Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 13.05.2005 № 3-94/05
<О ПРИЗНАНИИ В ЧАСТИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 92-ОЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2005 г. по делу № 3-94/05

О ПРИЗНАНИИ В ЧАСТИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ
ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 92-ОЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.
при секретаре Голубевой О.Г.
с участием прокурора Байдиковой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 13 мая 2005 года дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании в части противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 3 Закона Кемеровской области от 10 декабря 2004 года № 92-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Кемеровской области в целях обеспечения общественной безопасности",

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании в части противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 3 Закона Кемеровской области от 10.12.2004 № 92-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Кемеровской области в целях обеспечения общественной безопасности".
Требования обоснованы тем, что Закон области в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству в области здравоохранения, Федеральному закону "О техническом регулировании", поскольку расширяет императивно регламентированное на федеральном уровне понятие аккредитации путем дополнения ее процедуры определением соответствия учреждений здравоохранения системе мер обеспечения безопасности и предоставляет исполнительному органу власти субъекта Российской Федерации право устанавливать профессиональные стандарты, что выходит за пределы компетенции этого органа, а также создает предпосылки для ограничения свободного осуществления медицинской деятельности.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Кемеровской области Байдикова О.Г. предъявленное требование поддержала, уточнив, что просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 2 статьи 3 названного Закона области с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области Гулевич Т.Н., действующая на основании доверенности от 26.04.2005 № 01/311, заявленные требования не признала, пояснив, что в оспариваемом Законе не идет речь об установлении стандартов. В данном случае установлена дополнительная, по сравнению с установленной в ст. ст. 20, 21 Федерального закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", аккредитация организаций здравоохранения, которая осуществляется платно на добровольной основе и проводится в целях обеспечения доверия потребителей к качеству оказываемых им медицинских услуг. Используемое понятие аккредитации соответствует ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании".
Представитель Губернатора Кемеровской области Пинтегов А.С., действующий на основании доверенности от 18.04.2005 № 10-16/2245, требования прокурора не признал по этим же основаниям.
Представители департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Шикин Г.М., действующий на основании доверенности № 14 от 12.01.2005, Царик Г.Н. и Исакова Л.Е., действующие на основании доверенностей от 12.05.2005, возражали против удовлетворения требований прокурора.
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Кемеровской области Харин В.Д. требования прокурора поддержал в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих, в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что 24 ноября 2004 г. Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон № 92-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Кемеровской области в целях обеспечения общественной безопасности", который подписан Губернатором Кемеровской области 10 декабря 2004 года, официально опубликован 28 декабря 2004 г. в областной газете "Кузбасс" № 244.
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Закона области пункт 3 статьи 24 Закона Кемеровской области от 17.02.2004 № 7-ОЗ "О здравоохранении" ("Кузбасс" от 3.03.2004, № 39) изложен в следующей редакции:
"Аккредитация организаций здравоохранения представляет собой процедуру определения компетентности в осуществлении заявляемых видов деятельности и степени (категории) соответствия требованиям к определенным видам деятельности в сфере здравоохранения, а также системе мер обеспечения безопасности учреждений здравоохранения, устанавливаемым Администрацией Кемеровской области."
В соответствии с пунктами "а", "б", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Оспариваемое положение Закона Кемеровской области "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Кемеровской области в целях обеспечения общественной безопасности" определяет особенности отношений в сфере здравоохранения в Кемеровской области. Данное регулирование в силу статьи 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Оспариваемой нормой Закона области дано определение понятия "аккредитация" организаций здравоохранения. При этом в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Кемеровской области от 17.02.2004 № 7-ОЗ "О здравоохранении" в Кемеровской области действует система аккредитации организаций здравоохранения, оказывающих медицинские и фармацевтические услуги.
Из части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия, в том числе распространяется на такие отношения и в сфере здравоохранения.
В статье 2 данного Федерального закона дано понятие "аккредитация", используемое для целей настоящего Федерального закона, - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия, а оценка соответствия - это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Таким образом, федеральным законодателем дано общее определение аккредитации, используемое при оценке соответствия.
Анализируя оспариваемую норму Закона области, суд приходит к выводу, что положение о том, что "аккредитация организаций здравоохранения представляет собой процедуру определения компетентности в осуществлении заявляемых видов деятельности", носит общий характер и не противоречит федеральному законодательству, ввиду чего требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем из пункта 2 статьи 24 Закона Кемеровской области "О здравоохранении" видно, что аккредитация организаций здравоохранения, установленная пунктом 3 этой же статьи Закона области, распространяется на организации здравоохранения, оказывающие медицинские услуги, т.е. в том числе и на те медицинские учреждения, которые оказывают медицинские услуги в системе медицинского страхования.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не содержат положения об аккредитации организаций здравоохранения.
Понятие аккредитации медицинских учреждений содержится в Законе Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Аккредитации подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности (ст. 21 Закона).
Согласно ст. 20 названного Закона Российской Федерации медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования.
В соответствии со ст. 2 данного Закона Российской Федерации медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.
Согласно преамбуле Закона Кемеровской области от 17.02.2004 № 7-ОЗ "О здравоохранении" настоящий Закон в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом Кемеровской области правовые основы организации деятельности системы здравоохранения в Кемеровской области.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Закон Кемеровской области "О здравоохранении", норма которого об аккредитации организаций здравоохранения фактически оспаривается прокурором (п. 3 ст. 24), регулируют одну и ту же сферу общественных отношений - охрану здоровья граждан и обеспечивают их право на медицинскую помощь.
Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" аккредитация медицинских учреждений - определение их соответствия установленным профессиональным стандартам. Поскольку в силу пункта "р" ст. 71 Конституции Российской Федерации стандарты находятся в ведении Российской Федерации, то из названной нормы Закона Российской Федерации следует, что при аккредитации определяется соответствие медицинских учреждений профессиональным требованиям (стандартам), которые вправе устанавливать только Российская Федерация.
Из содержания оспариваемой нормы Закона области следует, что при аккредитации, в том числе медицинских учреждений, определяется их соответствие не профессиональным стандартам, устанавливаемым на федеральном уровне, а соответствие иным требованиям, в том числе и не относящимся к профессиональным (система мер обеспечения безопасности), которые устанавливает Администрация Кемеровской области. Т.е. в Законе области дано иное понятие аккредитации учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги, нежели в Законе Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", на что ссылались в своих возражениях и представители Совета народных депутатов и Губернатора Кемеровской области.
Однако поскольку Федеральным законом, регулирующим ту же сферу общественных отношений, урегулирован вопрос об аккредитации медицинских учреждений, то введение Законом области иного понятия аккредитации, которая распространяется на медицинские учреждения Кемеровской области, а именно положения о том, что аккредитация представляет собой процедуру определения "степени (категории) соответствия требованиям к определенным видам деятельности в сфере здравоохранения, а также системе мер обеспечения безопасности учреждений здравоохранения, устанавливаемым Администрацией Кемеровской области", противоречит федеральному законодательству.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания Закона Кемеровской области от 10 декабря 2004 года № 92-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Кемеровской области в целях обеспечения общественной безопасности" в указанной части противоречащим федеральному законодательству и недействующим в этой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ суд считает необходимым обязать редакцию газеты "Кузбасс" опубликовать сообщение о данном решении в газете "Кузбасс" в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный акт был официально опубликован в данном печатном издании.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Совета народных депутатов Кемеровской области в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 2 статьи 3 Закона Кемеровской области от 10 декабря 2004 г. № 92-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Кемеровской области в целях обеспечения общественной безопасности" в части слов: "и степени (категории) соответствия требованиям к определенным видам деятельности в сфере здравоохранения, а также системе мер обеспечения безопасности учреждений здравоохранения, устанавливаемым Администрацией Кемеровской области" со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать редакцию газеты "Кузбасс" опубликовать сообщение о данном решении в газете "Кузбасс" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Совета народных депутатов Кемеровской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Кемеровской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья
Кемеровского областного суда
О.В.ШАЛАГИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru