ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тайгинского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 № 29
"О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТАЙГИ НА 2005 - 2010 Г.Г."
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТАЙГИ
НА 2005 - 2010 Г.Г."
Рассмотрев представленную Главой города муниципальную Программу "Энергосбережение на территории города Тайги на 2005 - 2010 г.г.", руководствуясь Уставом города Тайги, городской Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять прилагаемую муниципальную Программу "Энергосбережение на территории города Тайги на 2005 - 2010 г.г.".
2. Выделение средств на реализацию Программы осуществлять исходя из финансовых возможностей города и в пределах заложенных в бюджете ассигнований.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тайгинский рабочий".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комиссии городского Совета по городскому хозяйству и земельным отношениям (Василенко В.А.), по экономике, бюджету и налоговой политике (Благо О.Е.).
Председатель городского Совета
Н.Ф.ГЛУХИХ
Глава города
А.В.МАЕР
Принята
постановлением
Тайгинского городского
Совета народных депутатов
от 21 сентября 2005 г. № 29
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТАЙГИ
НА 2005 - 2010 г.г."
Раздел 1
Наименование Программы - муниципальная Программа "Энергосбережение на территории города Тайги до 2010 года".
Основание для разработки Программы: Закон Кемеровской области от 14.01.99 № 9-ОЗ "Об энергосбережении на территории Кемеровской области", постановление Администрации Кемеровской области от 20.06.2003 № 102 "О первоочередных мерах по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской области", распоряжение Главы города Тайги от 15.07.2003 № 363-р "О первоочередных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города".
Заказчик Программы: Администрация города Тайги.
Основные разработчики Программы: МУ "СЕЗ" технический отдел, МУП "Водоканал".
Технический и экономический отделы, МУП ЖКХ "Тайга" технический и экономический отделы. Директор Программы - первый заместитель Главы города Маслов С.А.
Цели и задачи Программы, основные целевые показатели: создание базы для перевода экономики города на энергосберегающий курс развития; создание нормативной правовой и научно-технической базы для сокращения расходов топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР); снижение нагрузки на бюджет как за счет реализации специальных мероприятий, направленных на снижение оплаты за расходуемое топливо объектами бюджетной сферы, так и на основе проведения их энергетических обследований (энергоаудита); повышение эффективности использования энергоресурсов; введение системы учета и контроля за расходованием ТЭР в жилищно-коммунальном комплексе; развитие и внедрение новых энерготехнологий, привлечение нетрадиционных источников энергии.
Сроки реализации Программы - 2005 - 2010 г.г.
Перечень основных мероприятий и подпрограмм - первоочередные мероприятия - создание нормативной правовой базы энергосбережения; оснащение муниципального жилья и объектов производственной сферы приборами учета и контроля потребления ТЭР; применение энергосберегающего оборудования в различных технологических процессах.
Использование Программы, подпрограмм и основных мероприятий: Администрация города Тайги, ГУ "Кузбасский центр энергосбережения", комиссия по энергосбережению города Тайги, МУ "СЕЗ".
Объемы и источники финансирования:
Областной бюджет - 26200 тыс. руб.
Городской бюджет - 17062,5 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: сокращение потребления энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, снижение удельных бюджетных затрат на содержание энергохозяйства города. Повышение качества надежности оказываемых жилищно-коммунальных услуг населению. Формирование общественного сознания в области энергосбережения.
Система организации контроля за исполнением Программы: контроль и координацию работ по выполнению Программы осуществляют: отдел по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Тайги, управление - МУ "СЕЗ" г. Тайги.
Раздел 2
Анализ исходного состояния проблемы
Необходимость разработки и реализации муниципальной Программы "Энергосбережение на территории города Тайги до 2010 г." (далее - Программа) обусловлена следующими причинами:
- постоянно возрастающими удельными показателями потребления энергоресурсов на производство единицы продукции;
- низким уровнем использования топливно-энергетических ресурсов и общей культуры энергопотребления;
- ухудшающейся экологической обстановкой при использовании ТЭР;
- вступлением в силу федеральной нормативно-правовой базы по энергосбережению, требующей принятия действенных мер по повышению эффективности использования ТЭР во всех отраслях народного хозяйства и создания экономических и правовых условий на региональном уровне, а именно:
- Указа Президента РФ от 07.05.95 № 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года";
- Постановления Правительства РФ от 21.11.95 № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению";
- Федерального закона от 03.04.96 № 28-ФЗ "Об энергосбережении";
- Закона Кемеровской области от 14.01.99 № 9-03 "Об энергосбережении на территории Кемеровской области";
- федеральной целевой Программы "Энергосбережение России 1998 - 2005 г. г.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 80.
Общей целью разработки и реализации Программы является перевод экономики Кемеровской области на энергосберегающий путь развития на основе создания организационных, экономических, научно-технических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов, снижение удельного уровня их потребления и повышение энергетической безопасности области за счет вовлечения используемых источников энергии.
Выполнение мероприятий, включенных в Программу, позволит получить новые результаты в производственной, экономической, социальной, политической и частично в экологической сферах.
В производственной сфере:
- повысить эффективность использования энергоресурсов и видов энергии при изготовлении продукции(снизить удельные показатели энергопотребления);
- улучшить контроль и учет за расходованием энергоресурсов;
- создать условия для ускорения технического прогресса в ведущих отраслях промышленности разработки и освоения новых технологических процессов и конкурентоспособных видов продукции;
- снизить потери при производстве, транспортировании и использовании энергоресурсов;
- улучшить метрологический контроль, надзор и мониторинг за расходом энергоресурсов.
В экономической сфере:
- обеспечить развитие ведущих отраслей народного хозяйства на основе новых технологий и технических решений;
- снизить нагрузку на бюджет в части приобретения энергоресурсов для предприятий и объектов бюджетной сферы.
В социальной сфере:
- создать новые места и повысить занятость населения;
- повысить уровень жизни населения за счет снижения затрат на все виды потребляемой энергии;
- улучшить условия труда;
- сформировать общественное сознание, ориентированное на энергосбережение.
В экологической сфере:
- повысить эффективность использования недр.
В политической сфере:
- способствовать повышению политической стабильности в городе;
- обеспечить выполнение части гражданских прав жителей Кузбасса.
Исходные данные для разработки Программы
Теплоснабжение г. Тайги осуществляется от центральной котельной (ЦК) с котлами КЕ-25/14 - (6 шт.) через сеть ЦТП по зависимой схеме, а горячее водоснабжение - по закрытой схеме. Суммарная установленная тепловая мощность ЦК составляет 85.8 Гкал/час.
12 малых котельных, диапазон установленной тепловой мощности составляет 0,6 - 3,3 Гкал/час. Котлы марок НР-28, НР-18, КВР-1.3, Е-1/9, котлы Шухова (25 шт.). Годовая выработка тепла от 19 до 25 тыс. Гкал/год.
Мелкие котельные крайне неэкономичны по использованию топлива, требуют больших затрат труда. Себестоимость 1 Гкал на местных котельных составляет 582 руб., а себестоимость 1 Гкал от ЦК - 241 руб.
Основные причины низкой энергетической эффективности угольных котельных:
- некачественное сжигание топлива;
- низкий уровень подогрева воды;
- отсутствие средств автоматики и контроля для оптимизации процесса горения;
- низкая нагрузка на котлоагрегат, что является причиной эксплуатации большого количества котлов;
- большая степень изношенности оборудования.
Суммарная протяженность тепловых сетей составляет 21 км (в двухтрубном исчислении). Они имеют теплоизоляцию невысокого качества, теплопотери через которую составляют 15 - 20%.
Велики также потери воды в тепловых сетях через свищи, образующиеся по причине наружной и внутренней коррозии. Потери тепла, связанные с утечками, можно оценивать в 10 - 15%.
Конечные цели энергосберегающей политики в ЖКХ - снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий ЖКХ и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Договоры на поставку тепла составляются на основе расчетов по нормативам и отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
Действующий на предприятиях хозяйственный механизм не стимулирует снижение затрат. Тарифы формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводственные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями тепла при их транспортировке, перекладываются на потребителя. В итоге имеет место завышение как тарифов, так и объемов реализации.
В то же время предприятия не имеют ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3 - 4% сетей перекладывается 0,3 - 0,8% их общей длины, что ведет к увеличению количества аварий и повреждений.
Вместе с тем существующие на сегодня нормы их потребления на человека в день взяты без экономического расчета и превышают реальное потребление, которое можно оценить лишь путем повсеместного контроля и учета с помощью соответствующих приборов. Приборный учет выявляет, что среднестатистический житель потребляет, как правило меньше тепла и воды по сравнению с нормами. Организация учета позволит снизить оплату коммунальных услуг.
Годовое потребление электрической энергии на коридорное освещение муниципальных жилых домов составляет 323628 квт на сумму 305772 рубля. При установке энергосберегающего устройства ЭСУ-3 достигается экономия до 90%. В 2004 году ЭСУ-3 были установлены на жилой дом по адресу Строительная № 47. Оплата за выполненные работы составила 31391 рубль. Годовой экономический эффект по одному жилому дому составит 6,5 тыс. рублей при сроке окупаемости в 4,8 года.
Раздел 3
Цели и задачи Программы
Главная цель энергосбережения определена правовыми актами РФ и Кемеровской области и постановлениями Правительства. Она состоит в переводе, в конечном итоге, экономики города на энергосберегающий путь развития.
Достижение этой цели осуществляется при решении следующих основных задач:
- повышение эффективности использования энергоресурсов;
- рационализация режима потребления ТЭР;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет города за счет реализации мер, направленных на сокращение платежей за топливо, воду, тепловую и электрическую энергию объектов бюджетной сферы;
- создание экономических, технических и организационных условий для проведения политики энергосбережения в городе;
- пропаганда идей разумного и бережного использования энергии;
- снижение экологической нагрузки на окружающую среду города.
Раздел 4
Основные задачи Программы
Котельная № 4 (пос. Минваты) была построена и введена в эксплуатацию в 1963 году. На котельной установлены 2 котла НР-18 (0,7 Гкал/час). Здание котельной и сами котлы за прошедший период неоднократно ремонтировались, последний капитальный ремонт был в 2002 году. На котельную поступает вода из скважины с очень большой жесткостью, а химводоочистка отсутствует. Вследствие этого котлы очень быстро засоряются, требуют частой промывки. Процент износа котлов очень велик. При переводе котлов в режим ЦТП качество подаваемой воды в т/сети значительно улучшится, расходы по эксплуатации и содержанию уменьшатся в 2 раза. Уменьшится число рабочих с 11 до 5, соответственно и фонд оплаты труда уменьшится, себестоимость 1 Гкал уменьшится почти в 2,6 раза - с 789 руб. до 460,0 руб. Люди, проживающие в поселке Минваты, в настоящее время могут пользоваться горячей водой только в отопительный период. С переводом котельной в режим ЦТП горячая вода будет подаваться круглый год.
Установка частотно-регулируемых электроприводов "ИРБИ" насосной станции П подъема позволит экономить от 40 до 65% затрат электроэнергии, эксплуатационные затраты на обслуживание электроприводов - минимальные.
Вывод из технологического цикла ВНС квартала "А" и прокладка водопровода по новой схеме позволит при сохранении параметров режима водообеспечения значительно сократить затраты на электроэнергию, ремонт насосно-силового оборудования, установленного на ВНС, на содержание обслуживающего персонала.
Подключение насосной станции подкачки квартала "Б" к тепловым сетям позволит уйти от затрат на топливо и электроэнергию, затрачиваемых на отопление, улучшить условия труда работников, обслуживающих данный объект.
Установка водосчетчиков в жилом благоустроенном секторе позволит внедрить учетную политику по расходу водных ресурсов. Заставит население города рационально использовать водные ресурсы, заставит эксплуатирующие организации содержать наружные и внутренние сети.
Замена электродвигателей на дымососы котельных № 1, 4 позволит снизить затраты на электроэнергию.
Установка энергосберегающего оборудования ЭСУ-3 на освещение мест общего назначения (лестничные клетки, освещение подъездов) даст экономию электроэнергии до 90%.
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий и работ по реализации Программы
1. Мероприятия по энергосбережению муниципальных источников
тепла, теплосетей, сетей водоснабжения и канализации
Общий объем финансирования Программы на 2005 - 2010 годы предполагает введение и привлечение всех источников в сумме 43262,5 тыс. рублей. Для реализации мероприятий Программы привлекаются следующие финансовые ресурсы:
Механизм управления Программой должен быть направлен на:
- обеспечение оптимального совмещения работы муниципальных источников тепла, тепловых сетей, потребителей энергии;
- реализацию энергосбережения при потреблении энергии;
- использование механизма муниципального заказа, или путей совершенствования управления, улучшение договорных отношений.
Раздел 7
Оценка эффективности осуществления Программы
Реализация Программы энергосбережения города:
- оздоровит бюджет города за счет снижения, а затем и ликвидации потребности в дотациях на теплоснабжение, при переходе к полному возмещению затрат на теплоснабжение населением;
- высвободит бюджетные средства на реализацию приоритетных социально-экономических программ города;
- повысит эффективность источников тепла, систем его магистрального транспорта и распределения, а также систем конечного потребления, одновременно с повышением уровня комфорта в квартирах, школах, детских садах и больницах;
- снизит аварийность системы централизованного теплоснабжения и число жалоб от жильцов на низкое качество услуг по теплоснабжению;
- приведет систему оплаты теплоснабжения населением в зависимости от уровня потребления услуг по теплоснабжению;
- ослабит проблему неплатежей, сократив задолженность города за тепло, а теплоснабжающих организаций за топливо;
- сократит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от источников тепла.
Раздел 8
Организация, формы и методы управления Программой
Управление муниципальной Программой энергосбережения осуществляется из необходимости согласованных действий по энергосбережению в масштабах всей России.
Управление Программой возложено на МУ "СЕЗ", являющимся гарантом прав потребителей по оказанию ЖКУ исполнителями муниципального заказа, контролирующей организацией по использованию финансовых средств населения и бюджета.
В дальнейшем управление Программой будет возложено на комиссию по энергосбережению. Утвержденная распоряжением Администрации города комиссия будет являться контролирующим органом по использованию финансовых средств населения и бюджета.