Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Судебной коллегии Кемеровского областного суда от 26.05.1998 № 3-57/98
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РАСПОРЯЖЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.10.97 № 1014-Р "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО ВНЕБЮДЖЕТНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 1998 г. по делу № 3-57/98

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
РАСПОРЯЖЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 23.10.97 № 1014-Р "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
СИСТЕМ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО
ВНЕБЮДЖЕТНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА">

Именем Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Крюковского А.Л.
при секретаре Паньшиной Е.Ю.
с участием прокурора Танкова Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению первого заместителя прокурора Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области № 1014-р от 23.10.97 установила:

Первый заместитель прокурора Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области № 1014-р от 23.10.97 "О совершенствовании систем работы Государственного областного внебюджетного экологического фонда" с приложением.
Требования мотивированы тем, что названным распоряжением в качестве приложения утверждено Положение о Государственном областном внебюджетном экологическом фонде Кемеровской области (далее - Положение). Распоряжение и утвержденное им Положение незаконны, т.к. в соответствии со ст. 22 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15 апреля 1993 г. и ст. 39 Устава Кемеровской области положение об экологическом внебюджетном фонде утверждается представительным органом власти Кемеровской области.
Кроме того, пункты 4.4, 6.1 и 6.3 Положения противоречат ст. ст. 21, 84 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" и Главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель областной прокуратуры Танков Д.В. поддержал заявленные требования, а представитель областной Администрации Шиманович М.К. признала требования прокурора частично, согласившись с обоснованностью требований в части несоответствия Закону пунктов 4.4 и 6.3 Положения. В остальной части требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 6 Закона РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды" к компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда, а согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.92 № 442 органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано образовать соответствующие внебюджетные экологические фонды и утвердить положения о них. Решение о создании областного внебюджетного фонда было принято Малым Советом Кемеровского областного Совета народных депутатов 17.10.92 за № 108, т.е. представительным органом власти субъекта РФ. Средства федерального и областного экологических фондов являются составной частью бюджета (федерального, областного), а исполнительный орган фонда функционирует как государственное учреждение. Пункт 6.1 Положения не противоречит закону (ст. 296 ГК РФ), поскольку правление как орган управления фонда принимает решения о расходовании денежных средств, что не мешает собственнику имущества контролировать деятельность учреждения (фонда). В статье 22 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов ..." идет речь о внебюджетном фонде как о финансовом институте, т.е. как о совокупности денежных средств, подлежащих накоплению и расходованию в установленном порядке.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон и исследовав материалы дела, находит необходимым удовлетворить заявление прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15 апреля 1993 г. и ст. 39 Устава Кемеровской области от 9 апреля 1997 г. положение о каждом внебюджетном фонде утверждается представительным органом власти, т.е. Законодательным Собранием Кемеровской области.
Согласно ст. 37 Закона "О законодательном Собрании Кемеровской области" от 15 марта 1995 г. к полномочиям Законодательного Собрания области отнесено законодательное регулирование порядка образования и деятельности областных внебюджетных фондов, принятие решения об их образовании, утверждение положений о них и определение их целевого назначения.
Закон РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" от 5 марта 1992 г. устанавливает, что к ведению областного Совета относится образование областных внебюджетных фондов, что предполагает и утверждение положений о внебюджетных фондах (ст. ст. 20, 45 этого Закона).
Следовательно, федеральным и областным законодательством предусмотрено, что областной внебюджетный фонд создается представительным органом власти области (Законодательным Собранием), который и утверждает положение о соответствующем фонде.
Издав распоряжение № 1014-р от 23.10.97 и утвердив им Положение об областном внебюджетном экологическом фонде, администрация Кемеровской области вышла за рамки своей компетенции и решила вопрос, относящийся к полномочиям Законодательного Собрания области, поэтому распоряжение и утвержденное им Положение должны быть признаны недействительными.
Обоснованы и доводы прокурора в части несоответствия законодательству пунктов 4.4 и 6.3 Положения, поскольку на основании ст. ст. 118, 120 ГК РФ, ст. 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" и Постановления Правительства РФ от 29.06.92 № 442 территориальный экологический фонд является государственным внебюджетным учреждением, а согласно ст. 120 ГК РФ закрепленное за учреждением имущество принадлежит ему на праве оперативного управления и Правление фонда не вправе принимать решения о приостановлении и (или) прекращении штрафных санкций в отношении конкретного природопользователя, так как это противоречит ст. 84 Закона РФ "Об охране окружающей среды" и Главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами прокурора о противоречии п. 6.1 Положения ст. 296 ГК РФ, т.к. Правление осуществляет руководство текущей деятельностью экологического фонда и именно ему принадлежит право принятия решений о движении денежных средств фонда, что не исключает права собственника имущества, закрепленные в ст. 296 ГК РФ.
Принимая решение, судебная коллегия учитывает и содержание ответа администрации области на протест прокурора, в котором сообщается о намерении отменить оспариваемое распоряжение и представить переработанное Положение об экологическом фонде для утверждения в Законодательное Собрание области (л. д. 7).
Ссылку представителя областной Администрации на ст. 6 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" и Постановление Правительства РФ от 26.06.92 № 442 в той части, что образование экологического фонда и утверждение положения о нем относятся к компетенции исполнительных органов власти субъектов РФ, нельзя признать обоснованной, т.к. ст. 6 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" наделяет Правительство РФ правом устанавливать порядок образования федерального внебюджетного экологического фонда, а не территориальных внебюджетных экологических фондов. Рекомендация исполнительным органом власти субъектов РФ образовать соответствующие внебюджетные экологические фонды и утвердить положения о них, содержащаяся в п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.92 № 442, не носит обязательной юридической силы и противоречит названным выше Законам, предоставляющим право создавать территориальные внебюджетные фонды и утверждать положения о них представительным органам власти.
Решение о создании областного внебюджетного экологического фонда действительно принималось Малым Советом области, им же утверждено и соответствующее Положение, однако предметом настоящего судебного разбирательства является Положение об экологическом фонде, утвержденное администрацией области в нарушение предоставленных ей законом полномочий.
Ст. 22 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов ..." определяет однозначно, каким органом власти утверждается положение о внебюджетном фонде и на решение данного вопроса не влияет то обстоятельство, что бюджет экологического фонда является составной частью федерального либо областного бюджета.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196 - 197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:

Удовлетворить заявление первого заместителя прокурора Кемеровской области и признать недействительным со дня издания распоряжение Администрации Кемеровской области № 1014-р от 23.10.97 "О совершенствовании систем работы Государственного областного внебюджетного экологического фонда" с приложением.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение десяти дней.

Судья
Кемеровского областного суда
А.Л.КРЮКОВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru