Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Кемеровской области от 25.02.1999 № 7
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ"

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень администрации Кемеровской области", № 1, (январь - март) 1999 г.


Утратил силу с 14 февраля 2007 года в связи с изданием постановления Коллегии Администрации КО от 14.02.2007 № 39.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с 25 февраля 1999 года (пункт 9 данного документа).



АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1999 г. № 7

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
И ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕТЕРАНОВ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ

В целях повышения доступности бесплатной медицинской помощи, улучшения лекарственного обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, улучшения социальной защиты данной категории населения, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах":
1. Утвердить целевую региональную программу "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения на 1999 год".
2. Рекомендовать главам администраций, главам городов и районов области:
2.1. Провести организационную работу по созданию сети больниц, госпиталей, отделений муниципальных больниц для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
2.2. Определить специальные муниципальные аптеки для обеспечения лекарственными средствами льготных категорий населения.
3. Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (Жеваго В.П.):
3.1. При согласии органов местного самоуправления города Кемерово в установленном законодательством порядке оформить принятие в государственную собственность Кемеровской области муниципальной клинической больницы № 10 и муниципальной аптеки № 1, расположенных в г. Кемерово.
3.2. По согласованию с департаментом охраны здоровья населения (Кочемасова О.И.) создать Государственное унитарное предприятие "Кузбассфарма" с последующим открытием на его базе губернской аптеки с территориальными филиалами в городах и районах области для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц медикаментами по льготным рецептам, пенсионеров - медикаментами по ценам, ниже рыночных.
3.3. По представлению департамента охраны здоровья населения Администрации области назначить руководителя Государственного унитарного предприятия "Кузбассфарма".
3.4. Реорганизовать Государственное предприятие "Медикаменты Кузбасса", Государственное предприятие "Аптечный склад г. Новокузнецка", Государственное предприятие "Аптечный склад г. Прокопьевска" путем присоединения их к Государственному унитарному предприятию "Кузбассфарма".
3.5. Совместно с департаментом охраны здоровья населения Администрации области (Кочемасова О.И.) образовать на базе имущественных комплексов клинической больницы № 10 и аптеки № 1, указанных в пункте 3.1 настоящего постановления, областной госпиталь для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц и подразделение губернской аптеки.
4. Заместителю Губернатора области Куртукову Г.Ф.:
4.1. До 1 марта 1999 г. обеспечить ремонт помещения аптеки № 1 по адресу: г. Кемерово, ул. Орджоникидзе, 7.
4.2. Предусмотреть в инвестиционной программе "Капитальное строительство и реконструкция социальных объектов" 4,0 млн. рублей на реконструкцию областного госпиталя для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
5. Департаменту охраны здоровья населения области (Кочемасова О.И.) по окончании ремонта помещения аптеки № 1 открыть в нем подразделение губернской аптеки.
6. Главному финансовому управлению Администрации области (Аброськина В.Д.):
6.1. При разработке проекта бюджета 1999 года предусмотреть финансирование расходов на содержание областного госпиталя для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц в сумме 15,0 млн. рублей в год и на приобретение медикаментов для губернской аптеки в сумме 16,6 млн. рублей по программе "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения на 1999 год".
6.2. Предусмотреть в областном бюджете, бюджетах городов и районов расходы на финансирование больниц, госпиталей, отделений для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, филиалов губернской аптеки на льготное лекарственное обеспечение ветеранов войны и приравненных к ним лиц.
7. Предложить территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Хайновская И.Я.) осуществлять финансирование областного госпиталя для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц из средств обязательного медицинского страхования по дифференцированному подушевому нормативу на закрепленное население и лечение застрахованных, не входящих в указанный контингент.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на члена президиума коллегии Администрации области Муравьеву Г.М.
9. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
А.М.ТУЛЕЕВ





Приложение
к постановлению Администрации
Кемеровской области
от 25 февраля 1999 г. № 7

ЦЕЛЕВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ" НА 1999 ГОД

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
"Охрана и укрепление здоровья граждан
старшего поколения" на 1999 год

1. Наименование программы: "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения"
2. Статус: областная
3. Инициатор разработки: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
4. Государственный заказчик: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
5. Показатели реализации:
5.1. Медицинская эффективность:
5.1.1. Улучшение качества оказания медицинской помощи лицам пожилого возраста, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним по льготам.
5.1.2. Снижение смертности от соматических заболеваний на 10 процентов у лиц старшего поколения.
5.1.3. Достижения 100 процентов уровня госпитализации всех нуждающихся лиц пожилого возраста.
5.1.4. Повышение уровня диспансеризации лиц пожилого возраста на 30 процентов.
5.1.5. Улучшение льготного лекарственного обеспечения и протезирования.
5.1.6. Повышение уровня госпитализации инкурабельных больных на 50 процентов.
5.1.7. Повышение обеспечения квалифицированного ухода и специализированной медицинской помощи на дому на 50 процентов.
5.1.8. Снижение уровня травматизма на 10 процентов.
5.2. Экономическая эффективность:
5.2.1. Снижение выплаты пособий по временной нетрудоспособности, связанной с уходом за больным.
5.2.2. Снижение затрат на пребывание в стационаре лиц пожилого возраста, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи и квалифицированном уходе на 50 процентов.
5.2.3. Снижение обращаемости на станцию скорой медицинской помощи на 15 процентов.
5.3. Социальная эффективность:
5.3.1. Улучшение качества жизни и социальной адаптации инкурабельных больных (в том числе и онкологических).
5.3.2. Улучшение психологического климата в семье, где находится больной, нуждающийся в квалифицированном уходе и паллиативной медицинской помощи.
5.3.3. Повышение продолжительности времени сохранения трудоспособности и физической активности лиц пожилого возраста, обеспечение здоровой старости.
6. Методы контроля за реализацией программы и периодичностью исполнения: контроль обеспечивает заказчик с привлечением научных и клинических экспертов, экспертов из общественных организаций ветеранов в соответствии с календарным планом и сметой расходов к прилагаемому разделу.
7. Головной исполнитель: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.
8. Соисполнители: областной госпиталь ветеранов войны, областной хоспис департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, Кемеровская государственная медицинская академия, территориальные органы здравоохранения, областной медицинский колледж.
9. Руководитель программы: начальник департамента охраны здоровья населения Кочемасова О.И.
10. Сроки реализации: 1999 год.
11. Общий объем финансирования: 165810 тысяч рублей.
12. Объем финансирования из средств программы: 18665 тысяч рублей.
13. Обоснование программы и основные мероприятия.
В последние годы в России, и в том числе и в Кемеровской области, неуклонно растет число пожилых людей в связи с увеличением продолжительности жизни. В 1997 году число лиц пенсионного возраста в Кузбассе достигало 381852 человека. Основной задачей сегодняшнего здравоохранения является обеспечение здоровой старости, продление периода физической активности данной категории граждан, снижение смертности от соматических заболеваний.
В связи с особенностями пожилого возраста, снижением иммунитета, развитием атеросклероза, сахарного инсулиннезависимого диабета, сенильного и пресенильного остеопороза, деменции, артериальной гипертензии, сердечно-сосудистых заболеваний, повышением онкозаболеваемости, развитием хронического нарушения кровообращения (парезы, параличи) возрастает потребность в медицинской помощи и квалифицированном уходе у лиц пенсионного возраста.
По статистическим данным около 50 процентов из числа заболевших данной категории граждан нуждаются только в уходе и в оказании паллиативной медицинской помощи, поэтому для их лечения нецелесообразно использовать дорогостоящую стационарную койку, а необходимо создание медико - социальных коек и стационаров на дому. В Кузбассе по данным 1997 года открыто 9 больниц сестринского ухода, 12 отделений медико-социальной помощи и развернуто 570 коек сестринского ухода. Это позволило оказать медицинскую помощь и квалифицированный уход 3732 больным пожилого возраста и сэкономить 10 миллионов рублей на стационарное лечение. Поэтому актуальным является продолжение развития медико-социальной службы на базе участковых больниц в сельской местности, имеющих низкую занятость койки, нерентабельных лечебно-профилактических учреждений в городах и во вновь создаваемых специализированных учреждениях. Кроме того, при поликлиниках, в общих врачебных практиках развертываются стационары на дому с последующим патронажем, что также дает экономию в сотни миллионов рублей и обеспечивает потребность населения в медицинской помощи.
Для обеспечения бесплатной медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним по льготам контингентам, а их насчитывается в области 223686 человек, необходимо организовать областной госпиталь ветеранов войны и расширить сеть отделений и палат для лечения ветеранов на базе городских и районных больниц, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Это позволит повысить доступность медицинской помощи, в том числе и госпитальной, для данной категории граждан в случае декомпенсации или обострения хронических заболеваний, обеспечит адресную государственную поддержку этих контингентов.
В настоящее время поликлиники плохо обеспечены транспортом, ГСМ, что создает определенные трудности в работе данных подразделений. Кроме того, необходимо подготовить патронажных сестер, врачей по вопросам паллиативной медицины для оказания более квалифицированной медико-социальной помощи больным пожилого возраста.
Отдельным вопросом стоит проблема оказания помощи инкурабельным онкологическим больным. В последние годы наблюдается рост онкозаболеваемости (22 на 1000 населения), в том числе в III и IV стадии заболевания (1/5 часть от всех обратившихся). 25% онкологических больных - лица пожилого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе. Это создает необходимость создания специализированной службы для оказания паллиативной помощи и обеспечения квалифицированного ухода для данной категории граждан.
В Кемеровской области наряду с многими зарубежными странами и городами России была создана по инициативе Администрации области принципиально новая система медико-социальной помощи, центральным звеном которой является хоспис (в 2 территориях), основными задачами которого является повышение доступности стационарной медицинской помощи больным в терминальной стадии и обеспечение специализированной помощи на дому; оказание паллиативной помощи, включающей купирование болевого синдрома, психотерапевтическую помощь, обеспечение квалифицированного ухода на дому и в стационаре; оказание психологической поддержки родственникам. Создание данной системы позволяет ежегодно оказать специализированную паллиативную помощь 900 больным и проводить диспансерное наблюдение за 6 тысячами онкологическими больными в терминальной стадии, что существенно повышает качество жизни данной категории больных, улучшает их социальную адаптацию и позволяет родственникам продолжать трудовую деятельность без использования отпуска и больничного листа для ухода за тяжелобольным, поэтому необходимо выделение средств для продолжения развития данной службы.
Наиболее частой причиной потери физической активности граждан старшего поколения являются переломы трубчатых костей, основным фактором риска которых считается остеопороз, вызванный нарушениями обменных процессов, дисфункцией эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы. В 1997 году в области зарегистрировано 43300 человек старше 40 лет с травмами опорно-двигательного аппарата, возникшими в результате остеопороза. В Кемеровской области в настоящее время отсутствует необходимая аппаратура для диагностики этого заболевания в ранних стадиях, нет квалифицированных специалистов, занимающихся лечением остеопороза, не создана система профилактики, что требует организации центра профилактики и лечения остеопороза.
Сердечно-сосудистая патология, вызванная атеросклерозом, является основной причиной смертности граждан старшего поколения. У 60 процентов больных старше 40 лет регистрируется гиперхолестеринемия, снижение которой на 10 процентов обеспечивает снижение смертности от ишемической болезни сердца на 2 процента. Несмотря на это, в области отсутствует система ранней диагностики и лечения этого состояния. Создание Центра профилактики и коррекции липидных нарушений обеспечит учебно-методическую и консультативно-лечебную помощь населению и позволит снизить заболеваемость атеросклерозом.
Таким образом, не вызывает сомнения актуальность создания и принятия программы "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения".
Финансовое обеспечение программы обеспечит работу по следующим направлениям:
1. Организация медицинской помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним по льготам категориям.
2. Развитие медико-социальной помощи.
3. Профилактика и лечение остеопороза с целью снижения травматизма.

Сводная таблица
по разделам программы "Охрана здоровья граждан
старшего поколения" (тыс. руб.)

   -------------------T---------T-------T---------------------------¬

¦№ Мероприятия ¦ Общая ¦ Феде- ¦ В том числе ¦
¦ ¦стоимость¦ральный+-----------------T---------+
¦ ¦ ¦ бюджет¦ Облбюджет ¦ Другие ¦
¦ ¦ ¦ +-------T---------+источники¦
¦ ¦ ¦ ¦текущее¦программа¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦1. Организация ¦ 88460,0 ¦ 560,0 ¦16200,0¦ 16600,0 ¦55100,0 -¦
¦медицинской помощи¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ветеранам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦инвалидам ВОВ и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приравненным к ним¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по льготам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦категориям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦2. Развитие ¦ 76624,0 ¦ 930,0 ¦ 3064,0¦ 1375,0 ¦71255,0 -¦
¦медико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦социальной помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦3. Профилактика и ¦ 726,0 ¦ - ¦ 16,0¦ 690,0 ¦ 20,0 -¦
¦лечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спонсоры ¦
¦остеопороза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Итого: ¦165810,0 ¦1490,0 ¦19280,0¦ 18665,0 ¦126355,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- местный¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦20,0 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спонсоры ¦
L------------------+---------+-------+-------+---------+----------


ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
целевой региональной программы "Охрана и укрепление
здоровья граждан старшего поколения"

1. Наименование подпрограммы: организация медицинской помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и категориям, к ним приравненным.
2. Статус: областная
3. Инициатор разработки: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
4. Государственный заказчик: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
5. Показатели реализации:
5.1. Медицинский эффект:
5.1.1 Улучшение качества оказания медицинской помощи ветеранам и инвалидам.
5.1.2. Достижение 100 процентов уровня госпитализации всех нуждающихся ветеранов и инвалидов.
5.1.3. Повышение льготного лекарственного обеспечения ветеранам и инвалидам
5.1.4. Снижение смертности от соматических заболеваний ветеранов и инвалидов на 15 процентов, в том числе с сердечно - сосудистой патологией.
5.2. Экономическая эффективность:
5.2.1. Снижение обращаемости на станцию скорой медицинской помощи на 15 процентов.
5.2.2. Снижение затрат на оказание экстренной медицинской помощи на 15 процентов.
5.3. Социальная эффективность:
5.3.1. Улучшение качества жизни ветеранов войны и лицам, к ним приравненным.
5.3.2. Повышение продолжительности жизни, сохранения трудоспособности и физической активности ветеранов и инвалидов, обеспечение здоровой старости.
6. Методы контроля за реализацией и периодичностью: контроль обеспечивает заказчик с привлечением научных и общественных экспертов в соответствии с календарным планом и сметой расходов направлений подпрограммы, прилагаемых к договору.
7. Головной исполнитель: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.
8. Соисполнители: территориальные органы здравоохранения, областной госпиталь ветеранов войны.
9. Руководители подпрограммы: главный терапевт Жукова Е.А.
10. Сроки реализации: 1999 год.
11. Общий объем финансирования: 88460,0 тысяч рублей.
12. Объем финансирования из средств программы: 16600,0 тысяч рублей.
13. Обоснование подпрограммы и основные мероприятия.
Обеспечение квалифицированной медицинской помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, к ним приравненным, наиболее важная задача здравоохранения. В настоящее время в области отсутствует специализированный госпиталь для ветеранов войны, в недостаточном объеме развернуты палаты в соматических отделениях городских и районных больниц, крайне неудовлетворительно осуществляется льготное лекарственное обеспечение данных категорий. Все вышесказанное приводит к резкому снижению доступности медицинской помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, к ним приравненным. Создание областного специализированного госпиталя, губернской аптеки во многом решит проблемы с оказанием квалифицированной медицинской помощи данной категории граждан.
Финансовое обеспечение программы "Организация медицинской помощи ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны и категориям, к ним приравненным", обеспечит осуществление следующих мероприятий:
1. Создание областного госпиталя для ветеранов войны.
2. Льготное лекарственное обеспечение ветеранов войны.
3. Обеспечение медицинским оборудованием стационаров для лечения ветеранов войны.
4. Бесплатное изготовление протезов и их ремонт (слуховые аппараты, глазные протезы, зубопротезирование).

Сводная таблица подпрограммы
"Оказание медицинской помощи ветеранам войны" (тыс. руб.)

   -------------------T---------T-------T---------------------------¬

¦№ Мероприятия ¦ Общая ¦ Феде- ¦ В том числе ¦
¦ ¦стоимость¦ральный+-----------------T---------+
¦ ¦ ¦ бюджет¦ Облбюджет ¦ Другие ¦
¦ ¦ ¦ +-------T---------+источники¦
¦ ¦ ¦ ¦текущее¦программа¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦1. Организация ¦ 15000,0 ¦ ¦15000,0¦ ¦ ¦
¦областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦госпиталя для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ветеранов войны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦2. Льготное ¦ 66500,0 ¦ ¦ ¦16600,0 ¦49900,0 -¦
¦лекарственное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ветеранов войны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦2.1. Создание ¦ ¦ ¦ ¦16600,0 ¦ ¦
¦губернской аптеки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦2.2. Льготное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦49900,0 -¦
¦лекарственное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦3. Организация ¦ 900,0 ¦ ¦ 200,0¦ ¦ 700,0 -¦
¦углубленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦профилактических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦осмотров ветеранов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в лечебно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профилактических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦1. Приобретение ¦ 560,0 ¦ 560,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦для отделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ветеранов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦1.1. Приобретение ¦ 200,0 ¦ 200,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦кардиомониторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦4.2. Приобретение ¦ 150,0 ¦ 150,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦переносных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ультразвуковых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сканеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦4.3. Приобретение ¦ 360,0 ¦ 360,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦передвижных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рентгеновских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦установок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦5. Бесплатное ¦ 5500,0 ¦ ¦ 1000,0¦ ¦4500,0 - ¦
¦изготовление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦протезов и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Итого: ¦ 88460,0 ¦ 560,0 ¦16200,0¦16600,0 ¦55100,0 -¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
L------------------+---------+-------+-------+---------+----------


ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
целевой региональной программы "Охрана и укрепление
здоровья граждан старшего поколения"

1. Наименование подпрограммы: развитие медико-социальной помощи
2. Статус: областная
3. Инициатор разработки: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
4. Государственный заказчик: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
5. Показатели реализации:
5.1. Медицинский эффект:
5.1.1. Улучшение качества оказания медицинской помощи инкурабельным больным, нуждающимся в постоянном уходе.
5.1.2. Достижение 100 процентов уровня госпитализации всех нуждающихся лиц пожилого возраста.
5.1.3. Повышение уровня госпитализации инкурабельных больных, в том числе и онкологическим, на 50 процентов.
5.1.4. Повышение обеспечения квалифицированного ухода и специализированной медицинской помощи на дому на 50 процентов.
5.1.5. Снижение смертности от соматических заболеваний лиц старшего поколения на 15 процентов, в том числе с сердечно - сосудистой патологией.
5.1.6. Снижение в 5 раз риска развития атеросклеротической деменции и энцефалопатии.
5.2. Экономическая эффективность:
5.2.1. Снижение выплаты пособий по временной нетрудоспособности, связанной с уходом за больным.
5.2.2. Снижение затрат на пребывание в стационаре лиц пожилого возраста, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи и квалифицированном уходе, на 50 процентов.
5.2.3. Снижение обращаемости на станцию скорой медицинской помощи на 15 процентов.
5.3. Социальная эффективность:
5.3.1. Улучшение качества жизни и социальной адаптации инкурабельных больных (в том числе и онкологических).
5.3.2. Улучшение психологического климата в семье, где находится больной, нуждающийся в постороннем уходе и паллиативной медицинской помощи.
5.3.3. Повышение продолжительности жизни, сохранение трудоспособности и физической активности лиц пожилого возраста, обеспечение здоровой старости.
6. Методы контроля за реализацией и периодичностью: контроль обеспечивает заказчик с привлечением научных и общественных экспертов в соответствии с календарным планом и сметой расходов направлений подпрограммы, прилагаемых к договору.
7. Головной исполнитель: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.
8. Соисполнители: территориальные органы здравоохранения, областной хоспис.
9. Руководители подпрограммы: главный терапевт Жукова Е.А.
10. Сроки реализации: 1999 год.
11. Общий объем финансирования: 76624,0 тысяч рублей.
12. Объем финансирования из средств программы: 1375,0 тысяч рублей.
13. Обоснование подпрограммы и основные мероприятия.
В последние годы в России, в том числе и в Кемеровской области, неуклонно растет число пожилых людей, в связи с увеличением продолжительности жизни. В 1997 году число лиц пенсионного возраста в Кузбассе достигало 381852 человека. Основной задачей сегодняшнего здравоохранения является обеспечение здоровой старости, продление периода физической активности данной категории граждан, снижение смертности от соматических заболеваний.
В связи с особенностями пожилого возраста, снижением иммунитета, развитием атеросклероза, сахарного инсулиннезависимого диабета, сенильного и пресенильного остеопороза, деменции, артериальной гипертензии и повышением онкозаболеваемости и развитием хронического нарушения кровообращения (парезы, параличи) возрастает потребность в медицинской помощи и квалифицированном уходе у лиц пенсионного возраста, поэтому необходимо открытие специализированных геронтологических отделений, подготовка врачей - геронтологов для оказания квалифицированной медицинской помощи лицам старшего поколения.
Нарушение липидного обмена (гиперхолестеринемия) лежит в основе заболеваний сердечно-сосудистой системы, атеросклеротической энцефалопатии и деменции. Гиперхолестеринемия регистрируется у 60 процентов лиц в возрасте старше 40 лет, из которых 45 процентов требуют активной медикаментозной и немедикаментозной коррекции. В настоящее время в области отсутствует система профилактики, ранней диагностики и лечения гиперхолестеринемии, что приводит к увеличению числа инсультов, инфарктов среди пожилого контингента.
По статистическим данным около 50 процентов из числа заболевших данной категории граждан нуждаются только в уходе и в оказании паллиативной медицинской помощи, поэтому для их лечения нецелесообразно использовать дорогостоящую стационарную койку, а необходимо создание медико - социальных коек и стационаров на дому. В Кузбассе по данным 1997 года открыто 9 больниц и развернуто 570 коек сестринского ухода, что позволило оказать медицинскую помощь и квалифицированный уход 3732 больным пожилого возраста и сэкономить 10 миллионов рублей на стационарное лечение. Поэтому актуальным является при нынешней системе финансирования продолжение развития медико-социальной службы на базе либо участковых больниц в сельской местности, имеющих низкую занятость койки, либо на базе перепрофилированных нерентабельных лечебно-профилактических учреждениях в городах.
Кроме того, при поликлиниках и общих врачебных практиках развертываются стационары на дому с последующим патронажем, что также дает экономию в сотни миллионов рублей и обеспечивает потребность населения в медицинской помощи. К сожалению, поликлиники плохо обеспечены транспортом, ГСМ, что создает определенные трудности в работе данных подразделений. Имеются также трудности с подготовленными кадрами: необходима специальная подготовка для патронажных сестер.
Отдельным вопросом стоит проблема оказания помощи инкурабельным онкологическим больным. Рост онкозаболеваемости (22 на 1000 населения), числа больных с запущенными стадиями (1/5 часть от всех обратившихся), 25 процентов онкологических больных - лица пожилого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе. Все это создает необходимость создания специализированной службы для оказания паллиативной помощи и обеспечения квалифицированного ухода для данной категории граждан.
В Кемеровской области, наряду с многими зарубежными странами и городами России, была создана по инициативе Администрации области принципиально новая система медико - социальной помощи, центральным звеном которой является хоспис (в 4 территориях), основными задачами которого является повышение доступности стационарной медицинской помощи больным в терминальной стадии и обеспечение специализированной помощи на дому; оказание паллиативной помощи, включающей купирование болевого синдрома, психотерапевтическую помощь, обеспечение квалифицированного ухода на дому и в стационаре; оказание психологической поддержки родственникам. Создание данной системы позволяет ежегодно оказывать специализированную паллиативную помощь 900 больным и проводить диспансерное наблюдение за 6 тысячами онкологическими больными в терминальной стадии, что существенно повышает качество жизни данной категории больных, улучшает их социальную адаптацию и позволяет родственникам продолжать трудовую деятельность без использования отпуска и больничного листа для ухода за тяжелобольным. К сожалению, данная система создана лишь в 4 территориях и необходимо выделение средств для продолжения развития данной службы.
Учитывая вышесказанное, не вызывает сомнения актуальность создания и принятия программы "Развитие медико-социальной помощи".
Финансовое обеспечение подпрограммы позволит обеспечить выполнение следующих мероприятий:
1. Развитие системы "Хоспис".
2. Развитие системы медико-социальной помощи.
3. Подготовка кадров.
4. Разработка и внедрение комплексной профилактики и лечения гиперхолестеринемии.

Сводная таблица по разделам подпрограммы
"Развитие медико-социальной помощи" (тыс. руб.)

   ------T--------------T-------T-------T---------------------------¬

¦ № ¦ Мероприятия ¦ Общая ¦ Феде- ¦ В том числе ¦
¦ ¦ ¦ стои- ¦ральный+-----------------T---------+
¦ ¦ ¦ мость ¦ бюджет¦ Облбюджет ¦ Другие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------T---------+источники¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущее¦программа¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦1. ¦Развитие ¦11235,0¦ 230,0¦ 3005,0¦ ¦ 8000,0 -¦
¦ ¦системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦"Хоспис" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦1.1. ¦Развитие и ¦ 7000,0¦ ¦ 3000,0¦ ¦ 4000,0 -¦
¦ ¦поддержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦существующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦хосписов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦областной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хоспис ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Кемерово ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦1.2. ¦Создание ¦ 4000,0¦ ¦ ¦ ¦ 4000,0 -¦
¦ ¦хосписа в г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦Новокузнецке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦1.3. ¦Приобретение ¦ 230,0¦ 230,0¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автотранспорта¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦1.4. ¦Методическая ¦ 5,0¦ ¦ 5,0¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территориям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2. ¦Развитие ¦65200,0¦ 700,0¦ ¦ 1300,0 ¦ 63200,0 ¦
¦ ¦системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦медико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.1. ¦Развитие и ¦22500,0¦ ¦ ¦ ¦22500,0 -¦
¦ ¦поддержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦больниц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦сестринского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ухода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.2. ¦Открытие ¦ 6000,0¦ ¦ ¦ ¦ 6000,0 -¦
¦ ¦2 больниц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦сестринского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦ухода: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Междуреченск ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Юргинский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.3. ¦Развитие и ¦ 7600,0¦ ¦ ¦ ¦ 7600,0 -¦
¦ ¦поддержка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦отделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦медико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.4. ¦Приобретение ¦ 300,0¦ ¦ ¦ 300,0 ¦ ¦
¦ ¦предметов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ухода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.5. ¦Приобретение ¦ 700,0¦ 700,0¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автотранспорта¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.6. ¦Развитие ¦12000,0¦ ¦ ¦ ¦12000,0 -¦
¦ ¦патронажной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦выездной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦службы при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦больницах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сестринского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ухода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.7. ¦Создание ¦ 3000,0¦ ¦ ¦ ¦ 3000,0 -¦
¦ ¦стационаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦на дому при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦поликлиниках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и общих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦врачебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практиках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.8. ¦Открытие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геронтоло- ¦ 1000,0¦ ¦ ¦ 1000,0 ¦ ¦
¦ ¦гической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦врачебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(г. Кемерово) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.9. ¦Развитие ¦ 2000,0¦ ¦ ¦ ¦ 2000,0 -¦
¦ ¦геронтоло- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦гических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦отделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в г.г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Кемерово и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Прокопьевске ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.10.¦Открытие ¦ 100,0¦ ¦ ¦ ¦ 100,0 -¦
¦ ¦консульта- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦тивных приемов¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦врачей- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геронтологов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦2.11.¦Оснащение и ¦10000,0¦ ¦ ¦ ¦10000,0 ¦
¦ ¦содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦палат для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
¦ ¦ветеранов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦войны в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лечебно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилакти- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦3. ¦Подготовка ¦ 155,0¦ ¦ 50,0¦ 50,0 ¦ 50,0 -¦
¦ ¦кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦3.1. ¦Подготовка ¦ 50,0¦ ¦ 50,0¦ ¦ ¦
¦ ¦медицинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сестер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦3.2. ¦Создание курса¦ 50,0¦ ¦ ¦ 50,0 ¦ ¦
¦ ¦паллиативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦медицины для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последиплом. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦врачей- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терапевтов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и общих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦врачебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦3.3. ¦Подготовка ¦ 25,0¦ ¦ ¦ ¦ 25,0 -¦
¦ ¦врачей- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦геронтологов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦3.4. ¦Подготовка ¦ 20,0¦ ¦ ¦ ¦ 20,0 -¦
¦ ¦врачей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦хосписов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦3.5. ¦Подготовка ¦ 10,0¦ ¦ ¦ ¦ 10,0 -¦
¦ ¦медсестер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦хосписов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦4. ¦Разработка и ¦ 34,0¦ ¦ 9,0¦ 25,0 ¦ ¦
¦ ¦внедрение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактики и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гиперхоле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стеринемии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦4.1. ¦Разработка и ¦ 20,0¦ ¦ ¦ 20,0 ¦ ¦
¦ ¦внедрение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новых методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гиперхолес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теринемии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦4.2. ¦Разработка и ¦ 5,0¦ ¦ ¦ 5,0 ¦ ¦
¦ ¦внедрение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новых методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гиперхолес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теринемии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦4.3. ¦Разработка и ¦ 3,0¦ ¦ 3,0¦ ¦ ¦
¦ ¦издание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературы для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦врачей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦4.4. ¦Проведение ¦ 5,0¦ ¦ 5,0¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семинаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦4.5. ¦Выступление в ¦ 1,0¦ ¦ 1,0¦ ¦ ¦
¦ ¦массовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------+-------+-------+-------+---------+---------+
¦ ¦Итого: ¦76624,0¦ 930,0¦ 3064,0¦ 1375,0 ¦71255,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦
L-----+--------------+-------+-------+-------+---------+----------


ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
целевой региональной программы "Охрана
и укрепление здоровья граждан старшего поколения"

1. Наименование подпрограммы: профилактика и лечение остеопороза
2. Статус: областная
3. Инициатор разработки: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
4. Государственный заказчик: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
5. Показатели реализации:
5.1. Медицинская эффективность:
5.1.1. Сокращение случаев временной нетрудоспособности, связанной с переломами позвоночника и трубчатых костей, на 10 процентов.
5.1.2. Уменьшение уровня заболеваемости, связанной с переломами, на 20 процентов.
5.1.3. Уменьшение уровня госпитализации на 20 процентов.
5.2. Экономическая эффективность:
5.2.1. Сокращение расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, на 10 процентов.
5.2.2. Снижение затрат на стационарное лечение больных на 20 процентов.
5.3. Социальная эффективность:
5.3.1. Улучшение качества жизни лиц климактерического и постклимактерического периода.
5.3.2. Сохранение физической активности лиц пожилого возраста.
6. Методы контроля: контроль обеспечивает заказчик с привлечением научных и общественных экспертов в соответствии с календарным планом и сметой расходов направлений подпрограммы, прилагаемых к договору.
7. Головной исполнитель: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
8. Соисполнитель: областная клиническая больница, Кемеровская государственная медицинская академия.
9. Руководитель подпрограммы: главный терапевт департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Жукова Е.А.
10. Сроки реализации подпрограммы: 1999 год.
11. Общий объем финансирования: 726,0 тысяч рублей.
12. Объем финансирования из средств программы: 690,0 тысяч рублей.
13. Обоснование программы и основные мероприятия.
В Кемеровской области, где травматизм является одной из ведущих причин смертности (3,09 на 1000 населения), временной нетрудоспособности (14 случаев на 100 работающих) и инвалидизации населения, одной из актуальных задач здравоохранения является проведение мероприятий, связанных с его профилактикой.
Как известно, основным фактором риска развития переломов у лиц старше 40 лет считается остеопороз - полиэтиологическое состояние, характеризующееся снижением плотности костной ткани и склонностью к переломам. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в настоящее время отмечается значительный рост и распространенность этого заболевания в России, что обуславливает значительный подъем заболеваемости, инвалидизации и смертности вследствие переломов позвоночника и трубчатых костей. В 1997 году в Кемеровской области зарегистрировано 43300 больных с данными видами переломов, что составляет 25 процентов от числа всех травм, из которых у 40 процентов отмечались явления остеопороза.
Основными причинами остеопороза являются снижение уровня половых гормонов в предклимактерическом и климактерическом периоде как у мужчин, так и у женщин, снижение потребления в пище кальция и витамина Д, заболевания желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, эндокринной системы, применение некоторых лекарственных препаратов. При отсутствии своевременного лечения при остеопорозе может наблюдаться снижение плотности костной ткани на 30 - 40 процентов в срок от 3 до 10 лет. Вместе с тем, из-за отсутствия в области диагностической службы (денситометрии) диагностика этого состояния происходит чаще всего травматологом при развитии перелома. По этой же причине не происходит своевременного и адекватного лечения остеопороза и его профилактики, несмотря на наличие в области необходимых лекарственных препаратов, что приводит к снижению качества жизни лиц в климактерическом и постменопаузальном периоде, развитием травм, болевого синдрома и, как следствие, увеличению расходов, связанных с госпитализацией, выплату пособий по временной и стойкой нетрудоспособности. Существует также проблема с подготовкой квалифицированных кадров.
Таким образом, в Кемеровской области назрела необходимость создания центра профилактики и лечения остеопороза и разработки мероприятий, направленных на снижение распространенности этого заболевания. Обоснованием к созданию такого центра служит приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.08.97 № 239 "Об организации центров профилактики остеопороза".
Финансирование программы обеспечит осуществление следующих мероприятий:
1. Создание центра профилактики и лечения остеопороза.
2. Создание регистра лиц, страдающих остеопорозом.
3. Проведение скрининга по выявлению остеопороза.
4. Разработка новых методов лечения и профилактики, что позволит внедрить в Кемеровской области принципиально новую технологию диагностики и лечения огромного числа больных, в том числе и пожилых, страдающих остеопорозом, и проводить профилактику данного заболевания.

Сводная таблица по разделам подпрограммы
"Профилактика и лечение остеопороза" (тыс. руб.)

   ------T------------------T---------T---------------------------¬

¦ № ¦ Мероприятия ¦ Общая ¦ В том числе ¦
¦ ¦ ¦стоимость+-----------------T---------+
¦ ¦ ¦ ¦ Облбюджет ¦ Другие ¦
¦ ¦ ¦ +---------T-------+источники¦
¦ ¦ ¦ ¦текущее ¦ прог- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦финан- ¦ рамма ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сирование¦ ¦ ¦
+-----+------------------+---------+---------+-------+---------+
¦1. ¦Приобретение ¦ 660,0 ¦ ¦ 650,0 ¦ 10,0 - ¦
¦ ¦ультразвукового ¦ ¦ ¦ ¦спонсоры ¦
¦ ¦денситометра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(пяточная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кость) "AHILES" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Lunar (США) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------+---------+---------+-------+---------+
¦2. ¦Создание регистра ¦ 10,0 ¦ ¦ 10,0 ¦ ¦
¦ ¦лиц, страдающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦остеопорозом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------+---------+---------+-------+---------+
¦3. ¦Проведение ¦ 16,0 ¦ 16,0 ¦ ¦ ¦
¦ ¦скрининга на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выявление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦остеопороза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(выезда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на территорию) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------+---------+---------+-------+---------+
¦4. ¦Апробация ¦ 10,0 ¦ ¦ ¦ 10,0 - ¦
¦ ¦лекарственных ¦ ¦ ¦ ¦спонсоры ¦
¦ ¦препаратов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------+---------+---------+-------+---------+
¦5. ¦Разработка новых ¦ 30,0 ¦ ¦ 30,0 ¦ ¦
+-----+------------------+---------+---------+-------+---------+
¦ ¦Итого: ¦ 726,0 ¦ 16,0 ¦ 690,0 ¦ 20,0 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спонсоры ¦
L-----+------------------+---------+---------+-------+----------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru