Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 17.08.1998 № 3-46/98
<О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.10.97 № 33-ОЗ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 17 августа 1998 г. по делу № 3-46/98

<О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 06.10.97 № 33-ОЗ
"ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ">

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Фатьяновой И.П.,
при секретаре Паньшиной Е.Ю.,
с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области в интересах государства и общества о признании недействительными ст. ст. 3, 6, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона Кемеровской области "Об обеспечении пожарной безопасности" от 06.10.1997, суд,

установил:

6 октября 1997 г. Законодательным Собранием Кемеровской области принят Закон Кемеровской области "Об обеспечении пожарной безопасности" № 33-ОЗ, который вступил в действие с момента опубликования 21.10.1997.
Статьей 2 Закона Кемеровской области устанавливаются виды пожарной безопасности - охраны. При этом ст. 3 Закона области Государственная противопожарная служба делится на: территориальные и объектовые подразделения.
Ст. 6 Закона области определяется круг лиц, которые относятся к личному составу Государственной противопожарной службы, это: 1) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (сотрудники); 2) лица, не имеющие специальных или военных знаний (работники).
Частью 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 8 Закона предусмотрено финансирование льгот, предоставляемых личному составу Государственной противопожарной службы, из средств органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона области личному составу Государственной противопожарной службы предоставлено право получения беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищной строительство, либо на покупку жилья, с рассрочкой на 20 лет и погашением 75% предоставленной ссуды за счет средств Федерального бюджета или средств бюджета Кемеровской области.
Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании указанных выше статей Закона "Об обеспечении пожарной безопасности" недействительными.
Свои требования прокурор обосновал тем, что указанные нормы противоречат требованиям действующего законодательства, а именно Федеральному Закону "О пожарной безопасности", Закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закону РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов".
Указывает, что установив в законе области право на получение беспроцентной ссуды на приобретение жилья всему личному составу Государственной противопожарной службы, Законодательное Собрание вышло за пределы своих полномочий и нарушило требования п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал.
Представители Законодательного Собрания и Администрации Кемеровской области заявленные прокурором требования признали частично.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ "О пожарной безопасности" подразделениями Государственной противопожарной службы являются территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях; специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.
В Законе Кемеровской области вид подразделения - специализированные подразделения противопожарной службы, созданные в целях тушения крупных пожаров отсутствует.
Ст. 20 Федерального Закона "О пожарной безопасности" предусматривает, что субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.
В связи с изложенным суд считает, что, исключив из структурной организации службы один из видов подразделения Государственной противопожарной службы - специализированные подразделения, Законодательное Собрание области снизило требования Закона к системе организации противопожарной безопасности на территории Кемеровской области.
Доводы представителей Законодательного Собрания и Администрации Кемеровской области о том, что на территории Кемеровской области исключена возможность крупных пожаров, а если они и возникнут, то этим должны заниматься объектовые подразделения и создание специализированных подразделений экономически невыгодно, суд считает необоснованными и юридически не значимыми.
Так, на территории Кемеровской области имеются многочисленные объекты (шахты, заводы и т.п.), пожары на которых могут быть отнесены к категории "крупных", требующих привлечения для их тушения помимо объектовых подразделений, еще и специализированных.
Доводы представителя Кемеровской области о том, что специализированные подразделения подчиняются непосредственно федеральному органу управления Государственной противопожарной службы и, соответственно должны им создаваться для организации предупреждения и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на особо важных и на режимных предприятиях - не основаны на Законе. Согласно ст. 5 ФЗ, в данном случае и для этих целей создаются специальные, а не специализированные подразделения.
Кроме того, в ст. 6 Закона области неправомерно сокращается личный состав Государственной противопожарной службы. Так, в ст. 6 Закона области неправомерно сокращается личный состав Государственной противопожарной службы. Так, в ст. 7 ФЗ "О пожарной безопасности" в личный состав включены также, помимо лиц, указанных в ст. 6 Закона области, еще и военнослужащие. Однако в Законе области данная категория лиц не указана.
Утверждение прокурора о том, что сокращение личного состава Государственной противопожарной службы может привести к ослаблению противопожарного надзора и нарушению прав и интересов отдельных категорий граждан, суд считает правильным и обоснованным.
Устанавливая в ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 8 Закона области финансирование льгот, предоставляемых личному составу Государственной противопожарной службы, из средств органов местного самоуправления, Закон области вступает в противоречие с ч. 2 ст. 35 и ч. 2 ст. 36 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", предусматривающего, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют и утверждают местные бюджеты. Одновременно, в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов", расходная часть бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным социальным нормам, установленным представительным органом субъекта РФ на основании действующих актов законодательства.
В связи с изложенным, все финансовые стандарты, в том числе введенные Федеральным и областным Законом льготы, подлежат включению в бюджет муниципального образования, исходя из минимального местного бюджета, обеспеченного Субъектом Федерации. Обеспечение минимального бюджета осуществляется в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов" путем закрепления за бюджетами нижестоящих уровней полностью или в твердо фиксированной доле на долговременной основе регулирующих доходов.
Ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 8 Закона области фактически не содержит соответствующие обязанности самого субъекта Федерации, что может привести к нарушению конституционной самостоятельности муниципальных образований.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации.
Федеральным Законом "О пожарной безопасности" ст. 8 ч. 6 предусмотрено право получения беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство, либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75% предоставленной ссуды за счет средств Федерального бюджета только сотрудникам и военнослужащим. Однако ч. 1 ст. 9 Закона области расширяет данный перечень и предоставляет указанную льготу и работникам (лицам, не имеющим специальных или воинских званий). Суд считает, что в данном случае Законодательное Собрание области вышло за пределы своих полномочий и нарушило требования Конституции РФ.
Таким образом, с учетом всего изложенного, суд пришел к выводу, что приняв спорные нормы Закона области, противоречащие действующему Законодательству, Законодательное Собрание вышло за пределы своей компетенции, а поэтому заявление прокурора о признании недействительными ст. ст. 3, 6, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона Кемеровской области "Об обеспечении пожарной безопасности" от 06.10.97 подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительными ст. ст. 3, 6, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона Кемеровской области "Об обеспечении пожарной безопасности" № 33-ОЗ от 06.10.1997.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
И.П.ФАТЬЯНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru