Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ИНФОРМАЦИЯ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.11.2003
<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 21, 01.11.2003


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 1 ноября 2003 года

<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПО НАЛОГУ НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>

Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы
налогоплательщиков

1. Порядок применения налоговых вычетов по имуществу, приобретенному по договору лизинга.

Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок бухгалтерского учета лизинговых операций определен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.97 № 15 с учетом изменений и дополнений и зависит от того, на балансе лизингодателя или лизингополучателя будет учитываться оборудование, переданное в лизинг.
В случае если договором лизинга предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в лизинг, принадлежит лизингодателю и балансодержателем имущества является лизингодатель, то у лизингополучателя стоимость данного имущества будет отражаться на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
На балансовый счет 01 "Основные средства" стоимость имущества будет принята на учет только после перехода права собственности лизингополучателю на данное имущество при условии погашения всех лизинговых платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет основных средств и (или) нематериальных активов.
Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
При этом счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету (пункт 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по имуществу подлежат налоговым вычетам при условии принятия их на учет, полной оплаты и наличия счета-фактуры.

2. Порядок применения пп. 4 п. 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации органами, входящими в систему органов государственной власти (услуги по охране собственности, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны).

Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с 01.07.02 не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Указанный порядок применяется исключительно в тех случаях, когда в Федеральных законах или законах субъектов Российской Федерации, а также в актах, принимаемых органами местного самоуправления, предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию услуг или выполнению работ с возложением на эти государственные органы (или органы самоуправления) исключительных полномочий в определенной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" одной из основных задач подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел является охрана имущества собственников.
При этом услуги по охране имущества собственников не являются исключительными полномочиями подразделений вневедомственной охраны, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной деятельности в Российской Федерации") данные услуги могут оказываться также и иными организациями, не входящими в систему органов государственной власти. Кроме того, согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 предоставлять платные услуги по обеспечению безопасности могут любые предприятия и организации.
Следовательно, услуги по охране собственности, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Примером оказания услуг госорганами, в рамках возложенных на них исключительных полномочий, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, могут служить услуги, оказываемые органами юстиции в сфере деятельности, связанной с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ними, - согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" данная регистрация возложена только на органы юстиции.

3. О документах, служащих основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету, с момента вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, с введением указанного Закона при расчетах как с физическими лицами, так и с юридическими лицами и предпринимателями при получении наличных денег за товары (работы, услуги) организация должна выдавать покупателям кассовые чеки.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога....
В соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Кассовые чеки, в которых нет данных о налогоплательщике (наименование покупателя юридического лица, назначение платежа) и не выделена отдельной строкой сумма налога на добавленную стоимость, не могут являться документами, подтверждающими уплату налога данным налогоплательщиком и основанием для налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

4. Порядок налогообложения при покупке земельного участка.

Операции по реализации земельных участков являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно статье 149 НК РФ и операций, не признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 146 НК РФ.
При этом товаром для целей налогообложения согласно пункту 3 статьи 38 НК признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Земельные участки в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ относятся к недвижимому имуществу, то есть являются товаром.
Как следует из положений статьи 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг признается передача права собственности на товары.
Следовательно, операции по реализации земельных участков, в том числе выкупаемых в процессе приватизации земель, находящихся в государственной собственности, не освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.
Плательщиком налога является лицо, выступающее в договоре купли-продажи земли продавцом, то есть Комитет по управлению госимуществом. Комитет обязан в соответствии со статьей 168 НК РФ предъявить покупателю земли налог на добавленную стоимость и уплатить его в бюджет. В счете-фактуре на реализацию налог на добавленную стоимость должен быть выделен отдельной строкой.
Организации или индивидуальные предприниматели, приобретающие в собственность земельные участки, налоговыми агентами не являются, поскольку статьей 161 НК РФ такой вид налоговых агентов не предусмотрен.
Налог, уплаченный продавцу, к вычету не принимается, поскольку на земельные участки в соответствии с пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н и пунктом 2 статьи 256 НК РФ не начисляется амортизация, то есть их стоимость не переносится на стоимость операций, признаваемых объектами налогообложения. А как следует из положений пункта 2 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

5. Порядок налогообложения при получении субсидий, дотаций, целевого бюджетного финансирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Не учитываются при определении налоговой базы бюджетные средства (субсидии), полученные предприятиями на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств. Такие средства не облагаются налогом на добавленную стоимость только в момент их зачисления на счета организаций, выполняющих целевые программы и мероприятия.
Приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услуг) и уплаченные им, принимаются к вычетам в соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ в полном объеме.

Начальник отдела косвенных налогов
УМНС России
по Кемеровской области
И.И.АНТОНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru