ПОСТАНОВЛЕНИЕ Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.05.2000 № 238
"О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г. КЕМЕРОВО НА 2000 - 2001 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Кемерово", № 24, 15.06.2000
Вступает в силу с момента опубликования (пункт 3 данного документа).
КЕМЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2000 г. № 238
О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Г. КЕМЕРОВО НА 2000 - 2001 ГОДЫ
В целях развития деловой активности и конкурентной среды в сфере малого предпринимательства. Кемеровский городской Совет народных депутатов постановил:
1. Утвердить Программу поддержки малого предпринимательства г. Кемерово на 2000 - 2001 годы согласно приложению.
2. Опубликовать данное постановление в газете "Кемерово".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по экономической деятельности, развитию промышленности, предпринимательства и городского хозяйства Кемеровского городского Совета народных депутатов (Артемов В.С.).
Глава города
В.В.МИХАЙЛОВ
Приложение
к постановлению
Кемеровского городского
Совета народных депутатов
(второй созыв, двадцать седьмое заседание)
от 26 мая 2000 г. № 238
ПРОГРАММА
поддержки малого предпринимательства
г. Кемерово на 2000 - 2001 годы
I. Паспорт Программы
1.1. Заказчик Программы - Кемеровский городской Совет народных депутатов.
1.2. Разработчики Программы - комитет по экономике Администрации города при участии муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово.
1.3. Исполнитель Программы - Администрация г. Кемерово.
1.4. Цель Программы - увеличение количества субъектов малого предпринимательства в городе для обеспечения создания новых рабочих мест и стабильного источника поступлений в городской бюджет.
1.5. Сроки реализации Программы - 2000 - 2001 годы.
1.6. Источники и объем финансирования Программы - предполагаемый объем финансирования Программы: всего 22860 тыс. руб., в том числе 2000 г. - 15315 тыс. руб.
<*> финансирование будет уточняться при распределении средств господдержки Наблюдательным Советом.
1.7.Контроль за реализацией Программы:
- Кемеровский городской Совет народных депутатов;
- Глава города;
- Наблюдательный Совет города по использованию средств государственной поддержки;
- Общественный Совет по развитию и поддержке малого предпринимательства.
II. Общие положения
2.1.Нормативно - правовое обеспечение Программы:
- Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
- Указ Президента РФ "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства";
- Указ Президента РФ "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации";
- Закон Кемеровской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области".
- Положение о поддержке малого предпринимательства в г. Кемерово, утвержденное решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.03.97.
2.2. Основные понятия (термины) Программы
Субъекты малого предпринимательства - это коммерческие организации (малые предприятия), отнесенные к субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридического лица.
Малое предпринимательство - это сфера коммерческой деятельности, где субъектами деятельности являются малые предприятия и физические лица, осуществляющие коммерческую деятельность без образования юридического лица.
Деловая среда - это совокупность условий хозяйствования и комплекс факторов, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность.
2.3. Список сокращений (аббревиатур), встречающихся в тексте Программы
МНФПМП - Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово
СПП - Совет по поддержке предпринимательства при Главе города Кемерово
КЭ - комитет по экономике Администрации города
УП - управление промышленности Администрации города
КТПП - Кузбасская торгово-промышленная палата
ФУ - финансовое управление администрации города
КГП - кредитно-гарантийная программа
ОЗН - отдел занятости населения г. Кемерово
УКСМП - управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города
III. Состояние малого предпринимательства
Малое предпринимательство в городе Кемерово накопило достаточный потенциал и перешло к этапу развития, когда основное значение приобретает эффективность и устойчивость бизнеса.
В то же время современный период можно охарактеризовать как период выживания малого предпринимательства. Финансовый кризис 1998 года привел к разорению части предпринимателей. Количество малых предприятий медленно, но неуклонно сокращается.
Отраслевая структура малого предпринимательства в городе развивается не пропорционально, доминирующее положение в сфере малого предпринимательства занимают торговля и услуги для населения.
Субъекты малого предпринимательства, представляя собой многочисленный слой частных собственников, играют значительную роль в социально-экономической и политической жизни.
В настоящее время потенциал малого бизнеса не используется в полной мере. В странах с развитой рыночной экономикой число малых и средних предприятий достигает 80 - 90% от общего числа предприятий, в этом секторе занято 50 - 70% активного населения.
Не способствует развитию малого предпринимательства существующая в стране деловая среда, которая на данном этапе имеет следующие особенности:
- отсутствует целостная и комплексная система государственной поддержки малого предпринимательства, не отработан механизм взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных звеньев по осуществлению единой политики поддержки;
- неблагоприятные социально-экономические условия, нестабильная политическая обстановка определяют высокую степень риска для начинающих предпринимателей;
- успешно работающие компании не желают вкладывать свободные финансовые ресурсы в производственную сферу;
- растущее налоговое бремя, стремление переложить тяжесть налогов с крупного бизнеса на малое предпринимательство в связи с неплатежеспособностью крупного предпринимательства, нежеланием или неумением взыскать с него налоги;
- нестабильность финансового рынка, ограниченный доступ к инвестициям в связи с высокой стоимостью кредитов не позволяет малому предпринимательству применять передовые дорогостоящие технологии и повышать конкурентоспособность продукции;
- разрастание административных барьеров, усиление давления надзорно-контрольных органов, отсутствие надежного правового обеспечения и защиты предопределяет стиль хозяйствования предпринимателей на грани и за гранью закона.
IV. Основные направления в поддержке
малого предпринимательства
4.1. Создание благоприятной деловой среды для развития малого предпринимательства в городе
Малое предпринимательство будет развиваться, если деловая среда будет этому способствовать.
Усилия органов местного самоуправления направляются на стимулирование предпринимательской активности путем максимального смягчения воздействия негативных влияний деловой среды, важнейшим фактором которой является установление оптимальной величины налогообложения. Оптимальная (не угнетающая) величина налогов стимулирует предпринимательскую активность, способствует появлению на рынке новых субъектов предпринимательства и расширению налогооблагаемой базы.
4.2. Стимулирование развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Появлению субъекта малого предпринимательства на рынке предшествует зарождение идеи. Для претворения идеи в бизнес как минимум необходимо произвести оценку ее жизнеспособности, вложить финансовые ресурсы, найти помещение, технологическое оборудование.
В ряде случаев предприниматель находится в информационном вакууме, не имеет возможности получить в аренду помещение в нужном месте, найти стартовый капитал и платежеспособного потребителя.
В период действия Программы мероприятия этого направления поддержки необходимо сконцентрировать на наиболее острых проблемах деятельности малого предпринимательства, решаемых с помощью льготного кредитования, лизинговых услуг, аренды помещений, доступа к информационным ресурсам, обучения основам бизнеса, выставочной деятельности, общего и специального консалтинга.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важное практическое значение для реализации мероприятий данного направления имеют организационные ресурсы, в виде консолидации имеющихся возможностей и координации усилий различных организаций, составляющих организационную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.
Эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства определяется степенью интереса организаций ее составляющих в развитии малого предпринимательства.
К организационным ресурсам относятся возможности сформированной в городе инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства оказывать консалтинговые, аналитические, юридические услуги, а также услуги по обучению, оформлению документов, регистрации вновь создаваемых предприятий, лицензированию, бухгалтерскому учету и прочие.
4.3. Формирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов финансирования малого предпринимательства
В условиях ограниченного выбора на финансовом рынке субъекты малого предпринимательства занимают на нем более слабую позицию по сравнению с крупными предприятиями. С одной стороны, для малого предпринимательства требуются менее значительные инвестиции и вложения в сферу малого предпринимательства окупаются быстрее, с другой стороны, доступ к инвестициям для малого предпринимательства ограничен в виду низкой залогоспособности малого бизнеса, высокой оплаты за кредиты, дополнительных издержек кредитных организаций при обслуживании большого количества мелких клиентов.
Финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в формах предоставления:
а) микрокредитов;
б) налоговых льгот в соответствии со специально разработанным положением;
в) поручительств и гарантий перед банками по возврату кредитов;
г) оплаты за проведение массовых мероприятий, радио и телепередач.
Финансовые ресурсы выделяются на условиях:
а) конкурсности претендентов на получение помощи;
б) возвратности, срочности и платности;
в) контроля за целевым использованием средств.
Меры, принимаемые органами местного самоуправления,
будут концентрироваться на:
а) стимулировании кредитных организаций в кредитовании малого предпринимательства;
б) создании собственного инвестиционного механизма в виде выдачи поручительств, микрокредитования, использования средств, поступающих в бюджет в результате развития малого предпринимательства;
в) продвижении эффективных проектов для финансирования из областных и федеральных целевых программ;
г) привлечении различных коммерческих объединений, ассоциаций, фондов для финансирования малого предпринимательства.
V. Основные мероприятия и ресурсное обеспечение Программы
5.1.Создание благоприятной деловой среды для развития малого предпринимательства в городе.
6.1. Увеличение численности занятых в малом бизнесе.
6.2. Увеличение числа устойчиво работающих субъектов малого предпринимательства.
6.3. Создание новых рабочих мест.
6.4. Повышение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней.
Ответственный секретарь
Кемеровского городского
Совета народных депутатов
В.И.НАЛЕТОВ