ПОСТАНОВЛЕНИЕ Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.09.2007 № 258
(ред. от 23.01.2009)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 - 2011 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области", № 9, 2007.
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2007 г. № 258
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2008 - 2011 ГОДЫ
(в ред. постановления Коллегии Администрации
Кемеровской области от 23.01.2009 № 18)
В целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на труд, предоставления государственных гарантий безработным гражданам, реализации мер по содействию занятости и обеспечению защиты от безработицы Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную адресную программу "Содействие занятости населения Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы.
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2009 № 18)
2. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) опубликовать настоящее постановление в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикина.
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2008.
Губернатор
Кемеровской области
А.ТУЛЕЕВ
Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 21 сентября 2007 г. № 258
РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2008 - 2011 ГОДЫ
(в ред. постановления Коллегии Администрации
Кемеровской области от 23.01.2009 № 18)
ПАСПОРТ
региональной адресной программы "Содействие занятости
населения Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы
------------------T-------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Региональная адресная программа "Содействие занятости ¦
¦программы ¦населения Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы ¦
¦ ¦(далее - Программа) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Дата принятия и ¦Распоряжение Губернатора Кемеровской области от ¦
¦наименование ¦18.04.2007 № 47-рг "О разработке среднесрочной ¦
¦решения о ¦региональной целевой программы "Содействие занятости ¦
¦разработке ¦населения Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы (в ¦
¦Программы ¦редакции распоряжения Губернатора Кемеровской области ¦
¦ ¦от 23.01.2009 № 5-рг) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Коллегия Администрации Кемеровской области ¦
¦заказчик ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Директор ¦Заместитель Губернатора Кемеровской области (по ¦
¦Программы ¦вопросам социальной политики) К.В.Шипачев ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Основной ¦Департамент труда и занятости населения Кемеровской ¦
¦разработчик ¦области ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Цели Программы ¦Создание необходимых условий для реализации ¦
¦ ¦конституционных прав граждан на труд; ¦
¦ ¦предоставление государственных гарантий безработным ¦
¦ ¦гражданам; ¦
¦ ¦реализация мер по содействию занятости и обеспечению ¦
¦ ¦защиты от безработицы ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦Предоставление гражданам государственных услуг в поиске¦
¦ ¦подходящей работы; ¦
¦ ¦реализация специальных мероприятий по содействию ¦
¦ ¦занятости безработных граждан, испытывающих трудности в¦
¦ ¦поиске работы; ¦
¦ ¦организация трудоустройства молодежи, завершившей ¦
¦ ¦обучение в учреждениях начального и среднего ¦
¦ ¦профессионального образования и впервые вышедшей на ¦
¦ ¦рынок труда с целью приобретения трудовых навыков и ¦
¦ ¦опыта работы; ¦
¦ ¦участие в организации временных работ, имеющих особую ¦
¦ ¦социальную значимость для муниципальных образований; ¦
¦ ¦организация занятости граждан, имеющих ограничения ¦
¦ ¦трудоспособности; ¦
¦ ¦развитие предпринимательской активности среди ¦
¦ ¦безработных граждан; ¦
¦ ¦организация профессионального обучения безработных ¦
¦ ¦граждан, имеющих низкую конкурентоспособность, ¦
¦ ¦профессиям, пользующимся устойчивым спросом на рынке ¦
¦ ¦труда; ¦
¦ ¦оказание социальной поддержки безработным гражданам; ¦
¦ ¦оказание содействия работодателям в подборе ¦
¦ ¦необходимых работников ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2008 - 2011 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Социальная поддержка безработных граждан, ¦
¦мероприятия ¦содействие трудоустройству населения, ¦
¦Программы ¦профессиональное обучение, психологическая поддержка и ¦
¦(перечень ¦профессиональная ориентация граждан ¦
¦подпрограмм) ¦ ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Департамент труда и занятости населения Кемеровской ¦
¦исполнители ¦области, государственные учреждения - центры занятости ¦
¦Программы ¦населения Кемеровской области (далее - центры занятости¦
¦ ¦населения) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Всего на реализацию Программы потребуется на 2008 - ¦
¦источники ¦2011 годы - 4618417,6 тыс. рублей, в том числе: ¦
¦финансирования ¦2008 год - 991606,18 тыс. рублей; ¦
¦Программы ¦2009 год - 1163411,62 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2010 год - 1217455,4 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2011 год - 1245944,4 тыс. рублей. ¦
¦ ¦Из них средства областного бюджета на 2008 - 2011 годы ¦
¦ ¦- 3901117,9 тыс. рублей, в том числе: ¦
¦ ¦2008 год - 855057,88 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2009 год - 970043,02 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2010 год - 1023764,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2011 год - 1052253,0 тыс. рублей. ¦
¦ ¦Кроме того, предполагается привлечь для реализации ¦
¦ ¦программных мероприятий иные не запрещенные ¦
¦ ¦законодательством источники финансирования, в том ¦
¦ ¦числе: ¦
¦ ¦средства местных бюджетов на 2008 - 2011 годы - 95926,7¦
¦ ¦тыс. рублей, в том числе: ¦
¦ ¦2008 год - 21226,7 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2009 год - 24900,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2010 год - 24900,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2011 год - 24900,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦внебюджетные источники на 2008 - 2011 годы - 621373,0 ¦
¦ ¦тыс. рублей, в том числе: ¦
¦ ¦2008 год - 115321,6 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2009 год - 168468,6 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2010 год - 168791,4 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2011 год - 168791,4 тыс. рублей ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Реализация основных мероприятий позволит в среднем ¦
¦конечные ¦ежегодно: ¦
¦результаты ¦оказывать социальную поддержку на период активного ¦
¦реализации ¦поиска работы 105 тыс. безработных граждан; ¦
¦Программы ¦оказывать содействие в трудоустройстве 66 тыс. ¦
¦ ¦граждан, ищущих работу; ¦
¦ ¦организовывать профессиональное обучение, ¦
¦ ¦психологическую поддержку и профессиональную ¦
¦ ¦ориентацию 64 тыс. граждан. ¦
¦ ¦Выполнение программных обязательств обеспечит ¦
¦ ¦сдерживание регистрируемой безработицы на уровне 2,8 ¦
¦ ¦процента численности экономически активного населения ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Организация ¦Контроль осуществляют: ¦
¦контроля за ¦Губернатор Кемеровской области; ¦
¦выполнением ¦Коллегия Администрации Кемеровской области; ¦
¦Программы ¦Совет народных депутатов Кемеровской области ¦
L-----------------+--------------------------------------------------------
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Безработица как социальное явление ограничивает темпы социально-экономического развития региона в целом и каждого муниципального образования в отдельности, снижает показатели качества жизни населения. Решение проблем незанятого населения в значительной степени зависит от избранной стратегии действий на рынке труда.
Недостаточно высокий уровень оплаты труда и сохранение ее дифференциации по различным организациям, продолжающийся рост цен одновременно с повышением доступности услуг службы занятости создают условия для роста числа обращений граждан в центры занятости населения (далее - ЦЗН). Неактивное участие работодателей в организации новых рабочих мест и сдерживание роста численности работающих предопределили стабильную численность безработных и сохранили средний период поиска ими работы в течение 5,4 месяца.
Численность экономически активного населения Кемеровской области на начало 2007 года составила 1381 тыс. человек. В их числе 107 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с определением Международной организации труда (далее - МОТ) классифицировались как безработные. В качестве посредника для содействия в трудоустройстве 40 процентов из них избрали государственную службу занятости населения.
В 2006 году в ЦЗН обратилось 551 тыс. человек. Общее предложение свободной рабочей силы на регистрируемом рынке труда составило 161 тыс. человек и уменьшилось по сравнению с 2004 годом на 8 процентов. Статус безработного имели 130 тыс. человек.
Среди всех клиентов службы занятости населения большинство (61 процент) - женщины, почти половина (44 процента) - молодежь в возрасте 16 - 29 лет, около 40 процентов уволились с работы по собственному желанию, каждый пятый более года не работал, каждый седьмой - учащийся, претендовавший на временную занятость.
К особенностям последних лет следует отнести проблему роста безработицы в муниципальных районах. Сельское население оказалось в большей степени вытесненным из экономики. Совершенствование технологии работы ЦЗН способствовало расширению общего спектра услуг и доступности их получения жителями отдаленных населенных пунктов, стимулировало укрепление тенденции притока безработных сельчан на рынок труда. Уровень безработицы в сельских районах значительно превышает уровень в городах: в среднем по муниципальным районам - 6,7 процента к численности экономически активного населения, тогда как в среднем по городским округам - 2,1 процента.
Учитывая рост обращений граждан, специалисты службы занятости населения активно формировали банк вакансий. Для трудоустройства клиентов служба располагала более 188 тыс. вакансий. В среднем по Кемеровской области на начало 2007 года на каждую вакансию претендовали 1,9 человека. Предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда не соответствовало спросу работодателей по профессионально-квалификационным характеристикам и территориальному размещению.
При содействии службы занятости нашли работу (доходное занятие) 68,2 тыс. человек, из них 73 процента - безработные. Уровень трудоустройства клиентов достиг максимальной величины - 42,5 процента, среди граждан, имевших статус безработного, - 38,5 процента.
При ограниченной возможности трудоустройства на постоянные рабочие места служба занятости населения принимает участие в организации временных (около 25 тысяч мест). Создание временных рабочих мест позволяет в условиях безработицы сохранить профессиональные навыки, приобрести опыт и стаж работы по специальности.
Каждый шестой клиент службы занятости, состоявший на учете, не имел профессии (специальности), но искал работу и нуждался в рабочем месте. Поэтому организация профессионального обучения безработных граждан осталась одним из важнейших направлений деятельности службы занятости населения. Возможность получить новую, актуальную на рынке труда профессию или повысить квалификацию при финансировании службы занятости населения была предоставлена около 5,3 тыс. человек.
Реализация мер по профессиональной ориентации способствует эффективному перераспределению свободных трудовых ресурсов. Услугами по профессиональной ориентации охвачено более 52 тыс. человек, из них около половины нуждались в консультационных услугах по выбору сферы профессиональной деятельности.
Выполнение перечисленных мероприятий обеспечило сдерживание регистрируемой безработицы в Кемеровской области на начало 2007 года на уровне 2,9 процента численности экономически активного населения, что выше среднероссийского показателя (2,6 процента), однако ниже среднего по Сибирскому федеральному округу (3,2 процента).
Ситуация на рынке труда в 2008 - 2011 годах будет складываться под влиянием интенсивного движения рабочей силы между организациями различных видов деятельности.
Рынок труда в среднесрочной перспективе сохранит свои основные негативные характеристики: несбалансированность профессионально-квалификационных составов претендентов и имеющихся вакансий, территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, выход на рынок труда граждан с невостребованными знаниями, умениями и навыками; возрастающие требования работодателей к уровню образования и квалификации соискателей, несоответствие профессионального выбора и трудовых предпочтений молодежи реалиям рынка труда и потребностям экономики.
Ожидается, что численность безработных, состоящих на регистрационном учете в ЦЗН, будет колебаться в диапазоне 110 - 140 тыс. человек в год, а уровень регистрируемой безработицы к 2011 году не превысит 2,8 процента экономически активного населения.
Многолетняя практика государственного регулирования рынка труда доказывает необходимость применения программных методов управления, позволяющих решать проблему безработицы комплексно, оказывать адресную поддержку категориям граждан, испытывающим особые трудности в поиске работы.
Для ограничения воздействий на сферу занятости негативных факторов, обеспечения роста показателей качества жизни населения и в целях полноценной реализации стратегических планов социально-экономического развития региона необходимы скоординированные действия социальных партнеров: органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений профессионального образования, работодателей, заинтересованных организаций на основе единого документа - Программы.
2. Цели и задачи Программы
Программа должна обеспечить достижение следующих целей - создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на труд, предоставление государственных гарантий безработным гражданам, реализацию мер по содействию занятости и обеспечению защиты от безработицы.
Достижение целей Программы обеспечивается решением ряда задач:
предоставление гражданам государственных услуг в поиске подходящей работы;
реализация специальных мероприятий по содействию занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организация трудоустройства молодежи, завершившей обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования и впервые вышедшей на рынок труда с целью приобретения трудовых навыков и опыта работы;
участие в организации временных работ, имеющих особую социальную значимость для муниципальных образований;
организация занятости граждан, имеющих ограничения трудоспособности;
развитие предпринимательской активности среди безработных граждан;
организация профессионального обучения безработных граждан, имеющих низкую конкурентоспособность, профессиям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда;
оказание социальной поддержки безработным гражданам;
оказание содействия работодателям в подборе необходимых работников.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены с учетом сложившейся ситуации на рынке труда Кемеровской области, целями и задачами, определенными в Программе, актуальностью и необходимостью оперативного решения проблем.
По комплексному охвату решаемых задач Программа состоит из следующих основных мероприятий:
социальная поддержка безработных граждан;
содействие трудоустройству населения;
профессиональное обучение, психологическая поддержка и профессиональная ориентация граждан.
Перечень конкретных мероприятий приведен в разделе 7 Программы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Всего на реализацию Программы потребуется на 2008 - 2011 годы - 4618417,6 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 991606,18 тыс. рублей;
2009 год - 1163411,62 тыс. рублей;
2010 год - 1217455,4 тыс. рублей;
2011 год - 1245944,4 тыс. рублей.
Из них средства областного бюджета на 2008 - 2011 годы - 3901117,9 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 855057,88 тыс. рублей;
2009 год - 970043,02 тыс. рублей;
2010 год - 1023764,0 тыс. рублей;
2011 год - 1052253,0 тыс. рублей.
Кроме того, предполагается привлечь для реализации программных мероприятий иные не запрещенные законодательством источники финансирования, в том числе:
средства местных бюджетов на 2008 - 2011 годы - 95926,7 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 21226,7 тыс. рублей;
2009 год - 24900,0 тыс. рублей;
2010 год - 24900,0 тыс. рублей;
2011 год - 24900,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники на 2008 - 2011 годы - 621373,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 115321,6 тыс. рублей;
2009 год - 168468,6 тыс. рублей;
2010 год - 168791,4 тыс. рублей;
2011 год - 168791,4 тыс. рублей.
На финансирование социальной поддержки безработных граждан будет направлено 70,4 процента общего объема затрат и 29,6 процента - на мероприятия содействия занятости населения.
Объемы ассигнований из областного и местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей этих бюджетов на соответствующий финансовый год.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация основных мероприятий Программы позволит в среднем ежегодно:
1) оказывать социальную поддержку на период активного поиска работы 105 тыс. безработных граждан;
2) оказывать содействие в трудоустройстве 66 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе:
информировать население и работодателей о ситуации на рынке труда;
проводить 700 ярмарок вакансий;
организовывать общественные работы для более 7 тыс. граждан;
трудоустраивать на временные рабочие места 2,2 тыс. граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
содействовать временному трудоустройству 530 граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
организовывать временные работы 15,4 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
охватывать программами социальной адаптации 1,8 тыс. человек;
оказывать содействие 130 безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности;
3) организовывать профессиональное обучение, психологическую поддержку и профессиональную ориентацию 64 тыс. граждан, в том числе:
организовывать профессиональное обучение для 7 тыс. безработных граждан;
обеспечивать профессиональную ориентацию и психологическую поддержку 57 тыс. человек.
Индикаторы эффективности реализации Программы представлены в приложении к Программе.
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляет директор Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы.
Директор Программы ежеквартально (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляет государственному заказчику Программы, в главное финансовое управление Кемеровской области и контрольно-счетную палату Кемеровской области отчет о ходе реализации Программы по форме, утвержденной Коллегией Администрации Кемеровской области.
Директор Программы разрабатывает и представляет государственному заказчику Программы ежегодные отчеты о реализации Программы и итоговый отчет о выполнении Программы.
Государственный заказчик Программы направляет указанные отчеты Губернатору Кемеровской области.