Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"УСТАВ ЧЕБУЛИНСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ред. от 27.03.2003)
(принят районным референдумом 17.12.1995)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Чебулинская газета", № 9 - 10, 30.01.1999.



Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с изданием постановления Чебулинского РСНД от 30.06.2005 № 224.



Принят
районным референдумом
17.12.1995

УСТАВ
ЧЕБУЛИНСКОГО РАЙОНА

(в ред. постановлений Чебулинского районного
Совета народных депутатов от 24.12.97 № 36,
от 22.07.1998 № 31, от 27.10.1998 № 42,
от 01.12.2000 № 148, от 17.01.2001 № 163,
от 03.05.2001 № 1, от 26.07.2001 № 14,
от 27.03.2003 № 111)

РАЗДЕЛ I 4

ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 4

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
Статья 1 4
Статья 2 4
Статья 3 4
Статья 4 4
Статья 5 4
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИЯ РАЙОНА 4
Статья 6 4
Статья 7 4
Статья 8 5
ГЛАВА 3. НАСЕЛЕНИЕ РАЙОНА, ПОЧЕТНЫЙ ЖИТЕЛЬ ЧЕБУЛИНСКОГО РАЙОНА.
СИМВОЛИКА РАЙОНА 5
Статья 9 5
ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
Статья 10 5
Статья 11 5
Статья 12 5
Статья 13 6
Статья 14 6
ГЛАВА 5. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ 6
Статья 15 6
Статья 16 6
Статья 17 7
Статья 18 7
ГЛАВА 6. ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ГАРАНТИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ 7
Статья 19 7
Статья 20 7
Статья 21 7
Статья 22 8
Статьи 23 8
Статья 24 8
Статья 25 9

РАЗДЕЛ II 9

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9

ГЛАВА 7. РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ 9
Статья 26 9
Статья 27 9
Статья 28 10
Статья 29 10
Статья 30 11
Статья 31 11
Статья 32 11
Статья 33 11
Статья 34 11
Статья 35 11
Статья 36 11
Статья 37 12
Статья 38 12
Статья 39 13
ГЛАВА 8. ГЛАВА РАЙОНА 13
Статья 40 13
Статья 41 13
Статья 42 13
Статья 43 14
Статья 44 14
Статья 45 14
Статья 46 14
ГЛАВА 9. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА 15
Статья 47 15
Статья 48 15
Статья 49 15
Статья 50 15
ГЛАВА 10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 15
Статья 51 15
Статья 52 16
Статья 53 16
Статья 54 16

РАЗДЕЛ III 16

ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА 16

ГЛАВА 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 16
Статья 55 16
Статья 56 16
Статья 57 16
Статья 58 17
Статья 59 17
Статья 60 17
Статья 61 17
ГЛАВА 12. ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 17
Статья 62 17
Статья 63 17
Статья 64 17
Статья 65 18
Статья 66 18
Статья 67 18
Статья 68 18

РА3ДЕЛ IV. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 18

Статья 69 18
Статья 70 18
Статья 71 19
Статья 72 19

РАЗДЕЛ V. ГАРАНТИИ ПРАВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫБОРНЫХ И ИНЫХ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 19

Статья 73 19

РА3ДЕЛ VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 19

Статья 74 19
Статья 75 19

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В УСТАВЕ ЧЕБУЛИНСКОГО РАЙОНА 20

Раздел I. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Районное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из его интересов, исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Жители района, объединенные общими интересами в решении вопросов местного (районного) значения, образуют районное сообщество. Районное сообщество является субъектом районного самоуправления.

Статья 3.
1. Вопросы районного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности районного сообщества и оказание услуг его членам, отнесенные к таковым Конституцией РФ, федеральными законами РФ, законами Кемеровской области, настоящим Уставом.
2. По вопросам районного значения районное сообщество обладает всеми полномочиями, за исключением полномочий, исключенных из их ведения и отнесенных к ведению других муниципальных образований.

Статья 4.
1. Правовую основу деятельности районного самоуправления составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы РФ, Устав и законы Кемеровской области, настоящий Устав, иные акты органов местного самоуправления.
2. Настоящий Устав является актом общенормативного характера и подлежит применению на всей территории района.

Статья 5. На территориях поссельсоветов и иных поселениях внутри района могут создаваться территориальные организационно-распорядительные органы Администрации района.

Глава 2. Территория района

Статья 6.
1. Чебулинский район является муниципальным образованием и входит в состав Кемеровской области с центром в р. п. Верх-Чебула.
2. Внешние границы земель района очерчивает административная граница. Земли в пределах границ района независимо от форм собственности и назначения составляют территорию района.
3. Территория района, ее состав, порядок установления и изменения внешних границ определяется законом Кемеровской области.
4. Изменение границ района не допускается без учета мнения населения района, устанавливаемого путем проведения соответствующего районного референдума.
5. Образование, объединение, преобразование или упразднение сельских поселений и иных муниципальных образований, изменение их наименований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Кемеровской области в соответствии с установленным законодательством области порядком.
6. В состав района на момент вступления в силу Устава входят следующие территории: рабочий поселок Верх-Чебула;
сельсоветов: Чумайский, Усть-Сертинский, Ивановский, Покровский, Усманский, Алчедатский, Дмитриевский, Кураковский, Мурюкский, Курск-Смоленский, Николаевский, Усть-Чебулинский.
7. Как муниципальное образование Чебулинский район имеет свой Устав, территорию, собственность, выборные и иные органы местного самоуправления.

Статья 7.
1. В отдельных частях района (микрорайоны, кварталы, улицы, поселки, сельские поселения и другие поселения) по желанию населения может быть организовано территориальное общественное самоуправление населения.
2. Территориальное общественное самоуправление действует на основании собственных положений (уставов), зарегистрированных в соответствии с установленным законодательством порядке.

Статья 8. Исключена.

Глава 3. Население района. Почетный житель
Чебулинского района. Символика района

Статья 9.
1. Население района составляют граждане Российской Федерации, граждане других государств, лица без гражданства, постоянно проживающие или преимущественно проживающие на территории муниципального образования - Чебулинский район.
2. Участие населения района в местном самоуправлении регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством Кемеровской области, настоящим Уставом.
3. Звание "Почетный житель Чебулинского района" присваивается за особые заслуги перед районом, исключительно высокий вклад в развитие района.
4. Статус и порядок присвоения звания "Почетный житель Чебулинского района" определяет районный Совет народных депутатов.
5. Символика района устанавливается районным Советом народных депутатов.

Глава 4. Принципы и система районного самоуправления

Статья 10. Районное самоуправление осуществляется на основе принципов:
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- государственных гарантий местного самоуправления;
- законности;
- гласности;
- самостоятельности районного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической;
- организационной обособленности районного Совета народных депутатов и районной Администрации в системе управления и взаимодействия их с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
- ответственности органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением района за решение задач социально-экономического развития района;
- признания за населением района полномочий по решению вопросов местного значения;
- соответствия материальных и финансовых ресурсов района полномочиям органов районного самоуправления.

Статья 11.
1. Приоритетными направлениями деятельности органов районного самоуправления является создание для жителей района благоприятной среды проживания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.
2. Обеспечение в районе прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных функций органов районного самоуправления.
3. Органы районного самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития района и его отдельных территорий, о работе районного транспорта, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка. В этих целях используются средства массовой информации.
4. В каждом органе районного самоуправления организуется прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступивших обращений граждан.

Статья 12.
1. Представительным органом районного самоуправления является районный Совет народных депутатов.
2. Исполнительным органом районного самоуправления является Администрация района.
3. Глава районного самоуправления - Глава района - является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района.

Статья 13. Схема управления районом разрабатывается исполнительным органом местного самоуправления с учетом численности населения, исторических, социально-экономических и географических особенностей, административно-территориального деления в соответствии с федеральным и областным законодательством, и утверждается районным Советом народных депутатов.

Статья 14. Районный Совет народных депутатов, Администрация района являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки, расчетные и другие счета в банковских учреждениях.

Глава 5. Вопросы местного значения

Статья 15. Основными вопросами местного значения являются:
1) принятие устава района и внесение в него изменений и контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие района;
5) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
6) участие в охране окружающей среды на территории района;
7) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
8) организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений;
9) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
10) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
11) регулирование планировки и застройки территории района;
12) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
13) контроль за использованием земель на территории района;
14) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
15) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
16) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
17) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог районного значения;
18) благоустройство и озеленение территории района;
19) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
20) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
21) организация и содержание муниципальных архивов;
22) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
23) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
24) создание условий для деятельности учреждений культуры в районе; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры;
25) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
26) организация и содержание муниципальной информационной службы;
27) создание условий для деятельности средств массовой информации района;
28) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
29) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;
30) обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной пожарной службы.

Статья 16. Органы районного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Кемеровской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Статья 17. В ведении муниципального образования "Чебулинский район" находятся отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статья 18. Наделение органов районного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами Кемеровской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Глава 6. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия
населения в решении вопросов местного значения

Статья 19. Формами непосредственного участия населения районного сообщества в решении вопросов местного значения является местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления.

Статья 20.
1. По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения местного референдума возраста 18 лет, проживающие на территории Чебулинского района. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
3. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме;
избирательным объединениям, иным общественным объединениям, устав которого предусматривает участие в выборах и референдумах и которое зарегистрировано органами юстиции не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы референдума.
4. В поддержку проведения местного референдума собираются подписи граждан района в соответствии и в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
5. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Если для его реализации требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Общие данные о результатах референдума подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в порядке и сроки, установленные законодательством.
6. Местный референдум назначается районным Советом народных депутатов в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.
7. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений, вступления их в законную силу определяется в соответствии с действующим федеральным законодательством и Законом Кемеровской области "О местном референдуме".
8. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, производятся за счет средств местного бюджета, если иное не будет определено правовым актом Кемеровской области.
9. В случае противоречия действующему законодательству решения, принятые референдумом, могут быть признаны недействительными по решению суда.

Статья 21.
1. Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется Законом Кемеровской области.
3. Выборы Главы района, депутатов районного Совета народных депутатов назначает районный Совет народных депутатов в соответствии с законодательством Кемеровской области, настоящим Уставом.
4. Муниципальные выборы финансируются из средств местного бюджета, если иное не предусмотрено правовыми актами Кемеровской области.

Статья 22.
1. Для решения вопросов местного значения района могут созываться собрания (сходы) граждан. Собрание (сход) граждан в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Кемеровской области, Уставом района.
2. Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства проводятся по домам, улицам, микрорайонам или иным участкам территории района. В работе собраний (сходов) граждан имеют право участвовать:
- граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей территории, кроме признанных недееспособными;
- граждане, не проживающие на данной территории, но владеющие на ней недвижимостью.
3. Собрания (сходы) граждан по участкам районной территории созываются по мере необходимости. Инициатива проведения собрания может исходить от граждан, проживающих на соответствующей территории, органов территориального общественного самоуправления соответствующей территории, органов местного самоуправления района, органов государственной власти области.
4. Собрание (сход) является правомочным, если в нем принимает участие больше половины граждан, указанных в п. 2 настоящей статьи.
5. Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициатором созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания(схода) граждан избирается президиум в составе председателя, секретаря и 1 - 3 членов.
6. К полномочиям собрания (схода) граждан, находящимся в его исключительном ведении, относятся:
- образование территориального общественного самоуправления;
- выборы органов территориального общественного самоуправления;
- принятие положения (устава) территориального общественного самоуправления;
- заслушивание отчетов о работе органов территориального общественного самоуправления, принятие по ним решений;
- решение вопроса о добровольном сборе средств населения для реализации вопросов местного значения;
- решение иных вопросов в соответствии с федеральным и областным законодательством.
7. Подготовку и проведение собраний (сходов) граждан обеспечивают соответствующие органы территориального общественного самоуправления и органы местного самоуправления. Население оповещается не позднее чем за 10 дней о месте и времени проведения собрания (схода) граждан, о повестке собрания.
8. Решения собраний (сходов) граждан принимаются открытым голосованием, большинством голосов от числа зарегистрированных участников собрания (схода).
9. Решения собраний (сходов) граждан могут быть изменены или отменены только самим собранием (сходом). В случае противоречия действующему законодательству они могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством.
10. Решения собраний (сходов) граждан носят рекомендательный характер, но обязательны для рассмотрения органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, руководителями предприятий, организаций соответствующей территории.

Статья 23.
1. Правом народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения наделяются инициативные группы населения района в количестве не менее 10-и граждан, обладающих избирательным правом.
2. Порядок и процедура сбора подписей под народной правотворческой инициативой регулируются нормативными правовыми актами районного Совета народных депутатов в соответствии с действующим законодательством.
3. Проекты правовых актов нормативного характера, внесенные в органы местного самоуправления в порядке народной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения района, внесших проект, а результаты их рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 24.
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы районного самоуправления и к должностным лицам районного самоуправления.
2. Органы и должностные лица районного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
3. Правила внесения и рассмотрения обращений, ответственность за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан устанавливаются в соответствии с законодательством.

Статья 25.
1. Для решения важных вопросов жизни района могут проводиться различные опросы, открытые слушания, обсуждение этих вопросов, других проблем в средствах массовой информации.
2. Результаты опросов учитываются органами местного самоуправления при принятии решений.

Раздел II. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 7. Районный Совет народных депутатов

Статья 26.
1. Районный Совет народных депутатов - выборный, коллегиальный, представительный орган районного самоуправления.
2. Районный Совет народных депутатов состоит из 17 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории района, достигшими на день голосования 18-летнего возраста, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на 5 лет.
3. Депутат районного Совета народных депутатов представляет интересы избравшего его населения муниципального образования при решении вопросов местного значения.
4. Глава района участвует в работе районного Совета народных депутатов с правом совещательного голоса, подписывает и обнародует его правовые акты.
5. Глава района обладает правом отлагательного "вето" на решения районного Совета народных депутатов при их подписании.

Статья 27. В ведении районного Совета народных депутатов находится:
1) внесение в порядке и на условиях, определенных настоящим Уставом дополнений и изменений Устава района;
2) принятие общеобязательных правил на территории района по предметам ведения района, предусмотренных настоящим Уставом;
3) утверждение бюджета района и отчета о его исполнении;
4) принятие решений об образовании районных внебюджетных фондов, определение их статуса и целевого назначения;
5) принятие планов и программ социально-экономического развития района, изменений и дополнений к ним и утверждение отчетов об их исполнении;
6) установление местных налогов, сборов, а также налоговых льгот в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством;
7) контроль за исполнением принятых правовых актов, решений, контроль за исполнением бюджета района, использования собственности муниципального образования, контроль за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции;
8) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
9) утверждение программы приватизации муниципального имущества;
10) определение правил пользования природными ресурсами на территории района;
11) утверждение генерального плана развития района, правил его застройки, перспективных градостроительных программ;
12) определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, контроль за их использованием;
13) объявление природных и иных объектов местного значения, по согласованию с органами государственной власти области, представляющих собой экологическую, историческую или иную ценность, памятниками природы, контролирует соблюдение установленных законодательством правил их охраны и использования;
14) принятие решения о порядке передачи отдельных полномочий, объектов и финансовых ресурсов образованным на территории района органам территориального общественного самоуправления;
15) образование, избрание и упразднение постоянных и других комиссий (комитетов и других рабочих органов) районного Совета народных депутатов;
16) досрочное прекращение полномочий депутатов, защита прав депутатов;
17) избрание председателя районного Совета народных депутатов;
18) осуществление законодательной инициативы в представительном органе государственной власти области;
19) назначение в установленном порядке местного референдума, муниципальных выборов;
20) полномочия, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 6, 7, 8, 18, находятся в исключительном ведении районного Совета народных депутатов.

Статья 28.
1. Депутаты районного Совета народных депутатов осуществляют свою деятельность на не освобожденной от основной профессиональной деятельности основе.
2. Депутатом районного Совета народных депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
3. Полномочия депутата районного Совета народных депутатов начинаются со дня его избрания и заканчиваются в день начала работы выборного органа местного самоуправления в новом составе.
4. Полномочия депутата районного Совета народных депутатов прекращаются досрочно в случаях:
а) утраты депутатом гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом районного Совета народных депутатов;
в) признания депутата районного Совета народных депутатов недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;
г) признания депутата районного Совета народных депутатов безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
д) смерти депутата районного Совета народных депутатов;
е) письменного заявления депутата районного Совета народных депутатов о сложении своих полномочий;
ж) избрания депутата районного Совета народных депутатов депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом областного Совета, назначения его судьей, замещения им иных государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей федеральной государственной службы, иных государственных должностей или государственных должностей государственной службы Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законом;
з) поступления депутата районного Совета народных депутатов на государственную или муниципальную службу;
и) досрочного прекращения полномочий районного Совета народных депутатов;
к) отзыва депутата районного Совета народных депутатов, выражения недоверия населением в порядке, установленном законом Кемеровской области;
м) в случае занятия депутатом, осуществляющим свои полномочия на освобожденной от основной профессиональной деятельности основе, должности, несовместимые со статусом депутата и ограничениями, установленными законодательством;
н) вступления в законную силу решения суда о признании выборов, в результате которых выборное лицо было избрано депутатом, недействительными.
5. Срок полномочий депутата районного Совета народных депутатов составляет 5 лет.
6. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата районного Совета народных депутатов, а также о довыборах либо работе в оставшемся составе принимает районный Совет народных депутатов после получения соответствующего заявления или документа или решения суда. Дополнительные выборы вместо выбывших депутатов не проводятся, если до окончания срока полномочий районного Совета народных депутатов остается менее 12 месяцев, при условии, что количество выбывших депутатов не препятствует осуществлению полномочий Совета.

Статья 29.
1. Работу районного Совета народных депутатов организует председатель Совета.
2. Председатель районного Совета народных депутатов является выборным должностным лицом местного самоуправления и осуществляет свои должностные полномочии на постоянной профессиональной либо неосвобожденной основе.
3. Председатель районного Совета народных депутатов избирается Советом на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета. Порядок избрания или освобождения от должности председателя Совета определяется регламентом Районного Совета народных депутатов.
4. Председатель районного Совета народных депутатов:
- председательствует на заседаниях сессий районного Совета народных депутатов;
- представляет районный Совет народных депутатов в отношениях с населением района, органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями;
- организует деятельность постоянных и временных комиссий и комитетов районного Совета народных депутатов, ведение протокола заседаний;
- представляет районный Совет народных депутатов в качестве юридического лица;
- принимает участие в аппаратных и других заседаниях администрации района;
- единолично без созыва сессии в пределах своей компетенции издает распоряжения - правовые акты ненормативного характера, касающиеся деятельности районного Совета народных депутатов;
- выполняет иные функции в соответствии с регламентом районного Совета народных депутатов.
5. Размер оплаты труда председателя районного Совета народных депутатов определяется Советом в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 30.
1. Председатель районного Совета народных депутатов может иметь заместителя председателя, который избирается тайным голосованием на срок полномочий Совета.
2. Обязанности заместителя председателя, порядок избрания и освобождение его от должности определяются регламентом районного Совета народных депутатов.

Статья 31.
1. Районный Совет народных депутатов образует комиссии, комитеты, другие органы Совета, утверждает их полномочия, определяет задачи, порядок и срок работы этих органов.
2. К работе в комиссиях и комитетах на общественных началах могут быть привлечены специалисты (экономисты, социологи и т.д.), полномочия которых определяются регламентом районного Совета народных депутатов.
3. Регламент работы районного Совета народных депутатов является документом, определяющим порядок и формы работы районного Совета народных депутатов, порядок формирования и работы его аппарата.

Статья 32.
1. Районный Совет народных депутатов осуществляет свою работу в форме сессий, созываемых не реже одного раза в квартал.
2. Сессии состоят из пленарных заседаний и заседаний постоянных и иных комиссий, комитетов, объединенных общей повесткой дня.
3. В перерывах между очередными сессиями могут созываться внеочередные сессии для рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства.

Статья 33.
1. Первая сессия вновь избранного районного Совета народных депутатов созывается районной избирательной комиссией.
2. Внеочередная сессия районного Совета народных депутатов созывается:
- по инициативе Главы района;
- по требованию не менее 1/3 от общего числа депутатов районного Совета народных депутатов.

Статья 34. Сессия районного Совета народных депутатов правомочна, если на ней присутствуют не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для районного Совета народных депутатов. В ином случае заседание переносится на другой срок, о чем информируются депутаты районного Совета народных депутатов и жители района через средства массовой информации.

Статья 35.
1. Решения принимаются открытым или тайным голосованием. Порядок проведения голосования определяется в Регламенте районного Совета народных депутатов.
2. В случае необходимости депутаты могут принять решение о проведении поименного голосования.

Статья 36.
1. Районный Совет народных депутатов принимает:
- постановления - правовые акты нормативного характера;
- решения - правовые акты, не носящие нормативный характер;
- резолюции, заявления, обращения - акты декларативного характера, выражающие отношение органа к той или иной проблеме.
2. Все акты районного Совета народных депутатов, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов депутатов от установленного числа депутатов районного Совета. Иные акты районного Совета, за исключением тех, порядок принятия которых особо оговорен в Уставе района, принимаются простым большинством голосов от присутствующих на сессии.
3. Правовой акт об утверждении районного бюджета, образовании внебюджетных фондов, о финансировании планов и программ развития района, о введении и отмене местных налогов и сборов, о дополнении и изменении Устава района и регламента районного Совета народных депутатов считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов районного Совета народных депутатов.
4. Правом внесения проектов правовых актов в районный Совет народных депутатов наделяются депутаты районного Совета народных депутатов, Глава района, органы территориального общественного самоуправления, население района в порядке правотворческой инициативы и в соответствии с настоящим Уставом.
5. Проекты правовых актов, внесенные в установленном районным Советом народных депутатов порядке, подлежат обязательному включению в повестку дня сессии и рассматриваются на заседании районного Совета народных депутатов с обязательным участием инициатора проекта.
6. Проекты нормативных актов, внесенные Главой района, рассматриваются в первоочередном порядке.

Статья 37.
1. Правовые акты, принимаемые районным Советом народных депутатов, не позднее 3-х дней со дня принятия направляются Главе района для подписания. Глава района в течение 5 дней со дня поступления правового акта, принятого районным Советом народных депутатов, подписывает и обнародует его либо отклоняет и возвращает районному Совету народных депутатов со своими замечаниями для повторного рассмотрения.
2. Если в результате повторного рассмотрения правового акта в прежней редакции за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов, установленного для районного Совета народных депутатов, Глава района обязан в течение 5 дней подписать и обнародовать данный правовой акт.
3. Если отлагательное вето Главы района было наложено по мотиву противоречия правового акта районного Совета народных депутатов действующему законодательству и настоящему Уставу, то после подписании указанного акта Глава района вправе обжаловать его в судебном порядке.
4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального обнародования (опубликования) для всеобщего сведения.
5. Иные правовые акты районного Совета народных депутатов вступают в силу с момента подписания, если иное не оговорено в самом правовом акте.

Статья 38.
1. Районный Совет народных депутатов является правомочным и начинает свою работу, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности. Полномочия районного Совета народных депутатов прекращаются с момента начала работы районного Совета народных депутатов в новом составе.
2. До избрания районного Совета народных депутатов его полномочия, предусмотренные настоящим Уставом, осуществляет Глава района, за исключением полномочий, находящихся в исключительном ведении районного Совета народных депутатов.
3. Помимо этого полномочия районного Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно:
- если районный Совет народных депутатов более 2/3 голосов примет решение о самороспуске;
- вступление в силу закона Кемеровской области либо федерального закона о роспуске районного Совета народных депутатов, принятого в вии с п. 3 ст. 49 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- объединение или упразднение района.
4. В случае досрочного прекращения полномочий районного Совета народных депутатов назначаются внеочередные выборы не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий районного Совета в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, Федеральным законом, Законом Кемеровской области. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации в сроки установленные действующим законодательством.
5. В случае роспуска районного Совета народных депутатов, установленном подпунктом 2 п. 3 настоящей статьи, решение о назначении новых выборов принимается законом Кемеровской области либо Федеральным законом одновременно с принятием решения о роспуске.

Статья 39.
1. Смета расходов на содержание районного Совета народных депутатов по направлениям (статьям) и иные расходы, связанные с деятельностью Совета народных депутатов, представляют собой бюджет районного Совета народных депутатов.
2. Смета расходов на содержание районного Совета народных депутатов предусматривается отдельной строкой в бюджете района и утверждается районным Советом народных депутатов.

Глава 8. Глава района

Статья 40.
1. Глава района является выборным должностным лицом районного самоуправления, наделенным исполнительными, распорядительными и контрольными полномочиями, осуществляемыми им в соответствии со своей компетенцией.
2. Глава района представляет Чебулинский район во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, руководит работой районных органов местного самоуправления, осуществляет руководство районными делами, направляет и координирует работу федеральных служб, обеспечивает выполнение на территории района федерального законодательства Российской Федерации, законодательства Кемеровской области, нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления района.
3. Глава района по всем вопросам своей деятельности подотчетен районному сообществу и районному Совету народных депутатов.

Статья 41.
1. Глава района избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории района, достигшими на день голосования 18-летнего возраста, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
2. Главой района может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

Статья 42.
1. Глава района обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, руководству органами местного самоуправления, осуществлению контрольных полномочий за исключением полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Уставом к исключительной компетенции районного Совета народных депутатов.
2. При осуществлении функций районного самоуправления Глава района имеет право:
1) выступать официальным представителем населения района в Российской Федерации и за рубежом;
2) руководить деятельностью районной Администрации, включая ее территориальные подразделения, устанавливать фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели местным бюджетом района;
3) разрабатывать и вносить на утверждение районного Совета народных депутатов структуру местной администрации;
4) разрабатывать схемы управления отраслями местного хозяйства, социальной сферы, а также организация охраны общественного порядка и прав граждан;
5) отменять при необходимости акты руководителей органов и структурных подразделений районной Администрации;
6) заключать договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;
7) открывать и закрывать счета в банковских учреждениях, распоряжаться средствами местной Администрации, подписывать финансовые документы;
8) вносить в районный Совет народных депутатов проект районного бюджета и внебюджетных фондов, представлять отчет о его исполнении и расходовании внебюджетных фондов;
9) управлять собственностью района в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кемеровской области;
10) координировать деятельность муниципальных органов внутренних дел, пожарной охраны;
11) подписывать и обнародовать (публиковать) правовые акты нормативного характера, принимаемые районным Советом народных депутатов;
12) организовывать прием граждан, рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, принимать по ним решения;
13) применять в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников районной Администрации;
14) выполнять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

Статья 43.
1. Глава района в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения.
2. Акты Главы района не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу и законам Кемеровской области, настоящему Уставу и правовым актам, принятыми районным Советом народных депутатов.
3. Нормативные акты Главы района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования для всеобщего сведения.
4. Иные акты Главы района вступают в силу с момента подписания, если иное не оговорено в акте.
5. Акты, издаваемые Главой района в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории всеми должностными лицами, гражданами.

Статья 44. Полномочия заместителей Главы района определяются в соответствии с распределением обязанностей между ними, утвержденными Главой района.

Статья 45. Оплата труда Главы района осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 46.
1. Исчисления срока, на который был избран Глава района, начинается со дня его избрания.
2. Глава района вступает в должность на следующий день после официального опубликования муниципальной избирательной комиссией района итогов выборов Главы района и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента вступления в должность вновь избранного Главы района.
3. Досрочное прекращение полномочий Главы района может иметь место в случаях:
- удовлетворения письменного заявления об отставке;
- утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
- смерти, вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим или недееспособным;
- вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;
- отрешение его от должности по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством;
- выражения недоверия населением в порядке, установленном законом Кемеровской области;
- объединения или упразднения района;
- вступления в законную силу решения суда о признании выборов, в результате которых Глава района был избран, недействительными;
- осуществления им деятельности, не совместимой со статусом выборного лица местного самоуправления, согласно установленных ограничений действующим законодательством.
4. Во всех случаях, когда Глава района не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет первый заместитель Главы района. В полномочия временно исполняющего обязанности Главы района входит в числе других обязанность по подписанию и обнародованию нормативно-правовых актов районного Совета народных депутатов и администрации района.
5. В случае досрочного прекращения полномочий Главы района не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий районный Совет народных депутатов, а в случае его отсутствия - муниципальная избирательная комиссия принимает решение о назначении досрочных выборов Главы района. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами Кемеровской области.
6. Отрешение от должности Главы района в соответствии с п. 3 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и одновременное назначение новых выборов Главы района осуществляется Указом Президента Российской Федерации или постановлением Губернатора Кемеровской области.
7. Отставка по собственному желанию Главы района осуществляется путем направления соответствующего заявления в районный Совет народных депутатов. Решение об отставке по собственному желанию Главы района принимается районным Советом народных депутатов не позднее двух недель со дня подачи Главой района заявления об отставке по собственному желанию. В случае принятия отставки Главы района его полномочия прекращаются с даты, указанной районным Советом народных депутатов в решении о принятии отставки.
8. Во всех остальных случаях, кроме отставки по собственному желанию, полномочия Главы района прекращаются с момента наступления соответствующих событий либо совершения указанных действий.
9. В случае признания выборов Главы района несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей Главы района осуществляется действующим Главой района до момента вступления в должность вновь избранного Главы района.

Глава 9. Администрация района

Статья 47. Администрация района является исполнительным органом районного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законодательства Российской Федерации, Кемеровской области, нормативно-правовых актов, принимаемых районным Советом народных депутатов, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения района и отдельных граждан, проживающих на территории района.

Статья 48.
1. Администрация района действует под непосредственным руководством Главы района, который определяет структуру и назначает должностных лиц районной Администрации, контролирует исполнение ими возложенных на них задач.
2. Администрация района и ее органы обладают всей полнотой полномочий по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории района, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления района, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции районного Совета народных депутатов.
3. Должностными лицами районной администрации являются лица, работающие по контракту (трудовому договору), выполняющие организационно-распорядительные, функции в органах местного самоуправления и не относящиеся к категории государственных служащих.

Статья 49.
1. В структуре районной Администрации выделяются управления и отделы, комитеты, территориальные подразделения, деятельность которых регулируется регламентом Администрации района и положениями о соответствующих подразделениях, утверждаемыми Главой района.
2. Структурные подразделения Администрации в пределах своих полномочий действуют самостоятельно.
3. Деятельность органов районной Администрации финансируется за счет средств районного бюджета.

Статья 50.
1. Коллегия Администрации района (далее - Коллегия) является постоянно действующим совещательным органом, созданным при Главе района и осуществляющим коллегиальное обсуждение и выработку решений по важнейшим проблемам района.
2. Формирует Коллегию и руководит ее работой Глава района.
3. В состав Коллегии по должности входят: первый заместитель Главы района, заместители Главы района, управляющий делами - руководитель аппарата Администрации района, руководители территориальных структурных подразделений администрации района.
4. В состав Коллегии постановлением Главы района могут включаться другие должностные лица районного самоуправления, представители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории района и представители общественности.
5. Полномочия Коллегии, порядок работы и выработки решений определяются Положением "О Коллегии Администрации района", утверждаемым Главой района.

Глава 10. Муниципальная служба

Статья 51.
1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, замещающий муниципальную должность муниципальной службы на постоянной профессиональной основе путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей и денежным содержанием за счет средств местного бюджета.
3. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
4. Положение "О муниципальной службе в муниципальном образовании - Чебулинский район", а также реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления района утверждаются решением районного Совета народных депутатов по представлению Главы района в соответствии с реестром муниципальной службы, утверждаемым областным законодательством о муниципальной службе.
5. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется законодательством РФ, Кемеровской области и настоящим Уставом.

Статья 52.
1. Прием на муниципальную службу осуществляется преимущественно в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации.
2. Заместители Главы района, руководители комитетов, управлений, отделов, других самостоятельных подразделений и служб районного самоуправления, руководители территориальных структурных подразделений и муниципальных предприятий назначаются на должность и освобождаются от нее Главой района по согласованию с районным Советом народных депутатов.
3. Информация о назначении Главой района должностного лица публикуется в средствах массовой информации с указанием общих сведений о его профессиональной деятельности.
4. Специалисты органов районной Администрации, технический персонал назначаются и освобождаются Главой района.

Статья 53. При назначении гражданина на должность руководителя или специалиста органа районного самоуправления с ним может быть заключен срочный трудовой договор (контракт). От лица органа районного самоуправления договор подписывается руководителем, имеющим право найма служащих соответствующих категорий.

Статья 54. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и областным законом.

Раздел III. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Глава 11. Экономическая основа местного самоуправления

Статья 55. Экономическую основу районного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения района.

Статья 56. В состав муниципальной собственности входят средства районного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 57.
1. Управление и распоряжение муниципальной собственностью района осуществляется Администрацией района в соответствии с ее компетенцией, законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, настоящим Уставом.
2. Органы районного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности иные, сделки, самостоятельно определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
3. Органы районного самоуправления в соответствии с законом и настоящим Уставом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах района.
4. Порядок, сроки и условия приватизации объектов муниципальной собственности определяются районным Советом народных депутатов в соответствии с законодательством РФ о приватизации. Доход от приватизации объектов муниципальной собственности зачисляется в местный бюджет.

Статья 58. Администрация района учреждает муниципальные предприятия, учреждения, утверждает их уставы, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги) в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

Статья 59.
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов районного самоуправления, их отношение с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в муниципальную собственность, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы районного самоуправления определяют участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории.

Статья 60. Администрация района вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств в порядке, установленном районным Советом народных депутатов.

Статья 61.
1. Органы районного самоуправления в установленном законодательством порядке организуют внешнеэкономические связи.
2. Администрация района имеет право:
- заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся в ее распоряжении валютных средств и на иной основе;
- создавать совместные предприятия по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению, а также участвовать в создании других предприятий;
- создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать предприятиям помощь в развитии экспортных возможностей.

Глава 12. Финансовая основа местного самоуправления

Статья 62.
1. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства, принадлежащие органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
2. Финансовые ресурсы района могут объединяться на договорной основе с областными финансовыми ресурсами, а также с финансовыми ресурсами других муниципальных образований в целях совместного финансирования районных и региональных программ и проектов.

Статья 63.
1. Район имеет самостоятельный единый бюджет.
2. Бюджет района содержит сметы текущих доходов и расходов сельских и поселковых бюджетов и районного бюджета. Доходы бюджета района складываются из доходов по закрепленным доходным источникам, поступлений от местных налогов и сборов. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства района, учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры, физкультуры и спорта, социальную поддержку населения и другие расходы.

Статья 64. Финансовым годом является календарный год.

Статья 65.
1. В доход бюджета района зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов области в соответствии с нормативами, установленными законами Российской Федерации и области, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам районного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов районного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов районного самоуправления.
2. Доходы, дополнительно полученные при использовании бюджета, суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах зачисляется в соответствующие бюджеты, используются по усмотрению районного Совета народных депутатов.
3. Решение об использовании свободных бюджетных средств, в том числе о вложении этих средств в хозяйственные мероприятия, в акции, а также в предоставлении процентных и беспроцентных бюджетных ссуд принимает представительный орган власти, в том числе и с учетом предложений исполнительного органа власти района, только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от этих операций, в свой бюджет.
4. Районный Совет народных депутатов вправе поручать соответствующему исполнительному органу власти принимать решения об использовании свободных бюджетных средств с последующим утверждением этих решений районным Советом народных депутатов самостоятельно.

Статья 66. От имени Чебулинского района право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Главе района.

Статья 67.
1. Бюджетный процесс - деятельность органов районного самоуправления по составлению, рассмотрению, исполнению бюджета района, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.
2. Порядок и условия предоставления проекта бюджета районному Совету народных депутатов для рассмотрения бюджета, его утверждения и уточнения в ходе исполнения устанавливаются Положением о бюджетном процессе.

Статья 68.
1. Местные налоги и сборы, их предельные ставки, льготы их плательщикам, порядок взимания устанавливаются районным Советом народных депутатов самостоятельно.
2. Районный Совет народных депутатов, с учетом мнения населения, может предусматривать разовое, добровольное внесение жителями района средств для финансирования решения вопросов местного значения.
3. Органы районного самоуправления в соответствии с законодательством получают плату, в том числе в натуральной форме от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории района.

Раздел IV. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 69. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами РФ, правовыми актами Кемеровской области, настоящим Уставом, запрещается.

Статья 70.
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 71.
1. Районный Совет народных депутатов обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Кемеровской области.

Статья 72. Граждане, проживающие на территории района, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными, нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Раздел V. ГАРАНТИИ ПРАВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫБОРНЫХ
И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 73.
1. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, а также социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
2. Депутатам районного Совета народных депутатов и Главе района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
3. Срок полномочий депутатов районного Совета народных депутатов, Главы района не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
4. Депутаты районного Совета народных депутатов, Глава района на территории Чебулинского района не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Кемеровской области.
5. Депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, Главе района социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законом Кемеровской области и правовыми актами районного Совета народных депутатов.

Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 74.
1. Органы районного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением района государством, в соответствии с законом.
2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением реализуется в виде его права на отзыв, выражение недоверия или досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления на основании прямого волеизъявления граждан.
3. Основанием ответственности перед населением являются нарушения Устава района, актов прямого волеизъявления граждан, актов и решений органов и должностных лиц местного самоуправления, утраты органами и должностными лицами местного самоуправления доверия со стороны населения.
4. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.
5. Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами наступает в порядке, установленном федеральным законом.
6. Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, иным общественным формированиям, гражданам в результате принятия неправомерных актов и решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается в полном объеме на основании судебного решения за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 75.
1. Ответственность органов районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативно-правовых актов Кемеровской области, Устава района.
2. Органы районного самоуправления и должностные лица районного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В УСТАВЕ
ЧЕБУЛИНСКОГО РАЙОНА

УСТАВ РАЙОНА - нормативно-правовой акт, регулирующий основные вопросы организации и деятельности районного самоуправления.
ЖИТЕЛЬ РАЙОНА - физическое лицо, постоянно проживающее на территории района на основаниях, установленных действующим законодательством.
РАЙОННОЕ СООБЩЕСТВО - жители Чебулинского района - граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом и объединенные общими интересами в решении вопросов районного значения.
НАСЕЛЕНИЕ РАЙОНА - члены районного сообщества, проживающие на территории района, граждане других государств, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы.
ТЕРРИТОРИЯ ЧЕБУЛИНСКОГО РАЙОНА - земли компактного проживания районного населения, а также земли в пределах границ района.
ВОПРОСЫ РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения района, отнесенные к таковым Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Кемеровской области и Уставом района. По вопросам районного значения районное сообщество обладает всеми полномочиями, за исключением полномочий, возложенных на органы государственной власти законом.
РАЙОННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - система организации и деятельности членов районного сообщества для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов районного значения, исходя из интересов населения района, его исторических и местных традиций. Самоуправление в районе осуществляется членами районного сообщества как непосредственно, так и через органы районного самоуправления.
РАЙОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ - форма непосредственного, прямого волеизъявления членов районного сообщества, осуществляемого путем голосования по вопросам районного значения.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района (село, поселок, улица, дом и т.д.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.
ОРГАНЫ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов районного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
ЧЕБУЛИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ - выборный орган районного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории Чебулинского района.
ГЛАВА РАЙОНА - выборное должностное лицо района, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на его территории.
АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА - исполнительный орган местного самоуправления, возглавляемая на принципах единоначалия Главой района.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.
ВЫБОРНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - собственность Чебулинского района, служащая источником доходов районного бюджета и удовлетворению потребностей населения района.
БЮДЖЕТ РАЙОНА - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций и полномочий органов районного самоуправления. Чебулинский район имеет единый бюджет района, который утверждается районным Советом народных депутатов в соответствии с бюджетным посланием Главы района.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ - платежи, устанавливаемые районным Советом народных депутатов, полностью перечисляемые в районный бюджет и наряду с другими доходами составляющие финансовую основу районного самоуправления.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru