Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 04.06.1998 № 3-44/98
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.03.98 № 9 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ И КАЧЕСТВОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 1998 г. по делу 3-44/98

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.03.98 № 9
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ
И КАЧЕСТВОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ">

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Булатовой Т.И.,
при секретаре Паньшиной Е.Ю.,
с участием прокурора Байдиковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлениям ЗАО "Сибирский бальзам", некоммерческого партнерства "Лига предпринимателей Кузбасса", прокурора Кемеровской области о признании недействительным постановления Администрации Кемеровской области от 10 марта 1998 года № 9 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции",

установил:

Постановлением Администрации Кемеровской области от 10 марта 1998 года № 9 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции" введена с 1.04.98 маркировка всей алкогольной продукции, вырабатываемой предприятиями области и ввозимой на территорию области, сертификационными марками, выполненными методом голографии, форму и размер которой утверждает государственная инспекция по Кемеровской области. Управлению цен Администрации области поручено утвердить стоимость сертификационной марки и порядок отнесения затрат по ее приобретению. Этим же постановлением предусмотрено создание на территории городов, районов, оптовых алкогольных центров, утвержден Порядок и механизм работы оптового алкогольного центра (л. д. 53 - 55).
Принесенный прокурором Кемеровской области протест на вышеуказанное постановление Администрации области и утвержденный постановлением Порядок работы муниципальных унитарных предприятий (оптовых алкогольных центров) оставлен без удовлетворения (л. д. 50 - 52, 56 - 57).
Считая постановление Администрации Кемеровской области от 10.03.98 № 9 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции" незаконным, прокурор Кемеровской области, ЗАО "Сибирский бальзам", некоммерческое партнерство "Лига предпринимателей Кузбасса" обратились в суд с заявлениями о признании данного постановления недействительным, как противоречащим Конституции Российской Федерации и Федеральному законодательству, нарушающим права лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Представитель Администрации Кемеровской области - консультант правового управления Администрации Махова А.В., действующая по доверенности № 30/13 от 28.01.98 требования заявителей считает необоснованными, пояснив, что оспариваемое постановление было принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" и постановления Правительства РФ от 8.04.97 № 406 "Об утверждении комплексного плана мероприятий по наведению порядка в сфере производства и реализации алкогольной продукции", согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать дополнительные ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности. Постановление не противоречит ст. 4 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", а также ст. 13 этого Закона, т.е. сертификационная марка не заменяет и не дублирует акцизную или специальную марку, а является подтверждением качества продукции. Сертификационная марка введена в целях защиты жизни и здоровья населения области и с целью защиты местных производителей алкогольной продукции.
Выслушав пояснения представителя прокуратуры Кемеровской области Байдиковой О.Г., представителей некоммерческого партнерства "Лига предпринимателей Кузбасса" - президента Степаненко Р.В. и Тодорова А.Ю., действующего по доверенности от 16.01.98, представителя ЗАО "Сибирский бальзам" - Беловодского А.Г., действующего по доверенности от 25.09.97 № 89, представителя Администрации Кемеровской области - Маховой А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что требования заявителей обоснованы, суд считает заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установление налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в Федеральных Законах. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом. Таким Законом в настоящее время является Закон РФ от 27.12.91 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В соответствии с ч. 2 ст. 18 названного Закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22.11.95 (в ред. Федерального закона от 10.01.97) исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производится в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Российской Федерации. Алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6% подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, введение маркировки алкогольной продукции сертификационными марками, установление образцов и стоимости этих марок не входит в компетенцию Администрации области и, приняв постановление № 9 от 10.03.98, Администрация области вышла за пределы своих полномочий.
Кроме того, оспариваемое постановление нарушает конституционный принцип единства экономического пространства Российской Федерации, ущемляет права заявителей и других лиц как хозяйствующих субъектов, ограничивает конкуренцию и свободу предпринимательства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а согласно ст. 74 Конституции на территории Российской Федерации не допускается установление сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Согласно п. 5 ст. 11 Закона Верховного Совета Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" областная Администрация не вправе вводить не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения для предприятий различных форм собственности, находящихся на территории области, которые бы препятствовали свободе предпринимательства и хозяйственной деятельности, ввозу и вывозу товаров за пределы соответствующей территории.
Введение маркировки алкогольной продукции сертификационными марками, не предусмотренные перечнем документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1019 от 15.08.97, а также установление обязательного заключения договоров между администрацией оптовых алкогольных центров и каждым владельцем, завозящим продукцию: определение платы за услуги, оказываемые центром, администрацией центра по согласованию с управлением (отделом) цен администрации города, района, противоречит вышеприведенным положениям Конституции РФ и федеральному законодательству, в т.ч. ст. ст. 1, 421 ГК РФ, Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 (в ред. Законов РФ от 24.06.92, 15.07.92, Федеральных законов от 25.05.95, 6.05.98).
Кроме того, возложенные постановлением Администрации области на глав и администрации городов, районов обязанности по созданию унитарных муниципальных предприятий (оптовых алкогольных центров) (п. 2 постановления), противоречит и Федеральному Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку принятие решений о создании муниципальных предприятий отнесено к компетенции соответствующего муниципального образования.
С учетом изложенного суд полагает необходимым признать постановление Администрации Кемеровской области от 10.03.98 № 9 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции", как принятое с превышением предоставленной компетенции и с нарушением действующего законодательства, недействительным.
Ссылку представителя Администрации области на Указ Президента РФ от 18.08.96 № 1213 и постановление Правительства РФ от 8.04.97 № 406 суд считает необоснованной, т.к. ни Указом, ни постановлением не предусмотрена возможность введения органами исполнительной власти дополнительных сборов, сертификационных марок, установление их стоимости и наделение этих органов иными полномочиями по решению вопросов, не входящих в их компетенцию.
Администрация Кемеровской области фактически признала несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Конституции РФ и федеральному законодательству, признав его своим постановлением от 27.05.98 № 36 утратившим силу.
Вместе с тем, хотя и постановление Администрации области от 10.03.98 № 9 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции" отменено, однако без указания о его недействительности с момента издания. В судебном заседании заявители настаивали на вынесении судом решения, в т.ч. прокурор настаивал на указании в решении о том, что постановление не порождает правовых последствий со дня издания, а поэтому доводы представителя Администрации области о необходимости прекращения производства по делу суд находит необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 231 - 232 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявления ЗАО "Сибирский бальзам", некоммерческого партнерства "Лига предпринимателей Кузбасса", прокурора Кемеровской области удовлетворить. Признать недействительным и не порождающих правовых последствий со дня издания постановление Администрации Кемеровской области от 10.03.98 № 9 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
Т.И.БУЛАТОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru