Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ИНФОРМАЦИЯ УМНС РФ по Кемеровской области от 15.07.2004
"ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В 2004 ГОДУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 14, 15.07.2004


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 15 июля 2004 года

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В 2004 ГОДУ

С января 2001 года налогоплательщики при уплате НДС руководствуются главой 21 части второй НК РФ, устанавливающей основные элементы налогообложения и льготы по налогу на добавленную стоимость, а также основания для их использования.
В настоящий момент плательщиками налога на добавленную стоимость, как и ранее, признаются организации и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Согласно ст. 11 части первой НК РФ, определяющей основные понятия и термины, используемые в Кодексе, к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, различные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации и их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Как известно, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций к числу налогоплательщиков в настоящее время не относятся, а лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.
Нововведением стало включение в состав плательщиков налога на добавленную стоимость индивидуальных предпринимателей. Однако организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих трех последовательных календарных месяцев налоговая база этих экономических субъектов (в общем случае это выручка от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) не превысила 1 млн. рублей. Указанная льгота не распространяется на плательщиков акцизов и операции, связанные с перемещением товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В случае предъявления в налоговые органы необходимых подтверждающих документов организациям и индивидуальным предпринимателям будет предоставляться освобождение по налогу на добавленную стоимость сроком на 1 год.
На основании п. 5 ст. 173 НК РФ организации, осуществляющие льготируемые виды деятельности либо освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, в соответствии со ст. 145 НК РФ уплачивают НДС в бюджет в общем порядке в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Такая норма была зафиксирована в НК РФ в связи с тем, что в настоящее время получила достаточно широкое распространение ситуация, при которой счета-фактуры выставляются по просьбе покупателей с НДС и указанный налог принимается ими к зачету из бюджета. В то же время сами организации, реализующие освобожденные от налога товары (работы, услуги), пользуются льготой и налог на добавленную стоимость не исчисляют и не уплачивают.
Необходимым условием для возмещения (зачета, возврата) налога на добавленную стоимость является выполнение условий главы 21 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ установлен следующий порядок применения налоговых вычетов: "Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов".
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 и от 15.03.2001 № 189 утверждена форма счета-фактуры и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. Изменения внешней формы счета-фактуры не должны нарушать последовательности расположения и числа показателей, утвержденных вышеуказанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в типовой форме счета-фактуры.
Вместе с тем в ряде случаев некоторые из строк и граф счета-фактуры не могут быть заполнены по причине отсутствия необходимой информации. В таких случаях в незаполненных строках и графах ставятся прочерки. Так, например, графа 6 счета-фактуры заполняется только плательщиками акцизов по данным операциям, а в остальных случаях она не подлежит заполнению. При оказании услуг, когда отсутствуют понятия грузоотправитель и грузополучатель, в соответствующих строках ставятся прочерки и т.д. Счет-фактура должна быть заверена оригинальными подписями должностных лиц, уполномоченных на то приказом по организации. Счет-фактура, выставленная индивидуальным предпринимателем, должна быть заверена в соответствии с пунктам 6 статьи 169 Кодекса.
Использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью механического или иного копирования на счете-фактуре не допускается.
Согласно пункту 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующую счет-фактуру не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
При этом следует учитывать особенности условий заключения договоров поставки, учета и расчетов при отгрузке товаров (оказания услуг) в отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя, такими, как непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же покупателям электроэнергии, нефти, газа; оказание услуг электросвязи, банковских услуг; ежедневная многократная реализация в адрес одного покупателя хлеба и хлебобулочных изделий, скоропортящихся продуктов питания и т.д. В этих случаях допускается составление счетов-фактур в соответствии с условиями договора поставки, заключенного между продавцом и покупателем товаров (услуг), актами сверки осуществленных поставок и выставление счетов-фактур покупателям одновременно с платежно-расчетными документами, но не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом необходимо иметь в виду, что составление счетов-фактур и регистрация их в книге продаж должны производиться в том налоговом периоде, в котором состоялась реализация этих товаров (оказание услуг) в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения.
В ст. 176 НК РФ описывается механизм зачета (возврата) налога на добавленную стоимость в случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной с выручки от реализации. Возникшая разница будет в первую очередь направляться на уплату налога, а также пени и санкций в течение отчетного периода и трех следующих за ним месяцев. По истечении этого периода сумма, которая не была зачтена, будет возвращаться налогоплательщику по его заявлению. При нарушении налоговыми органами или органами федерального казначейства сроков возврата налога на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, будут начисляться проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Хотелось бы особое внимание уделить проблеме выбора контрагентов при совершении хозяйственных операций.
В последнее время участились случаи, когда налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обращаются в налоговые органы с документами о возмещении налога на добавленную стоимость по предприятиям и организациям, которые не существуют, так как не значатся в государственном реестре и не состоят на налоговом учете. Как правило, указанные организации находятся на значительном расстоянии от предприятий, заявляющих возмещение налога, в других субъектах России.
Налоговая инспекция, осуществляя контрольные мероприятия (встречные проверки), устанавливает факт, что закупка (поставка) и оплата товара (работ, услуг) по указанным предприятиям невозможна из-за их фактического отсутствия. Оплата по таким сделкам осуществляется с помощью наличных денежных средств, договоров перевода долга и иных схем, за исключением использования расчетных счетов несуществующих предприятий.
Лицо, заявляющее налоговые вычеты, не имеет возможности подтвердить реальность совершения сделки: как и каким образом товар доставлялся покупателю, так как отсутствуют товарно-транспортные документы, акты приема-передачи, доверенности, выданные от имени указанных предприятий и представляющие право их доверенным лицам осуществлять сделки.
Обращаем внимание руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей: при заключении договоров необходимо удостовериться в реальности существования своих контрагентов, выяснить, являются ли они плательщиками НДС, запросить данные о их государственной регистрации.
Данные факты позволят избежать отказов налоговых органов в возмещении налога на добавленную стоимость.

Начальник юридического отдела
МРИ МНС России № 2
по Кемеровской области
А.АНКУДИНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru