Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 01.07.1998 № 3-72/98
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.06.98 № 41 "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ЕЕ ОБОРОТОМ И КАЧЕСТВОМ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 1998 г. по делу № 3-72/98

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 03.06.98 № 41
"О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
И КОНТРОЛЯ ЗА ЕЕ ОБОРОТОМ И КАЧЕСТВОМ
НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ">

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Булатовой Е.Ю.,
при секретаре Паньшиной Е.Ю.,
с участием прокурора Танкова Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлениям прокурора Кемеровской области, некоммерческого партнерства "Лига предпринимателей Кузбасса", ЗАО "Сибирский бальзам" о признании недействительным постановления Администрации Кемеровской области № 41 от 03.06.98 "О мерах по усилению учета алкогольной продукции и контроля за ее оборотом и качеством на территории области",

установил:

Постановлением Администрации Кемеровской области № 41 от 03.06.98 "О мерах по усилению учета алкогольной продукции и контроля за ее оборотом и качеством на территории области" с 01.06.98 введена маркировка всей алкогольной продукции, кроме пива, находящейся в реализации на территории области и вновь ввозимой из всех источников, маркой учета выполненной методом голографии с номерным знаком: управлению цен Администрации области поручено утвердить стоимость марки учета, порядок отчисления затрат по приобретению; Государственной налоговой инспекции по Кемеровской области рекомендовано обеспечить получение и выдачу марки учета подведомственным налоговым службам для последующей продажи ее оптовым алкогольным центрам и заводам области, производящим алкогольную продукцию. Этим же постановлением предусмотрено, что учет ввозимой алкогольной продукции и ее маркировка маркой учета осуществляют унитарные муниципальные предприятия (оптовые алкогольные центры), а производимой в области - заводы-изготовители; департаменту торговли совместно с главами городов и районов, главами администраций городов и районов в срок до 1 сентября поручено определить достаточность и необходимость количества розничных и оптовых предприятий по торговле алкогольной продукцией и разработать условия конкурса на приобретение лицензии на право оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией на 1999 год.
Считая названное постановление Администрации Кемеровской области незаконным, прокурор Кемеровской области, некоммерческое партнерство "Лига предпринимателей Кузбасса", ЗАО "Сибирский бальзам" обратились в суд с заявлениями о признании постановления недействительным, как противоречащим Конституции Российской Федерации, Федеральному законодательству, нарушающим права и законные интересы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Представитель Администрации Кемеровской области - консультант юридического отдела правового управления Администрации Махова А.В., действующая по доверенности № 30/13 от 29.01.98 требования заявителей считает необоснованными, пояснив, что постановление было принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" и постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.97 № 406 "Об утверждении комплексного плана мероприятий по наведению порядка в сфере производства и реализации алкогольной продукции", согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать дополнительные ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности. Принимая постановление, Администрация области действовала в рамках своей компетенции, предоставленной ей ст. ст. 4, 16 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", введение марки учета не противоречит и ст. 13 названного Закона, поскольку эта марка не заменяет и не дублирует акцизную или специальную марку.
Выслушав пояснения представителя прокуратуры Кемеровской области Танкова Д.В., представителей некоммерческого партнерства "Лига предпринимателей Кузбасса" - президента Степаненко Р.В. и Тодорова А.Ю., действующего по доверенности от 16.01.98, представителя ЗАО "Сибирский бальзам" - начальника оптового склада Беловодского А.Г., действующего по доверенности № 89 от 25.04.98, поддержавшего заявленные требования, пояснения представителя Администрации Кемеровской области Маховой А.В., исследовав материалы настоящего гражданского дела и дела № 3-44/98, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителей являются обоснованными, суд считает заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй этой статьи. Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, регулируются Федеральным Законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции от 22.11.95 (в редакции Федерального закона от 10.01.97). Согласно ст. 3 названного Федерального закона организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, организация государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, а в соответствии со ст. 13 этого Закона исчисление и уплата налогов и сборов алкогольной продукции производятся в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Российской Федерации. Алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6% подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, положения ст. 4, п. 6 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", на которые ссылается представитель Администрации области в подтверждение полномочий Администрации на введение маркировки алкогольной продукции, предусматривают возможность установления ограничений лишь на розничную реализацию алкогольной продукции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также только органам законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Исходя из изложенного, введение маркировки алкогольной продукции, ввозимой на территорию области и производимой на ее территории марками учета, установление стоимости этих марок, не входит в компетенцию Администрации Кемеровской области, и приняв постановление № 41 от 03.06.98, Администрация области вышла за пределы своих полномочий.
Оспариваемое постановление нарушает и закрепленный п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности. Кроме того, ст. 74 Конституции Российской Федерации не допускает установление сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Введение маркировки алкогольной продукции марками учета, не предусмотренными перечнем документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1019 от 15.08.97, учет ввозимой алкогольной продукции оптовыми алкогольными центрами, противоречит и ст. 1 ГК РФ, в которой нашли отражения вышеприведенные конституционные принципы, а также п. 5 ст. 11 Закона Верховного Совета Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", согласно которому областная Администрация не вправе вводить не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения для предприятий различных форм собственности, которые бы препятствовали свободе предпринимательства и хозяйственной деятельности, ввозу и вывозу товаров за пределы соответствующих территорий, противоречит постановление и Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Незаконность введения Администрацией маркировки алкогольной продукции была установлена и вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 04.06.98.
С учетом изложенного суд полагает необходимым признать постановление Администрации Кемеровской области № 41 от 03.06.98 "О мерах по усилению учета алкогольной продукции и контроля за ее оборотом и качеством на территории области", как принятое с превышением предоставленной Администрации компетенции и с нарушением действующего законодательства, недействительным.
Ссылку представителя Администрации области на Указ Президента Российской Федерации № 1213 от 18.08.96 и постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.97 № 406 суд считает необоснованным, т.к. ни Указом, ни постановлением не предусмотрена возможность введения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации маркировки алкогольной продукции марками учета, установление их стоимости и наделение этих органов иными полномочиями по решению вопросов, не входящих в их компетенцию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 231 - 232 ГПК РСФСР, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Кемеровской области, некоммерческого партнерства "Лига предпринимателей Кузбасса", ЗАО "Сибирский бальзам". Признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания постановление Администрации Кемеровской области № 41 от 3 июня 1998 года "О мерах по усилению учета алкогольной продукции и контроля за ее оборотом и качеством на территории области".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
Т.И.БУЛАТОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru