Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН Кемеровской области от 27.06.2000 № 36-ОЗ
"О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2002 ГОДЫ"
(принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31.05.2000)

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасс", № 127, 12.07.2000


Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 3 данного документа).



27 июня 2000 года № 36-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000 - 2002 ГОДЫ"

Принят
Советом народных депутатов
Кемеровской области
31 мая 2000 г. № 520

Настоящий Закон разработан в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" и от 25 августа 1999 года № 945 "О государственной кадастровой оценке земель".
В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами

Статья 1. Утвердить региональную целевую программу "Развитие земельной реформы в Кемеровской области на 2000 - 2002 годы" согласно приложению.

Статья 2. Финансирование региональной целевой программы "Развитие земельной реформы в Кемеровской области на 2000 - 2002 годы" из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований осуществлять за счет средств от платы за землю.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
г. Кемерово
27 июня 2000 года
№ 36-ОЗ





Приложение
к Закону Кемеровской области
от 27 июня 2000 г. № 36-ОЗ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие земельной реформы в Кемеровской
области на 2000 - 2002 годы"

ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Развитие земельной
реформы в Российской Федерации на 2000 - 2002 годы"

Наименование Программы - региональная целевая программа
"Развитие земельной реформы в
Кемеровской области на
2000 - 2002 годы"

Дата принятия решения о - распоряжение Администрации
разработке Программы Кемеровской области от 25.11.99
(наименование документа) № 1181-р

Государственные заказчики - комитет по земельным ресурсам и
Программы землеустройству Кемеровской
области

Основные разработчики - комитет по земельным ресурсам и
Программы землеустройству Кемеровской
области

- главное финансовое управление
Администрации Кемеровской области

- департамент экономики
Администрации Кемеровской области

- департамент сельского хозяйства и
продовольствия Администрации
Кемеровской области

Цели и задачи Программы - повышение эффективности
использования земли, создание
условий для увеличения
социального, инвестиционного,
производительного потенциала земли
и превращения ее в самостоятельный
фактор экономического роста

Сроки и этапы реализации - 2000 - 2002 годы:
Программы I этап - 2000 год;
II этап - 2000 - 2002 годы

Перечень основных - разработка и совершенствование на
мероприятий Программы всех уровнях правовой и
нормативной базы регулирования
земельных отношений

- создание механизма, реализующего
права собственников земельных
долей

- создание механизма,
обеспечивающего приватизацию
городских земель при приватизации
государственных и муниципальных
предприятий и развитие оборота
земель в городах и поселениях

- разграничение земель, находящихся
в федеральной собственности,
областной и муниципальной
собственности

- ведение государственного
земельного кадастра

- совершенствование системы
земельных платежей

- зонирование территорий

- проведение массовой оценки земель
картографическое, геодезическое и
землеустроительное обеспечение
земельной реформы

- ведение мониторинга земель

- техническое оснащение службы
государственного контроля за
использованием и охраной земель,
создание денежного фонда охраны
земель

- проведение информационно -
разъяснительной работы среди
населения

- подготовка и переподготовка кадров

(млн. рублей)
Объемы и источники - 2000 - 2002 годы 2000 год
финансирования

Всего 221,3 75,3
в том числе:
федеральный бюджет 25,2 8,2
областной бюджет 75,5 25,2
местный бюджет 117,9 41,0
прочие источники 2,7 0,9

Ожидаемые конечные результаты - закрепление конституционных
реализации Программы прав граждан свободно
распоряжаться участком земли и
земельной долей под жестким
контролем государства

- разграничение земель,
находящихся в федеральной
собственности, областной и
муниципальной собственности

- эффективное и рациональное
использование земельных
ресурсов на всех уровнях
управления ими

- повышение поступления от
платежей за землю в доходную
часть бюджета

Введение

Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования. В Кемеровской области ежегодно не используется 60 - 80 тыс. гектаров пашни, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Российской Федерации.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" разработана в соответствии с протоколом первого заседания "круглого стола" от 26 декабря 1997 года № Пр-2212 и поручением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года № ВЧ-П1-41711.
Региональная целевая программа "Развитие земельной реформы в Кемеровской области на 2000 - 2002 годы" разработана с целью осуществления федеральной программы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694 и распоряжением Администрации Кемеровской области от 25.11.99 № 1181.

1. Основные положения Программы

1.1. Основные итоги земельных преобразований
в России в 1991 - 1998 годах

В России завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
В ходе земельной реформы к январю 1999 года произошли значительные преобразования.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
В области в результате реорганизации 209 сельскохозяйственных предприятий приняли частную форму собственности, которым передано 1657,1 тыс. гектаров земель. В итоге 126,8 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (2043 хозяйства), в распоряжение которых передано 127,0 тыс. гектаров земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 274 тыс. гектаров.
Органам местного самоуправления передано в ведение 369 тыс. гектаров земель (сельские населенные пункты с прилегающими территориями). В городах и поселках городского типа из 281 тыс. гектаров земель в собственность граждан и юридических лиц передано около 6 тыс. гектаров.
В основном решена проблема обеспечения граждан земельными участками. Более 700 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 114 тыс. гектаров земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,19 до 0,23 гектаров, а для садоводства - с 0,05 до 0,09 гектаров.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 290 тыс. граждан и 13 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1996 году - 108,3 млн. рублей, в 1997 году - 308,2 млн. рублей, в 1998 году - 363,9 млн. рублей (в деноминированных рублях).
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло 6 тысяч в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.
На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.
Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило около 5 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997 - 1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель и других работ.
Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.

1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;
повышение плодородия почв и охрана земель;
приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности;
создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории России.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа реализации Программы.
На I этапе (2000 год) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.
На II этапе (2001 - 2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими
федеральными и областными программами

Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития области и Российской Федерации. В целом она конкретизирует и развивает положения программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 года № 360, касающиеся земельной реформы в стране, а также связанных с ней институциональных преобразований, затрагивает вопросы структурной, инвестиционной, жилищной и региональной политики.
В Программе определены направления реализации как федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 932, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так и аналогичной областной Программы, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Кемеровской области от 25.04.97 № 55.

2. Система программных мероприятий

2.1. Стабилизация отношений собственности на землю

Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
создание системы правового зонирования земель.

2.2. Укрепление гарантий конституционных прав
граждан на землю

Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
обеспечение всем гражданам Российской Федерации возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
обеспечение всем гражданам Российской Федерации - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством Российской Федерации);
активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей.

2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости

Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных
преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:
развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
переход на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;
расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.

2.4. Земельные преобразования в сельской местности.
Государственное регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения

В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. К 2000 году в сельской местности завершается реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация ими земель, создан широкий слой собственников земельных долей, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и так далее).
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на I этапе реализации Программы:
осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;
уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена;
установить для сельскохозяйственных организаций правила бухгалтерского учета операций с земельными долями;
уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации;
создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей;
развивать систему ипотечного кредитования сельхозпроизводителей;
сформировать повсеместно земельный фонд для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления земельных участков казачьим обществам;
содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов;
принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их.
На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие").

2.5. Развитие ипотечного кредитования

Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по ряду, в основном экономических, причин, поэтому в данной Программе не ставится вопрос широкого распространения залога земель.
В целях использования всего потенциала земельной ипотеки на 1 этапе реализации настоящей Программы обеспечивается:
разработка механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удостоверение из стоимости заложенного имущества, а также гарантировать риск отсрочки возврата кредита;
использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств.

2.6. Совершенствование системы земельных платежей

Действующая система земельных платежей в России регулируется Законом Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю", по которому формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников.
При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;
расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;
необходимость дифференцировать ставки земельного налога за неиспользуемые земли и используемые не по целевому назначению;
выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли на I этапе реализации Программы предполагает:
ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в федеральный бюджет и бюджет области;
завершение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации;
сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате.
На II этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.

2.7. Ведение государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования, рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
На I этапе реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
разработка отвечающей современным требованиям законодательной и нормативно - технической базы системы ведения государственного земельного кадастра;
обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех городах и районах области, а также муниципальных образованиях;
формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях области и муниципальных образований;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;
внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра;
разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур;
организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и другими) на основе единых принципов, форм и процедур;
разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения.
На II этапе реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия:
введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;
создание информационной базы данных о федеральных землях, землях субъектов Российской Федерации и землях муниципальных образований.

2.8. Оценка земель

Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются:
установление единого для всех субъектов Российской Федерации порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель;
определение порядка, оснований и методов проведения оценки рыночной стоимости земельных участков.
Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
На II этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории области.

2.9. Земельные преобразования в городах
и других поселениях

Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономическим развитием городов.
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и так далее) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями.
На I этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
проведение территориально-экономического и функционального зонирования территорий городов и других поселений;
осуществление программы инвентаризации земель городов и других поселений;
разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений;
проведение землеустроительных работ, связанных с установлением земель, относящихся к федеральной и муниципальной собственности;
разработка методики формирования и межевания земельных участков как объектов недвижимости в городах и других поселениях;
приватизация земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. Передаются (продаются), как правило, на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенные для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. При этом допускается снижение цены земли, по которой она продается собственникам приватизированных объектов недвижимости. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры;
обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка.
II этап реализации Программы должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, что означает:
разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем городского землепользования;
разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах.

2.10. Информационно-консультационное
обеспечение Программы

На I этапе реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и региональном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.
В этих целях организуется издание популярных брошюр, систематическая публикация в периодических изданиях нормативных правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в регионах, создание на радио и телевидении специальных передач.

2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению

Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:
изучить земельные ресурсы в системе комплексной оценки природных ресурсов области;
выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения;
провести межевание земель с установлением и закреплением на местности границ административно-территориальных образований;
разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;
провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими;
составить дежурные карты ограничений использования земель и обременения (сервитутов) земель;
разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;
установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;
уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений;
установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель;
провести инвентаризацию линейных сооружений федерального и областного значения;
провести работы по установлению санитарно-защитных зон промышленных предприятий.
Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ.

2.12. Мониторинг земель

Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (особенно в районах открытой добычи угля и других ископаемых), эрозия почв (эродированных и эрозионно - опасных 358 тыс. гектаров), особенно в районах сельскохозяйственного освоения. В этих же районах отмечается истощение плодородного слоя (потеря гумуса на 1 - 3 процента за 10 лет), заболачивание и переувлажнение земель, деградация пастбищ и сенокосов, некоторое подтопление земель, а также техногенное загрязнение земель. С большой скоростью идет подкисление земель (за 30 лет количество кислых почв увеличилось в три раза).
Так как наблюдения по мониторингу земель области проводятся в течение пяти лет, на первом этапе настоящей Программы предусматривается:
сделать анализ проведенных наблюдений, по возможности определить прогноз влияния негативных процессов на почвы области;
разработать мероприятия по устранению или снижению последствий негативных процессов.
На II этапе Программы необходимо совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель, а также совершенствование программы мониторинга земель области.

2.13. Усиление контроля за использованием
и охраной земель

В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.
Это обусловлено несовершенством нормативной правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
На I этапе реализации Программы предусматривается:
разработать нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности;
совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;
укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.
На II этапе реализации Программы необходимо создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель.

2.14. Совершенствование системы государственного
управления земельными ресурсами

Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в России земельной реформы.
Государственное управление земельными ресурсами Российской Федерации осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике и его территориальные органы.
В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается укрепить материально-техническую базу территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, сохранив за ними основные функции государственного управления:
нормативно-методическую деятельность;
государственный контроль за охраной и использованием земель;
организацию проведения землеустройства;
ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории Российской Федерации в целом.
В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации федеральных и других программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи органам исполнительной власти области в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

3. Правовое обеспечение Программы

Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений и нуждается в существенном обновлении. Проведение реформы на основе подзаконных актов не обеспечивает гарантий собственникам, пользователям земли, инвесторам и иным участникам рынка земли. Реформа должна проводиться, опираясь на широкую законодательную базу, в первую очередь на Земельный кодекс Российской Федерации, без принятия которого не может быть сформирована полноценная система земельного законодательства.
Правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений. В этих целях предусматривается:
развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость;
создание гарантий конституционных прав граждан на землю;
принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, создание рыночной инфраструктуры;
развитие законодательства, регулирующего рынок земли и другой недвижимости;
правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сферах.
На региональном уровне до выхода Земельного кодекса необходимо будет разработать ряд положений, позволяющих осуществлять земельные отношения в соответствии с действующими законами и подзаконными актами. Такие, как "Порядок изъятия и выкупа земельных участков в государственную и муниципальную собственность" и другие.

4. Ресурсное обеспечение мероприятий Программы

Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет различных источников финансирования. Основное финансирование планируется за счет бюджета Кемеровской области.
Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 221,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета будет выделено 25,2 млн. рублей, или 11,4 процента, за счет области и местных бюджетов - 193,4 млн. рублей, или 87,4 процента, за счет прочих источников - 2,7 млн. рублей, или 1,2 процента от общего объема затрат.
Средства из федерального бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий: оценка земель - 0,2 млн. рублей; землеустроительное обеспечение - 3,0 млн. рублей; картографическое обеспечение - 22,0 млн. рублей.
Средства областного и местных бюджетов, составляющие в общей сумме 193,4 млн. рублей, будут направлены на картографическое, землеустроительное, градостроительное обеспечение, оценку и контроль за использованием земель, мониторинг, информационно-консультационную деятельность, организацию управления и контроль за ходом реализации Программы.
На финансирование мероприятий Программы на I этапе будет направлено 75,3 млн. рублей, из них 8,2 млн. рублей из федерального бюджета, 66,2 млн. рублей из областного и местного бюджетов, 0,9 млн. рублей из внебюджетных средств; на II этапе - 146,0 млн. рублей, из них 17,0 млн. рублей из федерального бюджета, 127,2 млн. рублей из областного и местных бюджетов, 1,8 млн. рублей из внебюджетных средств.

Затраты на реализацию мероприятий Программы
приведены в таблице

млн. рублей
   ----------------------------T-----------T-----------------------¬

¦ ¦2000 - 2002¦ В том числе ¦
¦ ¦ годы +-----------T-----------+
¦ ¦ ¦ 2000 год ¦2001 - 2002¦
¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦
+---------------------------+-----------+-----------+-----------+
¦Средств - всего ¦ 221,3 ¦ 75,3 ¦ 146,0 ¦
¦Из них за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦федерального бюджета ¦ 25,2 ¦ 8,2 ¦ 17,0 ¦
¦Из общего объема средств: ¦ ¦ ¦ ¦
¦научно-исследовательские ¦ ¦ ¦ ¦
¦и опытно-конструкторские ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦капитальные вложения ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦прочие нужды - всего ¦ 25,2 ¦ 8,2 ¦ 17,0 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦областной и местный бюджеты¦ 193,4 ¦ 66,2 ¦ 127,2 ¦
¦прочие источники ¦ 2,7 ¦ 0,9 ¦ 1,8 ¦
L---------------------------+-----------+-----------+------------


Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы, осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 932, и областной Программой, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Кемеровской области от 25.04.97 № 55.

5. Организация управления и контроля
за ходом реализации Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области. На уровне области управление и контроль за реализацией Программы будет осуществляться дирекцией по управлению реализацией региональной целевой программы "Развитие земельной реформы на 2000 - 2002 годы", созданной при комитете по земельным ресурсам и земельному устройству Кемеровской области.
Комитет по земельным ресурсам и земельному устройству Кемеровской области ежегодно направляет в департамент экономики и главное финансовое управление Администрации Кемеровской области предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект областного бюджета.

6. Социальная, экономическая и экологическая
эффективность реализации программных мероприятий

Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
обеспечить целевое использование этих земель;
решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;
создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.
Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и так далее.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект в размере более 1,5 млрд. рублей, в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными долями; развития ипотеки земельных участков, включая зоны земель сельскохозяйственного назначения; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях.





Приложение № 1
к Региональной целевой Программе, утвержденной
Законом Кемеровской области
от 27 июня 2000 г. № 36-ОЗ

ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации региональной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Кемеровской области
на 2000 - 2002 годы", проводимых в 2000 году

   ---------------------------------T--------------------T--------------¬

¦ Мероприятие ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦ реализации ¦
¦ ¦ ¦ мероприятия ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦ I. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению ¦
+--------------------------------T--------------------T--------------+
¦Подготовка заключений и ¦Комитет по земельным¦По поступлении¦
¦дополнений в проект федеральных ¦ресурсам и ¦из Госдумы ¦
¦законов по регулированию ¦землеустройству ¦ ¦
¦земельных отношений в Российской¦Кемеровской области ¦ ¦
¦Федерации, поступающих в ¦ ¦ ¦
¦Совет народных депутатов ¦ ¦ ¦
¦Кемеровской области на ¦ ¦ ¦
¦согласование ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦Подготовка проекта закона ¦Комитет по земельным¦В течение года¦
¦Кемеровской области "О порядке ¦ресурсам и ¦ ¦
¦выкупа земель ¦землеустройству ¦ ¦
¦сельскохозяйственного назначения¦Кемеровской области ¦ ¦
¦для государственных и ¦ ¦ ¦
¦общественных надобностей" ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦Подготовка проекта закона ¦Комитет по земельным¦В течение года¦
¦Кемеровской области "Об ¦ресурсам и ¦ ¦
¦арендной плате за землю" ¦землеустройству ¦ ¦
¦ ¦Кемеровской области ¦ ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦ II. Мероприятия по научному и методическому обеспечению ¦
+--------------------------------T--------------------T--------------+
¦Подготовка заключений и ¦Комитет по земельным¦По поступлении¦
¦дополнений к научным и ¦ресурсам и ¦ ¦
¦методическим разработкам, ¦землеустройству ¦ ¦
¦поступающим из Госкомзема ¦Кемеровской области ¦ ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦ III. Мероприятия по организационному обеспечению ¦
+--------------------------------T--------------------T--------------+
¦Обеспечение развития ¦Комитет по земельным¦В течение года¦
¦информационно-консультативной ¦ресурсам и ¦ ¦
¦работы среди граждан по вопросам¦землеустройству ¦ ¦
¦земельных отношений ¦Кемеровской области ¦ ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦Организация комплекса работ по ¦Комитет по земельным¦В течение года¦
¦землеустроительному обеспечению ¦ресурсам и ¦ ¦
¦земельных преобразований, ¦землеустройству ¦ ¦
¦инвентаризация земель населенных¦Кемеровской области ¦ ¦
¦пунктов, проведение тендера ¦ ¦ ¦
¦на выполнение этих работ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦Уточнение списков плательщиков ¦Комитет по земельным¦В течение года¦
¦земельного налога и ¦ресурсам и ¦ ¦
¦арендной платы ¦землеустройству ¦ ¦
¦ ¦Кемеровской области ¦ ¦
+--------------------------------+--------------------+--------------+
¦Совершенствование системы ¦Комитет по земельным¦В течение года¦
¦ведения земельного кадастра ¦ресурсам и ¦ ¦
¦ ¦землеустройству ¦ ¦
¦ ¦Кемеровской области ¦ ¦
L--------------------------------+--------------------+---------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru