Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 12.09.2006 № 3-239/06
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 114-ОЗ "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАБИЛИТИРОВАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ" В ЧАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДАННЫМ ЗАКОНОМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 12 сентября 2006 г. по делу № 3-239/06

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 114-ОЗ "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ РЕАБИЛИТИРОВАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ
ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ" В ЧАСТИ
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДАННЫМ ЗАКОНОМ>

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Краевой Л.В.
при секретаре Голубевой О.Г.
с участием прокурора Кемеровской областной прокуратуры Байдиковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово "12" сентября 2006 г. гражданское дело по заявлению Лель Ивана Филипповича о признании части 2 статьи 1 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 года № 114-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" недействующей в части,

установил:

Лель И.Ф. обратился в суд с заявлением о признании части 2 статьи 1 Закона Кемеровской области № 114-ОЗ от 20.12.2004 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" противоречащей в части слов "при условии, что они являются пенсионерами либо инвалидами" действующему федеральному законодательству и недействующей, ссылаясь на то, что оспариваемый Закон противоречит ст. 16 Федерального закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) "О реабилитации жертв политических репрессий", где круг лиц, которым предоставляется социальная поддержка по нормам Закона в новой редакции, расширен, указание на то, что реабилитированные лица должны быть пенсионерами, исключено, нет указания и на наличие инвалидности и ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о запрете ухудшения положения реабилитированным лицам, получавшим названную поддержку.
В судебном заседании Лель И.Ф. свои требования поддержал.
Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области Чуреков М.А., действующий на основании постоянной доверенности от 18.07.2006 № 01/458, требования заявителя не признал, указывая на то, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 18.12.1991 № 1761-1 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, пострадавшие от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Помимо оспариваемого Закона в Кемеровской области существуют еще два закона Кемеровской области, устанавливающих меры социальной поддержки реабилитированным лицам.
При разработке и принятии новых законов принимались во внимание социальный статус и материальное положение реабилитированных лиц. Наибольший объем мер социальной поддержки предусмотрен для реабилитированных лиц, которые являются пенсионерами или инвалидами. Иные реабилитированные лица, не являющиеся пенсионерами и инвалидами, не остались без внимания. В соответствии со ст. 5 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 № 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" реабилитированные лица имеют право на бесплатное получение земельного участка для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. По мнению представителя Совета народных депутатов Кемеровской области, субъект Федерации должен устанавливать меры социальной поддержки тем же категориям граждан, которые имели право на получение льгот до внесения соответствующих изменений.
Представитель Губернатора Кемеровской области Мусалимова В.И., действующая по постоянной доверенности от 22.12.2005, требования заявителя не признала по тем же основаниям.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Кемеровской областной прокуратуры Байдиковой О.Г., полагавшей удовлетворить требования заявителя о признании части 2 статьи 1 Закона Кемеровской области № 114-ОЗ от 20.12.2004 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" в части слов "при условии, что они являются пенсионерами либо инвалидами" противоречащей в части действующему законодательству и недействующей, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
08.12.2004 Советом народных депутатов Кемеровской области был принят и 20.12.2004 подписан Губернатором Кемеровской области Закон Кемеровской области "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" и официально опубликован в областной газете "Кузбасс" № 244 за 28 декабря 2004 года.
Статьей 1 указанного Закона определена категория граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, и условия их предоставления.
Часть 2 статьи 1 Закона указывает на то, что право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, имеют указанные в пункте 1 лица при условии, "что они являются пенсионерами либо инвалидами и их место жительства находится на территории Кемеровской области".
В силу части 1 статьи 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами или другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 20 января 2003 года № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по общему правилу граждане и организации в силу статей 3 и 4 ГПК РФ вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов (исключение составляют случаи, когда граждане или организации вправе в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов других лиц).
Справкой о реабилитации от 29 апреля 2004 года № Л-62, выданной Главным управлением внутренних дел Алтайского края, подтверждается, что Лель Иван Филиппович реабилитирован на основании ст. 1-1, п. "в" ст. 3 Закона от 18.10.1991 "О реабилитации жертв политических репрессий", т.е. имеет статус реабилитированного лица, на которого распространяется действие Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Заявитель не является инвалидом и пенсионером, однако им оспаривается областной Закон, регулирующий вопросы предоставления мер социальной защиты реабилитированным лицам, к которым он относится, в связи с этим суд считает, что заявитель вправе обращаться с подобными требованиями, поскольку принятым нормативным правовым актом нарушаются его права и свободы.
В соответствии с действующей редакцией ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Из анализа данной нормы усматривается, что достижение пенсионного возраста либо наличие инвалидности не является условием получения реабилитированными лицами мер социальной поддержки.
Суд считает, что норма Закона субъекта в действующей редакции в части слов "при условии, что они являются пенсионерами либо инвалидами" необоснованно сужает сферу действия Федерального закона, противоречит ему, а поэтому нарушает права и интересы реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, не являющихся пенсионерами и инвалидами.
Принятый Закон не соответствует положениям ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о запрете ухудшения положения реабилитированным лицам, получавшим названную поддержку.
Доводы представителя Совета народных депутатов Кемеровской области и представителя Губернатора Кемеровской области о том, что субъект РФ должен устанавливать меры социальной поддержки тем же категориям граждан, которые имели право на получение льгот до внесения соответствующих изменений, являются несостоятельными, не основаны на нормах федерального законодательства.
Условия принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки реабилитированным лицам, содержатся в Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки, реализация льгот и выплат в силу вышеназванного Закона устанавливаются с момента принятия субъектом соответствующих правовых актов с соблюдением требований ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ о запрете ухудшения положения реабилитированным лицам, получавшим названную поддержку.
Однако круг лиц, которым предоставляется социальная поддержка по нормам Закона в новой редакции, расширен, указание на то, что реабилитированные лица должны быть пенсионерами, инвалидами, исключено.
Помимо названной ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции от 22.08.2004 обязанность принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры и условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, прямо возложена на органы государственной власти субъектов РФ, что предусмотрено ст. 5 ФЗ от 17.07.1999 № 178 "О государственной социальной помощи" в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ следует признать часть 2 статьи 1 Закона Кемеровской области № 114-ОЗ от 20.12.2004 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" противоречащей в части слов "при условии, что они являются пенсионерами либо инвалидами" противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в силу.
Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в газете "Кузбасс".
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующей и не подлежащей применению часть 2 статьи 1 Закона Кемеровской области № 114-ОЗ от 20.12.2004 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" противоречащей в части слов "при условии, что они являются пенсионерами либо инвалидами" со дня вступления в силу настоящего решения.
Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в газете "Кузбасс".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу 6 декабря 2006 года.

Судья
Кемеровского областного суда
Л.В.КРАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru