Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"УСТАВ КЕМЕРОВСКОГО РАЙОНА"
(принят на районном референдуме 17.12.1995)

Официальная публикация в СМИ:
"Заря", № 2, 13.01.2001


Утратил силу в связи с принятием Кемеровским РСНД Устава МО "Кемеровский муниципальный район Кемеровской области" от 30.06.2005 № 287.
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу в день официального опубликования (статья 86 данного документа).



Принят
на районном референдуме
17 декабря 1995 года
(с изменениями и дополнениями,
принятыми решениями
Кемеровского районного
Совета народных депутатов
от 20.10.1998 № 9/3,
от 22.12.1998, № 10/8,
от 30.11.2000 № 23/1)

УСТАВ
КЕМЕРОВСКОГО РАЙОНА

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. КЕМЕРОВСКИЙ РАЙОН И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 1. Статус Кемеровского района и дата его образования

Кемеровский район Кузнецкого округа Томской губернии был образован в августе 1924 года. Кемеровский район входит в состав Кемеровской области субъекта Российской Федерации (основание: решение съезда Советов рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов Кузнецкого округа Томской губернии № 2 от 10 августа 1924 года).

Статья 2. Территория Кемеровского района

1. Территория района едина и неделима.
2. Внешние границы земель Кемеровского района очерчивает черта, представляющая собой административную границу района.
3. Территорию Кемеровского района составляют все земли в установленных границах независимо от форм собственности и назначения, кроме территорий городов областного подчинения (г. Кемерово, г. Березовский), являющихся отдельными муниципальными образованиями и имеющих городскую черту, которая также является административной границей района.
4. Изменение границ района не допускается без учета мнения населения Кемеровского района, устанавливаемого путем проведения районного референдума в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Законом Кемеровской области.
5. Границы территории Кемеровского района закрепляются в настоящем Уставе в качестве приложения, в котором содержится план района с обозначением границ района и ссылкой на нормативный акт Кемеровской области, которым эти границы были установлены.

Статья 3. Внутрирайонные территории

1. На территории Кемеровского района находится 15 административных сельских территорий районного подчинения, состоящих из поселений: Андреевская сельская администрация, Барановская сельская администрация, Береговая сельская администрация, Березовская сельская администрация, Верхотомская сельская администрация, Елыкаевская сельская администрация, Звездная сельская администрация, Октябрьская сельская администрация, Пригородная сельская администрация, Силинская сельская администрация, Старочервовская сельская администрация, Суховская сельская администрация, Щегловская сельская администрация, Ягуновская сельская администрация, Ясногорская сельская администрация, в ведение которых переданы земли населенных пунктов и сельскохозяйственные угодья для удовлетворения нужд граждан в сенокошении и выпасе скота.
2. Решения об определении границ указанных территорий, их упразднении, объединении, наименовании принимаются представительным органом с учетом мнения населения, проживающего на соответствующей территории, интересы которого будут затрагиваться.

Глава II. РАЙОННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 4. Жители Кемеровского района

1. Жителем Кемеровского района является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на его территории на основаниях, установленных действующим законодательством.

Статья 5. Население Кемеровского района

1. Население Кемеровского района составляют его жители, проживающие на территории района, граждане других государств, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы.
2. Участие в делах районного самоуправления, указанных в пункте 1 настоящей статьи, категорий лиц регулируется отдельными правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области.

Статья 6. Предметы ведения районного самоуправления

1. В ведении районного самоуправления находятся вопросы местного (районного) значения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы районного самоуправления.
2. Вопросами районного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения района и оказания услуг его членам, отнесенные к таковым Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, законами Кемеровской области и настоящим Уставом.
3. К вопросам районного значения относятся:
- принятие Устава района, внесение в него изменений и дополнений, контроль за его соблюдением;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное социально-экономическое развитие района;
- содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
- регулирование планировки и застройки территорий района;
- создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
- контроль за использованием земель, регулирование использования водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений, участие в охране окружающей среды на территории района;
- организация, содержание и развитие муниципальных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог районного значения;
- благоустройство и озеленение территории района;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация и содержание муниципального архива;
- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в районе, организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- создание условий для деятельности средств массовой информации района;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий и прочих досуговых учреждений;
- создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;
- обеспечение социальной поддержки и занятости населения;
- участие в охране окружающей среды на территории района;
- обеспечение противопожарной безопасности в районе.
3. По вопросам районного значения районное сообщество обладает всеми полномочиями, за исключением полномочий, возложенных на органы государственной власти законом.
4. Наделение органов районного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется исключительно федеральными законами и законами Кемеровской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.
5. Перечисление конкретных полномочий районного самоуправления в законодательных актах и в настоящем Уставе не может быть истолковано как ограничение его полномочий.

Глава III. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА И СИСТЕМА
РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 7. Самоуправление в Кемеровском районе

1. Районное (местное) самоуправление - система организации и деятельности органов районного самоуправления для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов районного значения, исходя из интересов населения района, его исторических и местных традиций.
2. Районное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

Статья 8. Правовая основа районного самоуправления

Районное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти Кемеровской области, принятыми в пределах их компетенции, настоящим Уставом, решениями районных референдумов, правовыми актами, принятыми органами районного самоуправления.

Статья 9. Формы районного самоуправления

1. Местное самоуправление в районе осуществляется жителями района как непосредственно, так и через органы районного самоуправления.
2. Все органы районного самоуправления действуют публично и под контролем населения.

Статья 10. Система районного самоуправления

1. От имени населения района представительные, распорядительные, исполнительные, контрольные и иные функции в пределах установленной компетенции осуществляют:
- представительный орган - Кемеровский районный Совет:
- Глава района - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Кемеровского района;
- исполнительный орган - Администрация Кемеровского района.
2. Органы районного самоуправления регулярно, с использованием средств массовой информации извещают население о наиболее существенных вопросах развития района и его отдельных территорий, о работе районного транспорта, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка.
3. В каждом органе районного самоуправления организуется прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.

Раздел 2. ОРГАНЫ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава IV. КЕМЕРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ

Статья 11. Правовой статус Кемеровского районного Совета

1. Кемеровский районный Совет (далее - районный Совет) является выборным, коллегиальным, представительным органом районного самоуправления.
2. Районный Совет состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Кемеровской области.
3. Совет народных депутатов Кемеровского района состоит из 22 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации постоянно или преимущественно проживающих на территории района, на основе всеобщего равного прямого избирательного права, тайным голосованием сроком на пять лет на не освобожденной основе.
4. Председатель районного Совета народных депутатов председательствует на сессиях. Председатель районного Совета народных депутатов подписывает и обнародует правовые акты, издаваемые Советом.
5. Районный Совет является правомочным и начинает свою работу, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.
6. Районный Совет является юридическим лицом, имеет свою печать и штампы.

Статья 12. Депутаты районного Совета

1. Депутатом районного Совета может быть избран обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории Кемеровского района гражданин Российской Федерации. Порядок выборов депутатов районного Совета устанавливается законодательством Российской Федерации и Кемеровской области, достигшие возраста 21 года.
2. Депутаты районного Совета осуществляют свои полномочия на не освобожденной от основной профессиональной деятельности основе, за исключением избираемого из числа депутатов председателя районного Совета. Полномочия депутата районного Совета начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Совета нового созыва либо в случаях, предусмотренных п. 4 статьи 21 настоящего Устава.

Статья 13. Компетенция районного Совета

Основными функциями районного Совета являются:
- правотворчество - разработка, принятие и изменение правовых актов и решений по вопросам местного значения;
- контроль за исполнением принятых правовых актов, решений, контроль за исполнением бюджета Кемеровского района, использования собственности Кемеровского района, контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления в пределах своей компетенции;
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом Кемеровского района;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- принятие планов и программ развития территории муниципального образования и утверждение отчетов об их выполнении;
- установление местных налогов, сборов, а также налоговых льгот в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством;
- установление порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
- принятие решений об образовании районных, внебюджетных фондов, валютных фондов, определение их статуса и целевого назначения;
- образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, комитетов и других рабочих органов районного Совета, утверждение положения о них;
- досрочное прекращение полномочий депутатов районного Совета, защита их прав;
- осуществление законодательной инициативы в представительном органе государственной власти области;
- назначение в установленном порядке местного референдума, выборов депутатов органов местного самоуправления, выборов Главы Кемеровского района;
- учреждение совместно с исполнительным органом местного самоуправления местных средств массовой информации;
- избрание и освобождение от занимаемой должности председателя, заместителя председателя районного Совета народных депутатов;
- утверждение регламента представительного органа местного самоуправления;
- утверждение по представлению главы муниципального образования схемы управления муниципальным образованием, структуры местной администрации;
- заслушивание отчетов: председателя районного Совета народных депутатов, Главы муниципального образования и его заместителей, руководителей органов и структурных подразделений администрации;
- принятие мотивированных решений о выражении недоверия и досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования, его заместителей и руководителей органов структурных подразделений администрации;
- принятие решений об обращении в соответствующих случаях в судебные органы с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, средствам массовой информации, гражданам;
К исключительной компетенции районного Совета относится:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;
2} утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4} установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) внесение изменений и дополнений в Устав района;
7) контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления;
8) избрание председателя, заместителя председателя районного Совета народных депутатов;
9) правотворчество - разработка, принятие и изменение правовых актов и решений по вопросам местного значения.

Статья 14. Организация деятельности районного Совета

1. Районный Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий и депутатских слушаний (заседаний). Порядок проведения сессий и депутатских слушаний (заседаний) определяется регламентом районного Совета народных депутатов.
2. Районный Совет избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии и комитеты. Полномочия, порядок деятельности комиссий и комитетов устанавливается регламентом районного Совета.
Порядок, процедура и формы работы районного Совета определяются настоящим Уставом, регламентом районного Совета, положениями о комитетах и комиссиях районного Совета.
3. Для организационного правового и материально-технического обеспечения деятельности районного Совета народных депутатов, оказания помощи комитетам, комиссиям и депутатам, предусматривается аппарат районного Совета народных депутатов.
Расходы по содержанию аппарата районного Совета закладываются в смете по содержанию Совета.

Статья 15. Сессии районного Совета

1. Первая сессия районного Совета проводится не позднее пятнадцати дней после избрания не менее двух третей от установленной численности районного Совета. Последующие сессии районного Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Первую сессию районного Совета народных депутатов созывает и открывает председатель избирательной комиссии муниципального образования. Депутаты из числа избранных депутатов избирают на период ведения первой сессии председателя. Председателем в данном случае избирается старейший депутат.
2. Сессию районного Совета созывает председатель.
3. Сессия считается правомочной, если на ней присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов. В случае отсутствия на сессии кворума она переносится на другой срок, чем информируются депутаты районного Совета и население Кемеровского района.

Статья 16. Порядок проведения сессий районного Совета

1. Правовые акты по вопросам районного значения принимаются районным Советом в рамках своей компетенции исключительно на сессиях районного Совета.
2. Сессии районного Совета являются открытыми. Из числа депутатов могут избираться редакционная, счетная комиссии.

Статья 17. Председатель районного Совета

1. Районный Совет избирает из своего состава председателя, заместителя председателя. Председатель является выборным должностным лицом представительного органа района и осуществляет свои полномочия на освобожденной основе.
Заместитель осуществляет свои полномочия на не освобожденной основе.
2. Председатель:
- организует деятельность постоянных и временных комиссий и комитетов районного Совета, ведение протокола сессии;
- представляет районный Совет в качестве юридического лица;
- созывает заседания районного Совета, председательствует на сессиях районного Совета, обнародует правовые акты, принятые на сессии районного Совета;
- обеспечивает реализацию прав депутатов на сессиях;
- организует прения, ставит на голосование проекты нормативных актов, другие акты, вносимые на рассмотрение Совета в соответствии с настоящим Уставом, оглашает вопросы, справки, заявления, предложения, поступившие в письменном виде на сессиях Совета;
- выполняет иные функции в соответствии с регламентом районного Совета.
3. Основные критерии определения размера оплаты труда председателя устанавливаются районным Советом и законами Кемеровской области.
4. При голосовании по какому-либо вопросу на сессии при равенстве голосов голос председателя является решающим.

Статья 18. Правовые акты районного Совета

1. Право правотворческой инициативы в районном Совете принадлежит депутатам районного Совета, депутатским комиссиям и комитетам, Главе района, органам территориального общественного самоуправления, а также населению. Правотворческая инициатива реализуется путем внесения в районный Совет проекта правового акта. Проекты правовых актов, внесенные в установленном порядке, подлежат обязательному включению в повестку дня сессии и рассматриваются с участием инициатора проекта. Проекты правовых актов, внесенные Главой района, рассматриваются в первоочередном порядке.
2. Районный Совет принимает:
а+ постановления - правовые акты нормативного характера;
б) решения - правовые акты, не носящие нормативный характер;
в) резолюции, заявления, обращения - акты декларативного характера, выражающие отношение органа к той или иной проблеме.
3. Правовой акт районного Совета считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании депутатов.
4. Все акты, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов депутатов от установленного числа депутатов Совета народных депутатов.
Правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав района, об утверждении председателей комитетов и комиссий районного Совета, об утверждении районного бюджета, образовании внебюджетных фондов, о финансировании планов и программ развития района, о введении и отмене местных налогов и сборов, о дополнении и изменении регламента районного Совета считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа установленных депутатов, избранных в районный Совет.
Все сессии представительного органа местного самоуправления протоколируются.

Статья 19. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов районного Совета

1. Правовые акты районного Совета принимаются открытым или тайным голосованием. Порядок проведения голосования определяется в регламенте районного Совета. В случае необходимости (в частности, для принятия политических документов) депутаты могут принять решение о проведении поименного голосования. Глава района в голосовании не участвует.
2. Правовые акты, принимаемые районным Советом (за исключением политических документов), не позднее трех дней со дня принятия направляются Главе района для подписания. Глава района в течение десяти дней со дня поступления правового акта, принятого районным Советом, подписывает и обнародует его либо, используя право отлагательного вето, отклоняет и возвращает правовой акт районному Совету для повторного рассмотрения. Если в результате повторного рассмотрения правового акта в прежней редакции за него проголосовало не менее двух третей от числа избранных депутатов, Глава района обязан в течение десяти дней подписать и обнародовать данный правовой акт. Если отлагательное вето Главы района было наложено по мотиву противоречия правового акта районного Совета действующему законодательству, то после подписания указанного правового акта Глава района вправе обжаловать его в судебном порядке.
3. Нормативные правовые акты районного Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального обнародования (опубликования). Иные правовые акты районного Совета вступают в силу с момента подписания их Главой района, если иное не оговорено в самом правовом акте.
4. Правовые акты районного Совета, предусматривающие дополнительные затраты из районного бюджета, могут быть приняты только при наличии положительного заключения Главы района по этому вопросу.
5. Несоблюдение указанного выше порядка принятия районным Советом правовых актов может быть обжаловано в судебном порядке или опротестовано в порядке прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством.
6. Политические документы подписываются непосредственно депутатами, проголосовавшими за их принятие, и подлежат обязательному обнародованию (опубликованию) в средствах массовой информации.

Статья 20. Открытые слушания

1. Районный Совет вправе проводить открытые слушания по наиболее значимым вопросам районного значения.
2. Открытые слушания осуществляются на сессиях районного Совета с приглашением специалистов, экспертов, заинтересованных лиц.
3. Не позднее семи дней до даты открытого слушания в районной печати публикуются проект обсуждаемого документа или его основные положения, место, где можно ознакомиться с документом, а также для открытых слушаний.

Статья 21. Прекращение полномочий

1. Полномочия депутата районного Совета народных депутатов начинаются со дня избрания его депутатом и прекращаются со дня начала работы представительного органа - Совета народных депутатов нового созыва.
2. Полномочия районного Совета прекращаются досрочно:
- если районный Совет более чем двумя третями голосов от числа установленных депутатов примет решение о самороспуске.
3. Выборы в районный Совет проводятся не позднее шести месяцев со дня досрочного прекращения полномочий районного Совета. Досрочные выборы не проводятся, если до очередных выборов осталось менее шести месяцев. Если до окончания срока полномочий районного Совета народных депутатов остается менее 12 месяцев, дополнительные выборы вместо выбывших депутатов не проводятся при условии, что число вакансий не препятствует осуществлению полномочий районного Совета.
4. Полномочия депутата районного Совета прекращаются досрочно в случаях:
- представления им письменного заявления о сложении своих полномочий;
- самороспуске районного Совета народных депутатов;
- объединения или упразднения района;
- его смерти;
- вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим или недееспособным;
- утраты им гражданства Российской Федерации либо приобретения им гражданства иностранного государства;
- осуществления им деятельности, не совместимой с его статусом выборного лица представительного органа местного самоуправления;
- вступления в законную силу решения суда о признании выборов, в результате которых депутат был избран, недействительными;
- при вступлении в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;
- в случаях, установленных статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. При досрочном прекращении председателем районного Совета народных депутатов своих полномочий на любой фазе исполнения депутаты из своего состава избирают нового председателя Совета. Депутаты на сессии в месячный срок с момента прекращения полномочий председателя избирают нового председателя. На этот период обязанности председателя исполняет его заместитель. Депутаты районного Совета путем тайного голосования 2/3 голосов из числа установленных депутатов избирают нового председателя Совета.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата районного Совета, а также о довыборах либо работе в оставшемся составе принимает районный Совет.

Статья 22. Взаимоотношения районного Совета с Администрацией района

1. Районный Совет осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, отнесенных к его компетенции. Районный Совет не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, относящиеся в соответствии с законодательством и настоящим Уставом к ведению Администрации района.
2. Районный Совет, осуществляя контрольные функции, не вмешивается в финансово-хозяйственную и исполнительно-распорядительную деятельность Администрации района.
3. Глава района и должностные лица администрации представляют необходимую информацию и документы для рассмотрения районным Советом вопросов, отнесенных к его ведению.

Статья 23. Расходы на содержание районного Совета

1. Смета расходов на содержание районного Совета по направлениям, в том числе для подготовки и проведения сессий, организации работы депутатов, комиссий и комитетов, привлечение специалистов и иные расходы, связанные с деятельностью районного Совета, представляют собой бюджет районного Совета.
2. Смета расходов на содержание районного Совета предусматривается отдельной строкой в бюджете района и утверждается районным Советом в общем порядке.

Глава V. ГЛАВА РАЙОНА

Статья 24. Правовой статус Главы района

1. Глава Кемеровского района является высшим должностным лицом района, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на его территории. Глава района наделен исполнительными, распорядительными и контрольными функциями, осуществляемыми им на принципе единоначалия и в соответствии со своей компетенцией.
2. Глава района представляет Кемеровский район во взаимоотношениях с органами государственной власти и другими муниципальными образованиями, общественностью, с зарубежными партнерами, непосредственно или через органы Администрации района осуществляет общее руководство районными делами, обеспечивает на территории района выполнение федерального законодательства, законодательства Кемеровской области, постановлений и решений районного Совета.
3. Глава района по всем вопросам своей деятельности подотчетен населению района и Кемеровскому районному Совету.
4. Глава района представляет районному Совету ежегодный отчет о своей деятельности и деятельности администрации.

Статья 25. Избрание Главы района

1. Глава района избирается населением района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Главы района более двух сроков подряд.
2. Главой района может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
3. Избрание Главы района осуществляется в соответствии с Федеральными законами, законом Кемеровской области, настоящим Уставом.

Статья 26. Вступление в должность

1.Полномочия Главы района начинаются с момента принесения им присяги и прекращаются с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранного Главы.
Глава Кемеровского района приносит присягу на 15-й день после официального опубликования избирательной комиссией итогов выборов Главы района.
2. Вступление в должность Главы района осуществляется не позднее пятнадцати дней со дня избрания.

Статья 27. Компетенция Главы района

1. Глава района обладает всей полнотой полномочий, установленных должностной инструкцией, по решению вопросов районного значения, осуществлению контрольных функций, за исключением отнесенных законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Уставом к исключительной компетенции представительного органа районного самоуправления.
2. При осуществлении функций районного самоуправления Глава района обеспечивает выполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и Кемеровской области, нормативных актов органов районного самоуправления:
- руководит на основе единоначалия деятельностью Администрации района, устанавливает, изменяет, определяет компетенцию органов Администрации района, устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом района;
- разрабатывает и вносит на утверждение Совету народных депутатов структуру администрации;
- разрабатывает и представляет в районный Совет программы социально-экономического развития района, порядок управления и распоряжения районной (муниципальной) собственностью;
- назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Главы, заместителей Главы района, руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц Администрации района, пользуется правом найма и увольнения специалистов аппарата Администрации района;
- определяет порядок назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий,учреждений, организаций;
- применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений Администрации района;
- осуществляет или поручает должностным лицам Администрации района осуществление правомочий Администрации района как юридического лица, а именно: отвечает по своим обязательствам имуществом района, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
- присутствует на сессии с правом совещательного голоса;
- представляет или поручает представление иным лицам интересов района в федеральных или областных органах государственной власти;
- заключает договоры и соглашения с государственными органами, другими муниципальными образованиями, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;
- распоряжается средствами районного бюджета, внебюджетными и валютными фондами, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы;
- вносит в районный Совет проект районного бюджета;
- представляет отчет о его исполнении, а также отчет о расходовании внебюджетных и валютных фондов;
- управляет и распоряжается муниципальной собственностью в порядке, установленном районным Советом;
- координирует и контролирует деятельность муниципальных органов общественного порядка;
- организует работу муниципальной пожарной службы;
- организует и осуществляет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, настоящим Уставом, соглашениями о передаче полномочий органов государственной власти Кемеровской области, правовыми актами Кемеровского районного Совета.

Статья 28. Правовые акты Главы района

1. Глава района в пределах своей компетенции издает:
а) постановления - правовые акты нормативного характера;
б) распоряжения - правовые акты, не носящие нормативный характер.
2. Правовые акты Главы района не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, законодательным актам Кемеровской области, настоящему Уставу и правовым актам, принятым районным Советом.
3. Правовые акты Главы района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального обнародования (опубликования) для всеобщего сведения.
4. Правовые акты Главы района, не носящие нормативный характер, вступают в силу с момента подписания, если иное не определено в самом правовом акте.

Статья 29. Оплата труда Главы района

Основные критерии определения размера труда Главы района устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами Кемеровской области.

Статья 30. Прекращение полномочий Главы района

1. Глава района прекращает исполнение полномочий с момента вступления в должность вновь избранного Главы Кемеровского района.
2. Полномочия Главы района прекращаются досрочно в случаях:
- представления им письменного заявления о сложении своих полномочий;
- объединения или упразднения района;
- его смерти;
- вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим или недееспособным;
- утраты им гражданства Российской Федерации либо приобретения им гражданства иностранного государства;
- осуществления им деятельности, несовместимой с его статусом выборного лица органа местного самоуправления;
- вступления в законную силу решения суда о признании выборов, в результате которых Глава был избран, недействительными;
- при вступлении в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;
- в случаях, установленных статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Отставка Главы района принимается районным Советом на основании его письменного заявления. При непринятии отставки Глава района исполняет свои обязанности в соответствии с трудовым законодательством.
4. При досрочном прекращении полномочий Главы района, а также во всех случаях, когда Глава района не в состоянии выполнять свои обязанности или временно отсутствует, их исполняет первый заместитель Главы района. Данное положение не распространяется на полномочия Главы района в районном Совете.
5. Если до окончания срока полномочий Главы района осталось более шести месяцев, проводятся досрочные выборы Главы района. На этот срок обязанности Главы района исполняет первый заместитель Главы района.

Глава VI. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

Статья 31. Правовой статус Администрации района

1. Администрация Кемеровского района (далее - Администрация района) является исполнительно-распорядительным органом районного самоуправления.
2. Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, постановлениями и решениями районного Совета, правовыми актами Главы района.
3. Администрация района подотчетна населению района и районному Совету в пределах его компетенции. Глава района несет ответственность за деятельность администрации перед районным Советом и районным сообществом.
4. Администрация района является юридическим лицом.

Статья 32. Организационная структура Администрации района

1. Организационная структура Администрации района определяется Главой района.
2. В составе Администрации района создаются функциональные, территориальные и отраслевые подразделения.
3. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы подразделений Администрации района определяются положением об Администрации района, а также положением об этих органах, утвержденными Главой района.
4. Организационная структура предусматривает четкое разделение функций, возложенных на Администрацию района, между ее подразделениями. Выборные и иные органы самоуправления являются юридическими лицами.
5. Смета расходов на содержание Администрации района разрабатывается Главой района и утверждается районным Советом отдельной строкой в бюджете района в общем порядке.

Статья 33. Должностные лица администрации

1. Должностным лицом администрации является лицо, постоянно или временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях Кемеровского района.
2. Главой района назначаются следующие должностные лица: первый заместитель Главы района, заместители Главы района, руководитель аппарата Администрации, руководители отраслевых и функциональных подразделений администрации района, начальники отделов администрации района, если эти полномочия не переданы Главой по специальной доверенности другому должностному лицу Администрации района.

Статья 34. Коллегия Администрации района

1. Коллегия Администрации района (далее - коллегия) является постоянно действующим совещательным органом, созданным при Главе района и осуществляющим коллегиальное обсуждение и выработку решений по важным районным проблемам.
2. Формирует коллегию и руководит ее работой Глава района.
3. В состав коллегии по должности входят: первый заместитель Главы района, заместители Главы района, руководитель аппарата Администрации, руководители территориальных структурных подразделений, начальники отделов Администрации района.
4. В состав коллегии постановлением Главы района могут включаться другие должностные лица районного самоуправления, представители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории района, и представители общественности.
5. Полномочия коллегии, порядок работы и выработки решений определяются
положением "О коллегии Администрации района", утвержденным Главой района.

Статья 34-1. Администрации сельских территорий

1. В структуру Администрации Кемеровского района входит 15 структурных подразделений - Администрации сельских территорий.
2. Администрации сельских территорий не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют на основании положения. Администрации сельских территорий осуществляют свою деятельность в рамках утвержденной сметы и имеют имущество в оперативном управлении.
3. Глава района назначает и освобождает от должности глав Администраций сельских территорий.

Статья 35. Компетенция Администрации района

Администрация и ее органы обладают всей полнотой полномочий по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории района, отнесенных законодательством к компетенции органов районного (местного) самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции районного Совета.

Статья 36. Правовые акты руководителей структурных подразделений Администрации района

1. Главы территорий и руководители структурных подразделений Администрации района в пределах своей компетенции, определенной в положении о соответствующем структурном подразделении, издают приказы и (или) распоряжения.
2. Приказы и (или) распоряжения глав территорий и руководителей структурных подразделений Администрации района могут быть отменены Главой района, в случае если они противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Глава VII. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 37. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная, на постоянной оплачиваемой основе деятельность на муниципальной должности по обеспечению реализации полномочий органов районного самоуправления, не являющейся выборной.
2. Муниципальными служащими являются лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы на постоянной профессиональной основе путем заключения трудового договора с установленным кругом обязанностей и денежным содержанием за счет средств районного бюджета.
3. Муниципальная служба основана на принципах:
- верховенства Конституции Российской Федерации, Федерального законодательства, Устава и законов Кемеровской области, Устава района, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
- приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности муниципальных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- самостоятельности районного самоуправления в пределах своих полномочий;
- гласности в осуществлении муниципальной службы;
- равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации;
- профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
- экономической, социальной и правовой защищенности муниципальных служащих;
- ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- в непартийности муниципальной службы.

Статья 38. Прием на муниципальную службу

1. Прием на муниципальную службу осуществляется преимущественно в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации. Муниципальные служащие назначаются на должность и освобождаются от нее Главой района, а также руководителями структурных подразделений Администрации района, наделенных Главой района правом найма и увольнения муниципальных служащих.
2. Не допускается установление при приеме на муниципальную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. При назначении гражданина на муниципальную должность с ним должен быть заключен срочный трудовой договор (контракт). От лица органа районного самоуправления договор подписывается Главой района или руководителем структурного подразделения Администрации района, имеющим права найма и увольнения муниципальных служащих.
4. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случаях:
- признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- при достижении предельного возраста;
- наличие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, если для соответствующей должности установлены специальные требования к состоянию здоровья;
- наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальными служащими, если их служба связана непосредственной подчиненностью и непосредственной подконтрольностью одного другому.
5. Для гражданина, впервые назначаемого на муниципальную должность, может устанавливаться испытание на срок от трех до шести месяцев.

Статья 39. Права и обязанности муниципального служащего

1. Муниципальный служащий имеет право:
- требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей должности и создания организационно-технических условий для их исполнения;
- принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;
- запрашивать в установленном порядке и получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, граждан и общественных объединений необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;
- на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации;
- знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими материалами до внесения их в личное дело.
2. Муниципальный служащий обязан:
- осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;
- исполнять распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их полномочий;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных полномочий;
- соблюдать нормы служебной этики и установленный в органе районного самоуправления служебный распорядок.
3. Муниципальный служащий имеет и другие права и обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, правовыми актами органов районного самоуправления и законодательством.

Статья 40. Ограничения, связанные с муниципальной службой

Ограничения, связанные с муниципальной службой, устанавливаются законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

Статья 41. Гарантии для муниципальных служащих

1. Гарантии для муниципальных служащих устанавливаются с целью защиты их прав и законных интересов, а также в качестве компенсации за ограничения, связанные с муниципальной службой.
2. Муниципальному служащему гарантируется:
- денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, органами государственной власти Кемеровской области, правовыми актами Главы района;
- условия службы, обеспечивающие выполнение должностных полномочий;
- ежегодный оплачиваемый отпуск;
- медицинское обслуживание за счет средств районного бюджета;
- переподготовка и повышение квалификации с сохранением на весь период обучения денежного содержания по занимаемой должности;
- пенсионное обеспечение;
- денежная компенсация транспортных расходов или предоставление с учетом содержания и объема исполняемых должностных обязанностей служебного транспорта.
3. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок к окладу за квалификацию и выслугу лет, денежного поощрения по итогам работы за квартал и за год, материальной помощи. Денежное содержание выплачивается за счет средств районного бюджета. Порядок назначения и размеры должностных окладов муниципальным служащим, надбавок к должностным окладам за квалификацию и выслугу лет устанавливается законодательством Российской Федерации, решениями органов государственной власти Кемеровской области и правовыми актами Главы района.

Статья 42. Аттестация муниципальных служащих

1. Муниципальный служащий подлежит аттестации. Аттестация проводится в целях совершенствования деятельности органов районного самоуправления, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты принимаемых решений, предупреждения коррупции, развития инициативы и творческой активности.
2. При проведении аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества муниципальных служащих, способность работать с людьми и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.
3. Порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих определяются положением, утвержденным Главой района.
4. Аттестации не подлежат служащие, проработавшие в должности менее одного года, а также относящиеся к техническому персоналу.

Статья 43. Прекращение муниципальной службы

Прекращение муниципальной службы осуществляется в соответствии с личным заявлением муниципального служащего об увольнении либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде и законами Кемеровской области.

Статья 44. Расходы на муниципальную службу

Расходы на муниципальную службу финансируются за счет средств районного бюджета. Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для приостановления, прекращения или уменьшения денежного содержания и компенсационных выплат.

Раздел 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННО НАСЕЛЕНИЕМ

Непосредственное участие населения в самоуправлении осуществляется через районный референдум, районные выборы, собрания (сходы) и конференции граждан, народную правотворческую инициативу, обращения и петиции граждан в органы районного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, а также в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Глава VIII. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Статья 45. Районный референдум и опросы граждан

1. По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться районный референдум.
2. В районном референдуме имеет право свободно и непосредственно участвовать все население района, обладающее избирательным правом. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на районном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
3. Решение о проведении районного референдума принимается районным Советом по собственной инициативе либо по требованию не менее пяти процентов населения, обладающего избирательным правом, выраженному в соответствующей петиции.
4. На районный референдум не могут быть вынесены вопросы:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Кемеровской области, органов районного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Кемеровской области, органов районного самоуправления либо отсрочке указанных выборов;
- о формировании состава органов государственной власти Кемеровской области или органов районного самоуправления, персональном составе органов государственной власти Кемеровской области и органов районного самоуправления;
- об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
- о принятии или об изменении бюджета района, исполнении и изменении финансовых обязательств Кемеровской области, Кемеровского района;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
5. Порядок назначения и проведения референдума, принятия и изменения его решений, вступления их в законную силу устанавливается постановлением районного Совета в соответствии с законом Кемеровской области. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении муниципального образования.
6. Расходы, связанные с подготовкой и проведением районного референдума, производятся за счет средств районного бюджета, если иное не будет определено правовым актом Кемеровской области.
7. Решения, принятые на районном референдуме, не нуждаются в утверждении каким-либо органом государственной власти, государственными должностными лицами или органами районного самоуправления.
8. Решения, принятые на районном референдуме, обязательны для исполнения органами и должностными лицами районного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории района, а также гражданами. В случае противоречия решения районного референдума действующему законодательству оно может быть отменено решением суда, а также отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме.
9. Если для реализации решения, принятого на районном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган районного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
10. Принятое на районном референдуме решение и результаты голосования подлежат официальному обнародованию (опубликованию) для всеобщего сведения.
11. Районный Совет и Глава района вправе проводить консультативные референдумы (опросы), социологические опросы, открытые слушания, обсуждать районные проблемы в средствах массовой информации.

Статья 46. Районные выборы

1. Для избрания депутатов районного Совета и Главы района проводятся районные выборы.
2. В районных выборах имеет право свободно и добросовестно участвовать все население района, обладающее избирательным правом. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением не допускается.
3. Очередные выборы Главы района и депутатов Кемеровского районного Совета проводятся один раз в четыре года.
4. Районные выборы финансируются из средств районного бюджета, если иное не будет определено правовым актом Кемеровской области.

Статья 47. Народная правотворческая инициатива

Жители Кемеровского района имеют право на народную правотворческую инициативу в вопросах районного значения.

Статья 48. Мирные массовые акции населения

Граждане на территории района имеют право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и другие мирные массовые акции при условии предварительного уведомления Администрации района.

Статья 49. Обращения и петиции жителей

Жители района имеют право на индивидуальные и коллективные обращения и петиции к органам и должностным лицам районного самоуправления.

Глава IX. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 50. Органы территориального общественного самоуправления

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
2. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения соответствующей территории в пределах своих полномочий.
3. Органы территориального общественного самоуправления действуют в соответствии с Уставом района, другими правовыми актами органов районного самоуправления, руководствуясь положением о соответствующем органе территориального общественного самоуправления, принятым на основании Положения об органах территориального общественного самоуправления Кемеровского района.

Статья 51. Положение об органах территориального общественного самоуправления

1. Положение об органах общественного самоуправления принимается районным Советом по представлению Главы района с учетом предложений жителей района.
2. В положении отражается правовой статус органов территориального самоуправления, их основные полномочия и порядок избрания, вопросы экономической и финансовой основы деятельности органов территориального общественного самоуправления, особенности взаимоотношений органов территориального самоуправления с органами районного самоуправления.

Статья 52. Общие собрания (сходы) граждан

1. Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства являются формой непосредственного осуществления жителями функций территориального общественного самоуправления. Сходы граждан на территориях созываются по мере необходимости.
2. Инициатива проведения собрания (схода) может исходить от населения, депутатов, Главы района, Главы территории и руководителя структурного подразделения Администрации района.
3. Собрания (сходы) граждан принимают решения о добросовестном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, охране общественного порядка, сохранении жилого фонда, охране природы и памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся, принимают решение о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, принимают положение о них, утверждают программы деятельности органов территориального общественного самоуправления и отчеты об их исполнении по вопросам социально-экономического развития соответствующей территории.

Раздел 4. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава X. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 53. Экономическая основа районного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления в Кемеровском районе составляют земля и природные ресурсы, промышленный, сельскохозяйственный и научно-культурный потенциал, имущество, находящееся в муниципальной собственности, местные финансы, государственная собственность и средства, переданные органам районного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, а также иная собственность и иные средства, переданные жителями района, другими физическими и юридическими лицами.

Статья 54. Муниципальная собственность Кемеровского района

1. Муниципальная собственность Кемеровского района является достоянием населения и служит источником доходов районного бюджета и удовлетворению потребностей населения.
2. Для управления муниципальной собственностью население района передает право пользования, владения и распоряжения органам и должностным лицам районного самоуправления, которые управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном законами Российской Федерации, настоящим Уставом, актами районного Совета.
3. В состав муниципальной собственности входят:
- земли района и природные ресурсы, не находящиеся в иных формах собственности;
- имущество органов районного самоуправления;
- средства районного бюджета;
- средства муниципальных внебюджетных и валютных фондов;
- муниципальные нежилые помещения;
- имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
- муниципальный жилищный фонд;
- имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
- имущество, переданное органам районного самоуправления безвозмездно, на основе договоров и соглашений;
- муниципальные предприятия и учреждения;
- акции акционерных обществ, другие ценные бумаги;
- иное движимое и недвижимое имущество.
4. Имущество, признанное бесхозяйным на территории Кемеровского района в установленном законодательством Российской Федерации порядке, включается в состав муниципальной собственности.

Статья 55. Имущественные права районного самоуправления

1. Органы районного самоуправления самостоятельно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, формируют и утверждают реестр муниципальной собственности.
2. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность осуществляется с согласия органов районного самоуправления либо по решению суда.
3. Кемеровский район вправе получать, в соответствии с законодательством Российской Федерации, полную компенсацию за причиненный ущерб в случае изъятия объектов муниципальной собственности и передачи их в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность.

Статья 56. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности

1. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляется Администрацией района в соответствии с ее компенсацией, установленной законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Уставом.
2. Порядок распоряжения и управления объектами муниципальной собственности устанавливается районным Советом.
3. Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, Администрация района вправе по согласованию с Советом района передать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать его в аренду, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых и передаваемых в пользование объектов.
4. Органы районного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах района.
5. Администрация района осуществляет предоставление и изъятие земельных участков на территории района в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и нормативными актами районного Совета.
6. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются районным Советом по представлению Главы района. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в районный бюджет.
7. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и организаций, а также вхождение в состав учредителей предприятий и организаций других форм собственности определяется районным Советом на основании законодательства Российской Федерации по представлению Главы района. Администрация района несет имущественную ответственность по своим обязательствам в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
9. Администрация района вправе владеть, пользоваться и распоряжаться акциями акционерных обществ и осуществлять с ними операции на рынке ценных бумаг.
10. Все доходы от операций с ценными бумагами, проведенных администрацией, являются муниципальной собственностью и направляются в районный бюджет.
11. В соответствии с имеющимися пакетами акций акционерных обществ и;долями в уставном капитале иных организаций администрация принимает участие в их управлении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Взаимоотношения Администрации района с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности

1. Администрация района определяет условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их Уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий.
2. Права по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы Администрацией района отдельным физическим и юридическим лицам с обязательным установлением ответственности за пользование указанными правами.
3. Отношения между Администрацией района и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
4. Имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями, принадлежит им на праве хозяйственного ведения в соответствии с заключаемыми договорами. Имущество, закрепленное за учреждениями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из районного бюджета, находится в их оперативном управлении.

Статья 58. Взаимоотношения Администрации района с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности

1. Отношения Администрации района с предприятиями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
2. Администрация района вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии района, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений и организаций для финансирования программ развития района, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения и организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на территории района.

Статья 59. Районные земли, природные ресурсы

1. Все земли и природные ресурсы в пределах районной черты находятся в муниципальной собственности, если они не переданы другим собственникам в соответствии с действующим законодательством.
2. В состав районных земель входят земли: общего пользования, занятые лесопарковыми зонами, сельскохозяйственного использования, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, на которые составляется кадастр районных земель.
3. Порядок использования и изъятия земельных участков, а также порядок распоряжения земельными участками на территории района определяется районным Советом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

Статья 60. Поддержка и развитие предпринимательства

Поддержка и развитие предпринимательства в районе осуществляется в соответствии с комплексной Программой, разработанной Администрацией района и утвержденной районным Советом.

Статья 61. Муниципальный заказ

Администрация района вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству Кемеровского района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материалов и финансовых ресурсов.

Статья 62. Внешнеэкономическая деятельность

Администрация района в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Глава XI. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 63. Финансовые ресурсы района

Финансовые ресурсы района составляют средства бюджета, внебюджетные и валютные фонды района.

Статья 64. Бюджет района

1. Кемеровский район имеет единый бюджет района, который утверждается районным Советом в соответствии с бюджетным посланием Главы района. Отчет администрации об исполнении бюджета утверждается районным Советом. В бюджете района могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
2. Бюджет района формируется в сроки, предусмотренные законодательством Кемеровской области.

Статья 65. Доходы и расходы бюджета

1. В доходы районного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Кемеровской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам районного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества и имущества, сданного в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности Администрации района. При формировании доходной части бюджета в плане доходной части районного бюджета местные налоги и сборы не учитываются.
2. Органы районного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами районного бюджета. Сумма превышения доходов над расходами районного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Кемеровской области.
3. В доходной и расходной части районного бюджета раздельно предусматривается финансирование решения вопросов районного значения и осуществления органами районного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Кемеровской области.

Статья 66. Обеспечение минимального районного бюджета

1. Федеральные органы власти, органы государственной власти Кемеровской области в соответствии с законом обеспечивают району минимальный местный бюджет путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов районного бюджета.
2. Минимально необходимые расходы районного бюджета устанавливаются законом Кемеровской области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть минимального бюджета обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Кемеровской области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального районного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Кемеровской области передают органам районного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета Кемеровской области, при этом свободные переходящие остатки районного бюджета предыдущего года в расчет не принимаются.
4. Органы районного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению района на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы районного бюджета федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Кемеровской области отчислений от федеральных и областных налогов.
5. Органы районного самоуправления для анализа финансовой и хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и организаций вводят систему муниципальных показателей. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов районного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

Статья 67. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов районного самоуправления

1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами районного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном и областном бюджете.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов районного самоуправления, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Кемеровской области, компенсируется органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, повлекшие дополнительные расходы органов районного самоуправления, реализуются органами районного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Статья 68. Местные налоги и сборы

1. Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются районным Советом по представлению Главы района. Льготы по федеральным и областным налогам в части, зачисляемой в районный бюджет, устанавливаются районным Советом по представлению Главы района в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
2. Население непосредственно через районный референдум, на собраниях (сходах) граждан или районный Совет с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов районного значения.

Статья 69. Право органов районного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

Органы районного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Кемеровской области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые находятся на территории района.

Статья 70. Муниципальные внебюджетные средства

Районный Совет вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Раздел 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ РАЙОННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЕГО ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Глава XII. ГАРАНТИЯ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 71. Запрет на ограничения прав районного самоуправления

1. Ограничение кем бы то ни было прав районного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Кемеровской области, настоящим Уставом, запрещается.
2. Споры о том, является ли то или иное действие, тот или иной правовой акт органов государственной власти вмешательством в дела районного самоуправления, разрешается в судебном порядке.

Статья 72. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, правовых актов органов и должностных лиц районного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, в том числе Устав района, правовые акты органов и должностных лиц районного самоуправления, принятые в пределах полномочий, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти и обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Кемеровского района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Правовые акты органов и должностных лиц районного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, вышестоящим должностным лицом, либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, правовых актов органов и должностных лиц районного самоуправления влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 73. Обращение органов и должностных лиц районного самоуправления

- В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обращения органов и должностных лиц районного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены;
- Кемеровский районный Совет обладает правом законодательной инициативы в представительном органе власти Кемеровской области.

Статья 74. Судебная защита районного самоуправления

Граждане, проживающие на территории Кемеровского района, органы и должностные лица районного самоуправления вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права районного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 75. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления

Органы и должностные лица районного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 76. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением

1. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия со стороны районного сообщества.
2. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением реализуется в виде права районного сообщества на отзыв, выражение недоверия или досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц районного самоуправления на основании прямого волеизъявления граждан.
3. Порядок досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц районного самоуправления определяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством Кемеровской области.

Статья 77. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством

1. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Кемеровской области, федеральных законов, законов Кемеровской области, Устава Кемеровского района.
2. Органы и должностные лица районного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми ресурсами.
3. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством реализуется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 78. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами и законами Кемеровской области.

Статья 79. Обжалование решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов и должностных лиц районного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц районного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
2. Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, иным общественным формированиям, гражданам в результате принятия неправомерных актов и решений, действий или бездействия органов и должностных лиц районного самоуправления, возмещается в полном объеме на основании судебного решения за счет средств районного бюджета.

Глава XIV. ГАРАНТИЯ ПРАВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫБОРНЫХ ИЛИ ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РАЙОННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 80. Статус депутата районного Совета и Главы района

1. Статус депутата районного Совета и Главы района и ограничения, связанные с этим статусом, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Кемеровской области.
2. Депутатам районного Совета и Главе района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты прав, чести и достоинства.
3. Срок полномочий депутатов районного Совета и Главы района не может быть изменен в течение текущего срока их полномочий.
4. Депутаты районного Совета, Глава района на территории
Кемеровского района не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Кемеровской области.
5. Депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, Главе района социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законом Кемеровской области.

Статья 81. Оплата труда депутатов районного Совета

1. Депутаты районного Совета на время проведения сессии районного Совета освобождаются от выполнения основных производственных обязанностей.
2. За каждый день участия в работе сессии депутатам выплачивается их средний дневной заработок по основному месту работы (при предъявлении справки из бухгалтерии) либо 1/3 установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
3. По решению районного Совета работа депутатов в комитетах и комиссиях может оплачиваться, исходя из 1 : 5 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
4. Соответствующие выплаты осуществляются из средств районного бюджета.

Статья 82. Порядок проведения оплаты труда должностных лиц органов районного самоуправления

1. Оплата труда Главы района и председателя районного Совета осуществляется в соответствии со статьей 29 и пунктом 3 статьи 17 настоящего Устава соответственно.
2. Оплата труда иных должностных лиц Администрации района осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 41 настоящего Устава и законами Кемеровской области о муниципальной службе.

Статья 83. Гарантия прав для Главы района и председателя районного Совета народных депутатов

1. Глава Кемеровского района, Председатель районного Совета (Ответственный секретарь районного Совета) продолжают получать назначенное им ежемесячное денежное содержание, а именно: должностной оклад, премиальные и прочие денежные выплаты, установленные законодательством России, до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от должности.
2. Положение пункта 1 настоящей статьи не действует при прекращении полномочий в случаях:
- при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении должностного лица;
- при освобождении от должности по основаниям, предусмотренным статьей 25 и статьей 254 пункт 1 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

Раздел 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 84. Устав Кемеровского района

1. Устав Кемеровского района является нормативно-правовым актом Кемеровского района, регулирующим основные вопросы организации и деятельности районного самоуправления.
2. Устав района обязателен для исполнения всеми находящимися на территории Кемеровского района органами власти, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
3. Правовые акты органов районного самоуправления не могут противоречить Уставу. Правовые акты органов районного самоуправления, действовавшие до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу района. Правовые акты органов районного самоуправления должны быть приведены в соответствии с настоящим Уставом не позднее трех месяцев со дня принятия Устава.
4. Конкретизация отдельных положений Устава осуществляется в специальных актах органов районного самоуправления.
5. Все приложения, указанные в настоящем Уставе, являются его неотъемлемыми частями.

Статья 85. Принятие Устава Кемеровского района

1. Устав района принимается на районном референдуме.
2. Порядок принятия Устава района определяется Положением о районном референдуме.

Статья 86. Вступление Устава Кемеровского района в силу

Устав Кемеровского района, принятый на районном референдуме, вступает в силу в день его официального опубликования после его регистрации в регистрирующем органе.

Статья 87. Внесение изменений и дополнений в Устав Кемеровского района

1. Предложения по изменению и дополнению Устава района могут вноситься субъектами, обладающими правом правотворческой инициативы в районный Совет.
2. Районный Совет большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов вправе вносить в него изменения и дополнения.

Статья 88. Хранение Устава

Два, имеющих одинаковую юридическую силу, идентичных экземпляра Устава хранятся соответственно в районном Совете и Администрации района.

Ответственный секретарь
Кемеровского районного
Совета народных депутатов
Е.П.ПРОТАСОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru