии с положениями ст. 1, пп. 1.1 ст. 8, ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 62 Устава Кемеровской области. Устав зарегистрирован в установленном законом порядке (л. д. 5 - 30).
Согласно ст. 7 данного Устава городское самоуправление осуществляется на всей территории г. Новокузнецка. Территорию города составляют все земли в установленных границах городской черты, а также земли поселков и сельских поселений, входящих в состав города, независимо от форм собственности на землю.
В судебном заседании установлено, что городская черта г. Новокузнецка определена постановлением Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 89 (л. д. 32 - 33); пос. Тагарыш находится за ее пределами и расположен на землях Новокузнецкого района, что подтверждается данными управления по земельным ресурсам и землеустройству (л. д. 31), фрагментом карты Новокузнецкого района (л. д. 18), не оспаривали этого и представители Совета народных депутатов и Администрации области.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что включая пос. Тагарыш в перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования г. Новокузнецка, представительный орган субъекта Российской Федерации в нарушение требований действующего законодательства произвел изменение границ указанного муниципального образования, не выяснив мнение населения соответствующей территории.
Суд не соглашается с доводами представителей Совета народных депутатов и Администрации Кемеровской области о том, что не требовалось выяснение мнения населения по данному вопросу, так как имело место первичное установление границ муниципального образования, поскольку согласно Закону Кемеровской области "О местном самоуправлении в Кемеровской области" территорией местного самоуправления считается территория, в рамках которой осуществляется местное самоуправление и устанавливается оно на основе волеизъявления населения; границы и состав территории в соответствии со ст. 8 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" указываются в Уставе муниципального образования. Население г. Новокузнецка на городском референдуме выразило свою волю, определив границы муниципального образования; поэтому при принятии данного Закона в оспариваемой части имело место, по мнению суда, изменение границ муниципального образования г. Новокузнецка.
Как установлено судом, при включении пос. Тагарыш в муниципальное образование г. Новокузнецк не были приняты законодателем во внимание исторические и иные местные традиции, что предусмотрено названным Федеральным законом (п. 1 ст. 13).
Пос. Тагарыш расположен на расстоянии свыше 40 км от г. Новокузнецка, находится на землях Новокузнецкого района, между поселком и городом имеются 4 населенных пункта, входящих в муниципальное образование Новокузнецкий район, каких-либо хозяйственных, культурных связей, объединяющих данный поселок и город не имеется; объекты соцкультбыта, жилой фонд в муниципальной собственности г. Новокузнецка не находятся; расходы на его содержание в бюджет города не включены; финансирование производится за счет средств областного бюджета (л. д. 50, 118); жители поселка работают на предприятиях Новокузнецкого района, расположенных вблизи поселка, и пользуются объектами социально - культурного назначения соседних населенных пунктов.
Таким образом, суд полагает, что включение пос. Тагарыш в муниципальное образование г. Новокузнецк было произведено без учета местных условий и сложившейся инфраструктуры, что не соответствует положениям действующего законодательства о местном самоуправлении.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 5 Закона Кемеровской области "О муниципальных образованиях в Кемеровской области и порядке их реорганизации" первичное установление территорий муниципальных образований закрепляется в уставах муниципальных образований в пределах существующих границ административно-территориальных единиц в соответствии с действующим административно-территориальным делением Кемеровской области.
В судебном заседании установлено, что пос. Тагарыш не входит в состав г. Новокузнецка, в административном подчинении администрации города не находится. Решением Кемеровского областного суда от 06 октября 1998 г. Закон Кемеровской области № 2-ОЗ от 08.04.97 в части передачи указанного поселка в административное подчинение администрации г. Новокузнецка признан недействительным (л. д. 34 - 35, 36); другого решения, определяющего правовой статус поселка, в установленном законом порядке принято не было. Каких-либо доказательств, подтверждающих обратное, представителями Совета народных депутатов и Администрации области, представлено не было. Закон Кемеровской области об административно-территориальном устройстве области до настоящего времени не принят.
Доводы представителя Администрации области, что указанный поселок находился в административном подчинении администрации г. Новокузнецка как на момент проведения референдума, так и на момент принятия оспариваемого Закона в части, по мнению суда, необоснованны, поскольку, как установлено судом, в установленном законом порядке правовой статус данного поселка не был определен.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования Администрации г. Новокузнецка являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявленное требование Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области удовлетворить.
Признать Закон Кемеровской области от 19.01.99 № 11-ОЗ "О муниципальных образованиях в Кемеровской области и порядке их реорганизации" в части включения в состав муниципального образования г. Новокузнецка п. Тагарыш противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать в областной газете "Кузбасс".
Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Кемеровского областного суда
Г.П.ШОСТАК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru