ПОСТАНОВЛЕНИЕ Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2007 № 369
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области", № 13, часть I, 2007
Вступил в силу с 27 декабря 2007 года (пункт 6 данного документа).
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2007 г. № 369
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
В целях выполнения пункта 9 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 20.06.2006, утвержденного Президентом Российской Федерации 13.07.2006 № ПР-1183, и Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную региональную программу "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на период до 2015 года (далее - Программа).
2. Руководителям структурных подразделений Администрации Кемеровской области, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции ежегодно до 1 сентября направлять в департамент труда Кемеровской области (Н.И.Сурков) информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий.
3. Департаменту труда Кемеровской области (Н.И.Сурков) ежегодно до 1 декабря направлять обобщенную информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий Губернатору Кемеровской области.
4. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) опубликовать постановление в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикина.
6. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор
Кемеровской области
А.ТУЛЕЕВ
Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 27 декабря 2007 г. № 369
КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Паспорт
комплексной региональной программы
"Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области"
на период до 2015 года
-----------------------T--------------------------------------------------¬
¦Наименование программы¦Комплексная региональная программа "Улучшение ¦
¦ ¦демографической ситуации в Кемеровской области" ¦
¦ ¦на период до 2015 года (далее - Программа) ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Пункт 9 протокола заседания Совета Безопасности ¦
¦разработки Программы ¦Российской Федерации от 20 июня 2006 г., ¦
¦ ¦утвержденного Президентом Российской Федерации 13 ¦
¦ ¦июля 2006 г. № ПР-1183; ¦
¦ ¦Указ Президента Российской Федерации от 9 октября ¦
¦ ¦2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции ¦
¦ ¦демографической политики Российской Федерации на ¦
¦ ¦период до 2025 года" ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Коллегия Администрации Кемеровской области ¦
¦заказчик Программы ¦ ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Директор Программы ¦Первый заместитель Губернатора Кемеровской области¦
¦ ¦- председатель межведомственного совета по ¦
¦ ¦проблемам социально-демографического развития ¦
¦ ¦Кемеровской области ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Разработчики Программы¦Департамент труда Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент экономического развития Администрации ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент культуры и национальной политики ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент молодежной политики и спорта ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент охраны здоровья населения Кемеровской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦департамент природных ресурсов и экологии ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент социальной защиты населения ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент сельского хозяйства и ¦
¦ ¦перерабатывающей промышленности Кемеровской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦департамент образования и науки Кемеровской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦департамент административных органов Администрации¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦управление государственной службы занятости ¦
¦ ¦населения Кемеровской области; ¦
¦ ¦управление Федеральной миграционной службы по ¦
¦ ¦Кемеровской области (по согласованию); ¦
¦ ¦территориальный орган Федеральной службы ¦
¦ ¦государственной статистики по Кемеровской области ¦
¦ ¦(по согласованию); ¦
¦ ¦Территориальное управление Федеральной службы по ¦
¦ ¦надзору в сфере защиты прав потребителей и ¦
¦ ¦благополучия человека по Кемеровской области (по ¦
¦ ¦согласованию); ¦
¦ ¦управление ЗАГС Кемеровской области; ¦
¦ ¦уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦группа ученых (временный творческий коллектив) ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Стабилизация численности населения к 2016 году на ¦
¦ ¦уровне 2826,3 тыс. человек и создание условий для ¦
¦ ¦последующего демографического роста при увеличении¦
¦ ¦ожидаемой продолжительности жизни до 68 лет, ¦
¦ ¦достижение оптимальной структуры и качества ¦
¦ ¦человеческого потенциала ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦Снижение числа умерших (прежде всего в ¦
¦ ¦трудоспособном возрасте); ¦
¦ ¦снижение материнской и младенческой смертности, ¦
¦ ¦укрепление репродуктивного здоровья населения, ¦
¦ ¦здоровья детей и подростков; ¦
¦ ¦укрепление здоровья населения, увеличение ¦
¦ ¦ожидаемой продолжительности жизни, снижение ¦
¦ ¦заболеваемости социально значимыми и ¦
¦ ¦представляющими опасность для окружающих ¦
¦ ¦заболеваниями, создание условий для мотивации к ¦
¦ ¦ведению здорового образа жизни; ¦
¦ ¦повышение рождаемости, прежде всего за счет роста ¦
¦ ¦числа рождений вторых и последующих детей; ¦
¦ ¦укрепление института семьи, возрождение и ¦
¦ ¦сохранение духовно-нравственных традиций семейных ¦
¦ ¦отношений; ¦
¦ ¦привлечение мигрантов в соответствии с ¦
¦ ¦потребностями демографического и социально- ¦
¦ ¦экономического развития региона с учетом ¦
¦ ¦необходимости их социальной адаптации и интеграции¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2008 - 2015 годы ¦
¦Программы ¦1-й этап - 2008 - 2010 годы (создание условий, ¦
¦ ¦позволяющих уменьшить остроту демографического ¦
¦ ¦кризиса за счет реализации мер, направленных на ¦
¦ ¦преодоление негативных тенденций демографического ¦
¦ ¦развития, предусмотренных в рамках региональных ¦
¦ ¦целевых программ); ¦
¦ ¦2-й этап - 2011 - 2015 годы (разработка ¦
¦ ¦дополнительных мероприятий с учетом их финансового¦
¦ ¦обеспечения для стабилизации и существенного ¦
¦ ¦улучшения демографической ситуации) ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные исполнители ¦Департамент труда Кемеровской области; ¦
¦Программы ¦департамент экономического развития Администрации ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент культуры и национальной политики ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент молодежной политики и спорта ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент охраны здоровья населения Кемеровской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦департамент природных ресурсов и экологии ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент социальной защиты населения ¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦департамент сельского хозяйства и ¦
¦ ¦перерабатывающей промышленности Кемеровской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦департамент образования и науки Кемеровской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦департамент административных органов Администрации¦
¦ ¦Кемеровской области; ¦
¦ ¦управление государственной службы занятости ¦
¦ ¦населения Кемеровской области; ¦
¦ ¦управление Федеральной миграционной службы по ¦
¦ ¦Кемеровской области (по согласованию); ¦
¦ ¦территориальный орган Федеральной службы ¦
¦ ¦государственной статистики по Кемеровской области ¦
¦ ¦(по согласованию); ¦
¦ ¦Территориальное управление Федеральной службы по ¦
¦ ¦надзору в сфере защиты прав потребителей и ¦
¦ ¦благополучия человека по Кемеровской области (по ¦
¦ ¦согласованию); ¦
¦ ¦управление ЗАГС Кемеровской области; ¦
¦ ¦уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе ¦
¦ ¦Кемеровской области ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные мероприятия ¦Подпрограммы: ¦
¦Программы (перечень ¦"Здоровье кузбассовцев" на 2008 - 2010 годы; ¦
¦подпрограмм) <*> ¦"Борьба с преступностью, профилактика ¦
¦ ¦правонарушений и обеспечение безопасности ¦
¦ ¦дорожного движения в Кемеровской области" на 2008 ¦
¦ ¦- 2010 годы; ¦
¦ ¦"Государственная поддержка агропромышленного ¦
¦ ¦комплекса и социального развития села в ¦
¦ ¦Кемеровской области" на 2008 - 2010 годы; ¦
¦ ¦"Повышение уровня социальной защиты населения ¦
¦ ¦Кемеровской области" на 2008 - 2010 годы; ¦
¦ ¦"Культура Кузбасса" на 2008 - 2010 годы; ¦
¦ ¦"Развитие системы образования и повышение уровня ¦
¦ ¦потребности в образовании населения Кемеровской ¦
¦ ¦области" на 2008 - 2010 годы; ¦
¦ ¦"Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в ¦
¦ ¦Кемеровской области" на 2008 - 2010 годы; ¦
¦ ¦"Обеспечение безопасности условий жизни населения ¦
¦ ¦и деятельности предприятий в Кемеровской области" ¦
¦ ¦на 2008 - 2010 годы; ¦
¦ ¦"Содействие занятости населения Кемеровской ¦
¦ ¦области" на 2008 - 2010 годы; ¦
¦ ¦"Жилище" на 2008 - 2010 годы; ¦
¦ ¦"Социально-экономическое развитие наций и ¦
¦ ¦народностей в Кемеровской области" на 2008 - 2010 ¦
¦ ¦годы; ¦
¦ ¦"Оказание содействия добровольному переселению в ¦
¦ ¦Кемеровскую область соотечественников, проживающих¦
¦ ¦за рубежом" ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Всего на реализацию 1-го этапа Программы (в рамках¦
¦финансирования ¦утвержденных региональных целевых программ) на ¦
¦Программы <*> ¦2008 - 2010 годы потребуется 86805,3 млн. руб., ¦
¦ ¦в том числе по годам: ¦
¦ ¦2008 год - 27099 млн. руб.; ¦
¦ ¦2009 год - 29375,1 млн. руб.; ¦
¦ ¦2010 год - 30331,2 млн. руб. ¦
¦ ¦Средства областного бюджета на 2008 - 2010 годы - ¦
¦ ¦12037,7 млн. руб., ¦
¦ ¦в том числе по годам: ¦
¦ ¦2008 год - 4023,3 млн. руб.; ¦
¦ ¦2009 год - 4042,4 млн. руб.; ¦
¦ ¦2010 год - 3972,0 млн. руб. ¦
¦ ¦Иные не запрещенные законодательством источники: ¦
¦ ¦средства федерального бюджета на 2008 - 2010 годы ¦
¦ ¦11688,3 млн. руб., ¦
¦ ¦в том числе по годам: ¦
¦ ¦2008 год - 4235,8 млн. руб.; ¦
¦ ¦2009 год - 4235,1 млн. руб.; ¦
¦ ¦2010 год - 3217,4 млн. руб.; ¦
¦ ¦средства местного бюджета на 2008 - 2010 годы ¦
¦ ¦1376,0 млн. руб., ¦
¦ ¦в том числе по годам: ¦
¦ ¦2008 год - 422,0 млн. руб.; ¦
¦ ¦2009 год - 475,8 млн. руб.; ¦
¦ ¦2010 год - 478,2 млн. руб.; ¦
¦ ¦внебюджетные источники на 2008 - 2010 годы ¦
¦ ¦61703,3 млн. руб., ¦
¦ ¦в том числе по годам: ¦
¦ ¦2008 год - 18417,9 млн. руб.; ¦
¦ ¦2009 год - 20621,8 млн. руб.; ¦
¦ ¦2010 год - 22663,6 млн. руб. ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Стабилизация численности населения к 2016 году на ¦
¦результаты реализации ¦уровне не ниже 2826,3 тыс. человек: ¦
¦Программы ¦1-й этап - 2008 - 2010 годы: ¦
¦ ¦снижение темпов естественной убыли населения с 6 ¦
¦ ¦промилле в 2006 году до 3,7 промилле в 2010 году; ¦
¦ ¦увеличение миграционного прироста с 4572 человек ¦
¦ ¦в 2006 году до 8000 человек в 2010 году. ¦
¦ ¦2-й этап - 2011 - 2015 годы: ¦
¦ ¦снижение числа умерших (прежде всего в ¦
¦ ¦трудоспособном возрасте) с 17,3 промилле (на 1000 ¦
¦ ¦человек населения) в 2006 году до 13,3 промилле в ¦
¦ ¦2015 году; ¦
¦ ¦снижение младенческой смертности с 10,3 промилле ¦
¦ ¦(на 1000 родившихся живыми) в 2006 году до 6 ¦
¦ ¦промилле в 2015 году; ¦
¦ ¦снижение материнской смертности с 31,3 промилле ¦
¦ ¦(на 1000 родившихся живыми) в 2006 году до 18 ¦
¦ ¦промилле в 2015 году; ¦
¦ ¦рост числа родившихся с 11,3 промилле (на 1000 ¦
¦ ¦населения) в 2006 году до 14,7 промилле в 2015 ¦
¦ ¦году; ¦
¦ ¦увеличение суммарного коэффициента рождаемости с ¦
¦ ¦1,3 в 2006 году до 1,7 в 2015 году; ¦
¦ ¦увеличение ожидаемой продолжительности жизни с ¦
¦ ¦61,6 года в 2005 году до 68,0 в 2015 году ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Организация контроля ¦Организацию контроля за выполнением Программы ¦
¦за выполнением ¦осуществляет государственный заказчик Программы, ¦
¦Программы ¦межведомственный совет по проблемам социально- ¦
¦ ¦демографического развития Кемеровской области ¦
L----------------------+---------------------------------------------------
--------------------------------
<*> На 2011 - 2015 годы разрабатываются дополнительные программные мероприятия, определяются объемы и источники финансирования.
1. Анализ демографической ситуации в Кемеровской области,
долгосрочный прогноз, актуальность разработки Программы
1.1. Характеристика демографической ситуации
Главной проблемой демографического развития Кемеровской области с позиции обеспечения ее экономической безопасности является депопуляция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения.
Начиная с 1992 года смертность в Кемеровской области устойчиво превышает рождаемость. За 15 лет (1992 - 2006 годы) разница между количеством родившихся и количеством умерших в Кемеровской области составила более 300 тыс. человек. Абсолютная убыль населения составила за этот период более 270 тыс. человек. Это аналогично тому, что с карты Кемеровской области исчезли такие территории, как г.г. Белово, Березовский, Мыски, Осинники. Максимальное уменьшение численности было зафиксировано в 1997 году - 23 тыс. человек, или 0,8 процента.
На 1 января 2007 г. численность постоянного населения Кемеровской области составляла 2826,3 тыс. человек. За 2006 год численность населения региона сократилась на 12,2 тыс. человек (-0,4 процента).
Основной причиной сокращения численности населения является его естественная убыль. В 2006 году в Кемеровской области умерло жителей в 1,5 раза больше, чем родилось. В среднем по стране превышение составило 1,47 раза, по регионам Сибирского федерального округа - 1,3 раза. Период депопуляции населения продолжается в Кемеровской области с начала 90-х годов XX века. Ее наиболее острый период пришелся на 1994 - 2000 годы, когда смертность почти в два раза превышала рождаемость, последние три года темпы превышения смертности над рождаемостью немного замедлились.
В 90-х годах в Кемеровской области превалировала тенденция сокращения рождаемости. В среднем с 1991-го по 1999 год число появившихся на свет детей ежегодно уменьшалось на 5 процентов. Начиная с 2000 года ситуация с деторождением заметно улучшилась - изменение рождаемости на протяжении последних шести лет характеризуется положительным приростом. В 2006 году в области родилось 32,1 тыс. детей, что на 3,9 процента больше, чем годом ранее. В расчете на тысячу жителей коэффициент рождаемости составил 11,3 промилле - это выше, чем в среднем по стране (10,4 ребенка на каждую тысячу жителей), но ниже показателя по Сибирскому федеральному округу (11,5).
Однако существующие сегодня показатели рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости 1,31) в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос развитие накопленного материального, духовного и культурного потенциала в дальнейшем. Ретроспективный анализ уровня рождаемости указывает на то, что в области превалирует тенденция малодетности.
Учитывая невысокие показатели рождаемости, особое значение приобретает сокращение смертности новорожденных. В 2006 году в Кемеровской области умерло 328 детей до одного года, что составило 10,3 человека на каждую тысячу новорожденных. По сравнению с 2001 годом число умерших детей в возрасте до года снизилось на 20 процентов.
В 2006 году в Кемеровской области умерло 48,9 тыс. человек, что на 8 процентов ниже показателя 2005 года. Общий коэффициент смертности сложился в размере 17,3 человека на тысячу населения, по Российской Федерации он составил 15,2 промилле. На протяжении многих лет уровень смертности в Кемеровской области остается наихудшим среди регионов Сибирского федерального округа, в российском рейтинге регион занимает 62-е место.
Основными причинами смертности взрослого населения Кемеровской области остаются болезни системы кровообращения. В 2006 году по этой причине в области умерло 25,3 тыс. человек, или 52 процента от общего числа умерших. За семь лет (2000 - 2006 годы) смертность в результате болезней системы кровообращения выросла на 6 процентов. Среди "естественных" причин смертности высока доля новообразований - 11,3 процента. Ощутимые потери несет население области в результате гибели от несчастных случаев, отравлений и травм. В 2006 году от неестественных причин умерло 8,5 тыс. человек, то есть фактически каждый шестой умерший.
Необходимо отметить, что в 2006 году уровень смертности по каждой из трех основных причин снизился по сравнению с 2005 годом: от болезней системы кровообращения на 7,8 процента, от несчастных случаев и травм на 8,5 процента, от новообразований на 2,8 процента.
Кемеровская область "обгоняет" российские показатели как по темпам общей смертности в 2000 - 2006 годах, так и по темпам увеличения количества умерших по причине болезней системы кровообращения (110,1 процента - Кемеровская область, 105,5 процента - Российская Федерация).
Одна из наиболее острых проблем - смертность населения в трудоспособном возрасте. Ежегодные потери населения трудоспособного возраста составляют 16 - 19 тыс. человек, или более трети от общего числа умерших. Рост смертности населения в трудоспособном возрасте происходит значительно быстрее, чем населения в целом. Если численность умерших в целом по области в 2006 году осталась практически на уровне 2000 года, то численность умерших в трудоспособном возрасте увеличилась на 13,4 процента. Подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте (около 80 процентов ежегодно) - мужчины. Главными факторами ухода из жизни жителей области, не доживших до пенсионного возраста, являются несчастные случаи, отравления и травмы (36,7 процента) и болезни системы кровообращения (27,7 процента).
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, средний возраст жителей Кемеровской области составил 32,6 года: мужчин - 30,9, женщин - 34,5. Население области является демографически старым. Согласно классификации ООН таковым считается население, когда удельный вес людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7 процентов. На 1 января 2006 г. в этом возрасте находилось 13 процентов жителей Кемеровской области.
Рост уровня смертности негативно отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Этот показатель находится на довольно низком уровне, и тенденции к его повышению не наблюдается. Отмеченное в 1996 - 1998 годах увеличение продолжительности жизни оказалось временным. В 2005 году средняя продолжительность жизни населения Кемеровской области составляла 61,6 года. В среднем по стране показатель равнялся 65,3, а по регионам Сибирского федерального округа - 63,3. По сравнению с данными за 1998 год продолжительность жизни в области сократилась на 3 года.
На фоне негативных естественных процессов движения населения для Кемеровской области возрастает значение миграции населения. В 2006 году в Кемеровскую область прибыло 49,6 тыс. человек, выбыло - 45 тыс. человек. Таким образом, за год население области за счет положительного сальдо миграции выросло на 4,6 тыс. человек, что более чем на четверть нивелировало потери в численности от естественной убыли населения. В 2004 - 2006 годах Кемеровская область характеризовалась как зона миграционного притяжения населения.
Коэффициенты миграционного прироста в этот период составили от 6 до 20 человек на 10 тыс. населения, в то время как в 2000 году, например, этот показатель составил 1 человек на 10 тысяч жителей. В Сибирском федеральном округе всего четыре региона, имеющих стабильное положительное сальдо миграции, в их числе и Кемеровская область. В целом по округу характерна миграционная убыль населения.
Таким образом, основная характеристика демографических изменений в Кемеровской области - продолжающаяся депопуляция населения. Высокий уровень естественной убыли населения лишь частично перекрывается положительным сальдо миграции.
1.2. Прогноз демографического развития Кемеровской области
на период до 2015 года
Данные демографического прогноза Кемеровской области до 2015 года свидетельствуют о сохранении тенденции сокращения численности населения.
На начало 2016 года численность населения Кемеровской области по сравнению с 2007 годом может сократиться на 110,2 тыс. человек (на 3,9 процента) и составить 2715,9 тыс. человек.
Снижение численности населения будет происходить вследствие сохраняющейся естественной убыли населения. Положительный миграционный прирост не компенсирует отрицательный естественный прирост.
Несмотря на то, что ежегодно число умерших будет превышать число родившихся в 1,5 - 1,7 раза, число умерших и коэффициент смертности с 2007 года будут постепенно снижаться до конца прогнозного периода.
В связи с этим, соответственно, будет изменяться показатель ожидаемой продолжительности жизни с 63,6 года в 2007 году до 65,0 лет (57,76 - мужчины, 73,1 - женщины) в 2015 году.
Предполагается снижение численности лиц трудоспособного возраста и одновременный рост числа лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начнут выходить поколения, родившиеся в 50-е - 60-е годы, когда рождаемость в Кемеровской области была самой высокой за весь послевоенный период.
Такое изменение возрастной структуры населения может потребовать большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.
Предполагается рост числа родившихся, обусловленный не только ростом суммарного коэффициента рождаемости, но и увеличением численности женщин в возрасте 20 - 29 лет.
Отрицательные явления в демографическом развитии могут оказать неоднозначное влияние на экономику и социальное развитие Кемеровской области, поэтому необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий в формировании предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.
1.3. Актуальность разработки Программы
Сложная демографическая ситуация в регионе может быть изменена при условии принятия и осуществления Коллегией Администрации Кемеровской области комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2016 году и создание условий для его последующего роста. Тем более, что Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. определило задачи и приоритеты государства в области демографического развития Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать региональные программы улучшения демографической ситуации.
Неотложное принятие и реализация предлагаемой Программы позволят стабилизировать численность населения к 2016 году и создать условия для последующего демографического роста.
Дальнейшее развитие Кемеровской области как жизнеспособного общества невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей) и любые принимаемые меры уже не смогут дать необходимого эффекта, в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово-обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.
Факторы, влияющие на положение дел в области демографии, подразделяются на материальные и духовно-нравственные.
Материальные - состояние среды обитания и уровень благосостояния семей, обеспеченность жильем, материальное стимулирование рождаемости, степень социальной защищенности семей, качество и доступность медицинского обслуживания, образования, в том числе дошкольного и др.
Духовно-нравственные - формирование у населения установок здорового образа жизни, нравственных и личностных ценностей, возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения, поднятие престижа материнства, отцовства, многодетности, ориентация молодежи на создание крепкой семьи.
Воспитание семейных ценностей зарождается в семье, но большую роль в этом играют общественные институты. Ответственное отношение к родительству развивается, начиная с дошкольных образовательных учреждений и на протяжении всего периода воспитания молодежи.
Наиболее значительное воздействие на общественное сознание оказывают средства массовой информации, рекламная продукция, пропагандистские мероприятия.
Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода, решаемого программно-целевым методом.
Настоящая Программа на первом этапе ее реализации объединяет региональные программы в области здравоохранения, образования, обеспечения доступности жилья и ряд других программ, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, общественных организаций, партий и движений, духовенства, направленные на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Кемеровской области; на втором этапе предполагает усиление, в том числе с помощью дополнительного финансирования, отдельных направлений действующих национальных проектов, федеральных, областных и муниципальных целевых программ, а также текущую деятельность государственных, муниципальных органов, учреждений. Она объединяет финансовые ресурсы в контексте достижения поставленной цели, что позволяет стабилизировать ситуацию, создавая предпосылки демографического роста.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
2.1. Цели и задачи Программы
Демографическая политика Кемеровской области - комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации в муниципальных образованиях и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.
Данная Программа является инструментом реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, на территории Кемеровской области. Стратегическая цель Программы увязана с главной целью Концепции демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу - стабилизацией численности населения к 2016 году и созданием условий для последующего демографического роста при увеличении ожидаемой продолжительности жизни, достижением оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.
Достижение стратегической цели Программы реализуется посредством решения системы взаимоувязанных задач, каждая из которых должна получить разрешение путем выполнения совокупности мероприятий по определенным направлениям деятельности органов власти, направленных на решение основных проблем с учетом полномочий и компетенций. Все направления деятельности взаимоувязаны и согласованы, направлены на достижение целей, объявленных в качестве стратегических.
Для достижения стратегической цели - стабилизации численности населения и создания условий для ее роста при увеличении ожидаемой продолжительности жизни, достижения оптимальной структуры и качества человеческого потенциала - предстоит решить следующие задачи:
снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте);
снижение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни;
повышение рождаемости за счет роста числа рождений вторых и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
2.2. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2008 - 2015 годах.
Реализацию Программы предусматривается осуществить в два этапа:
первый этап - 2008 - 2010 годы. На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса за счет реализации мер, направленных на преодоление негативных тенденций демографического развития, предусмотренных в рамках утвержденных региональных целевых программ на 2008 - 2010 годы, а также региональной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (после ее рассмотрения и принятия в установленном порядке);
второй этап - 2011 - 2015 годы. На втором этапе планируется разработка дополнительных мероприятий с учетом их финансового обеспечения для стабилизации и существенного улучшения демографической ситуации.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий (программ) является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных проектов и некоммерческих (социальных, экологических и др.) мероприятий, выполнение которых обеспечивает реализацию Программы в целом.
Реализация Программы намечается по основным направлениям (смертность, рождаемость, миграция) в их взаимосвязи.
В основу демографической политики области положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач;
концентрация на приоритетах;
своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода;
учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ (город, село, национальные образования);
взаимодействие государственных органов власти Кемеровской области с институтами гражданского общества;
координация действий представительных и исполнительных органов власти на региональном и муниципальном уровнях с территориальными органами федеральных органов государственной власти.
Главным содержанием Программы является совокупность региональных целевых программ, реализуемых на первом этапе реализации программы, и комплекс дополнительных мероприятий, сформированных для реализации на втором этапе, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом, решение поставленных Программой задач и достижение связанных с этими задачами целей.
Задачу снижения числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте) предполагается решить по следующим ключевым направлениям:
снижение смертности населения от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной системы профилактики ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий;
снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания помощи пострадавшим в ДТП как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях;
снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижение смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с группами риска;
снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счет внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
снижение смертности населения от других наиболее распространенных причин смерти за счет повышения доступности дорогостоящих медицинских технологий для больных с тяжелыми заболеваниями, доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов.
Задачу снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков предполагается решить по следующим ключевым направлениям:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;
расширение объемов бесплатной медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья (в том числе беременным женщинам при вынашивании и рождении ребенка);
проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, обязательное внедрение занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
Задачу укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни предполагается решить по следующим ключевым направлениям:
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации к ведению здорового образа жизни;
разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, на ограничение распространенности курения, наркомании среди детей и подростков;
создание информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики социально значимых заболеваний;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимальной социализации инвалидов;
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм;
разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологических центров.
Задачу увеличения рождаемости, прежде всего за счет роста числа рождений вторых и последующих детей, предполагается решить по следующим ключевым направлениям:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе в форме материнского (семейного) капитала (расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми);
создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций;
создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;
создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми за счет повышения доступности ипотечных кредитов, в первую очередь для молодых семей с детьми;
реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержанием и воспитанием детей.
Задачу укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений предполагается решить по следующим ключевым направлениям:
развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовке и комплексному сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
популяризация ценности семей, имеющих несколько детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка.
Задачу привлечения мигрантов предполагается решить по следующим ключевым направлениям:
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства, а также стимулирование возвращения эмигрантов, ранее выехавших за границу;
привлечение в Кемеровскую область квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских вузов, на постоянное место жительства, привлечение молодежи из зарубежных стран (прежде всего, из стран Балтии и СНГ) для обучения и стажировки с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
участие в совершенствовании миграционного законодательства в части дальнейшей либерализации порядка получения гражданства Российской Федерации категориями мигрантов, необходимых области по возрастным и профессионально-квалификационным критериям;
разработка мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности территории;
создание условий для интеграции иммигрантов.
4. Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Кемеровской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Всего на реализацию Программы (в рамках утвержденных региональных целевых программ) потребуется на 2008 - 2010 годы - 86805,3 млн. руб., в том числе по годам:
2008 год - 27099 млн. руб.;
2009 год - 29375,1 млн. руб.;
2010 год - 30331,2 млн. руб.
Средства областного бюджета на 2008 - 2010 годы - 12037,7 млн. руб., в том числе по годам:
2008 год - 4023,3 млн. руб.;
2009 год - 4042,4 млн. руб.;
2010 год - 3972,0 млн. руб.
Иные не запрещенные законодательством источники:
средства федерального бюджета на 2008 - 2010 годы - 11688,3 млн. руб., в том числе по годам:
2008 год - 4235,8 млн. руб.;
2009 год - 4235,1 млн. руб.;
2010 год - 3217,4 млн. руб.
Средства местного бюджета на 2008 - 2010 годы - 1376,0 млн. руб., в том числе по годам:
2008 год - 422,0 млн. руб.;
2009 год - 475,8 млн. руб.;
2010 год - 478,2 млн. руб.
Внебюджетные источники на 2008 - 2010 годы - 61703,3 млн. руб., в том числе по годам:
2008 год - 18417,9 млн. руб.;
2009 год - 20621,8 млн. руб.;
2010 год - 22663,6 млн. руб.
Объемы и источники финансирования программы на 2011 - 2015 годы будут определены после разработки дополнительных мероприятий, реализуемых на втором этапе реализации Программы.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Обоснованность закладываемых в Программу ожидаемых результатов обеспечена расчетами заинтересованных структур, группы ученых.
К 2016 году в качестве главной цели устанавливается стабилизация численности населения на уровне не ниже 2826,3 тыс. человек.
Ожидаемыми результатами настоящей Программы являются:
1-й этап - 2008 - 20010 годы:
снижение темпов естественной убыли населения с 6 промилле в 2006 году до 3,7 промилле в 2010 году;
увеличение миграционного прироста с 4572 человек в 2006 году до 8000 человек в 2010 году.
2-й этап - 2011 - 2015 годы:
снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте) с 17,3 промилле (на 1000 человек населения) в 2006 году до 13,3 промилле в 2015 году;
снижение младенческой смертности с 10,3 промилле (на 1000 родившихся живыми) в 2006 году до 6 промилле в 2015 году;
снижение материнской смертности с 31,3 промилле (на 1000 родившихся живыми) в 2006 году до 18 промилле в 2015 году;
рост числа родившихся с 11,3 промилле (на 1000 населения) в 2006 году до 14,7 промилле в 2015 году;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 в 2006 году до 1,7 в 2015 году;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 61,6 года в 2005 году до 68,0 лет в 2015 году.
6. Информационное обеспечение Программы
Информационное обеспечение реализации Программы предполагает использование данных государственной статистики, итогов Всероссийской переписи населения с целью представления населению достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения.
Для качественного информационного обеспечения Программы необходимо:
разработать систему информационного обеспечения единой государственной демографической политики (включив в нее специализированные телевизионные и радиопрограммы, издание специальных разделов в региональных, местных газетах и журналах, разработку учебных программ), направленную на формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, повышения общественного престижа семьи, переориентации системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни, приоритетного развития семейных форм устройства детей-сирот;
пропагандировать в средствах массовой информации здоровый образ жизни, крепкую полную семью с несколькими детьми, формировать национальную идею через воспитание культа здорового человека с оптимистическим мировоззрением;
развивать систему информирования населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров;
разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительной кампании, направленной на изменение репродуктивных установок семьи, формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, повышения ценности детей и статуса родительства, перехода от малодетной к среднедетной семье.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Программа реализуется на основе законодательства Российской Федерации и Кемеровской области.
Управление Программой осуществляется директором Программы. Организацию контроля за выполнением Программы осуществляют государственный заказчик Программы, межведомственный совет по проблемам социально-демографического развития Кемеровской области.
Директор Программы ежегодно до 1 декабря представляет государственному заказчику Программы (при необходимости Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации) отчеты о ходе реализации Программы.
8. Основные программные мероприятия (перечень подпрограмм)