Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ ЦКС МНС РФ по Кемеровской области от 01.10.2003
<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСУ УПЛАТЫ НДС ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ>

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 19, 01.10.2003


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 1 октября 2003 года

<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСУ УПЛАТЫ НДС ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ>

ВОПРОС: Наша организация арендует государственное имущество. В договоре аренды сумма указана без НДС; счета-фактуры выставляются без НДС. При этом в договоре аренды содержится указание на то, что арендатор уплачивает НДС по самостоятельно оформленному счету-фактуре.
Таким образом, НДС уплачивается не за счет арендодателя, а из собственных средств арендатора, что противоречит ст. 161 НК РФ. Положения п. 3 ст. 161 НК РФ об исчислении по таким операциям НДС арендатором, выступающим в данном случае в качестве налогового агента, не соответствуют положениям п. 1 ст. 24 НК РФ. В соответствии со статьей 143 НК РФ плательщиком НДС признаются организаций и предприниматели, но не бюджеты различных уровней.
В нашем случае уплата НДС осуществляется не из доходов арендодателя, а из доходов арендатора, что не предусматривается главой 21 НК РФ. Можем ли мы оспорить исполнение обязанностей налогового агента в данном случае?
ОТВЕТ: Статьей 161 Налогового кодекса РФ определено, что в сфере деятельности по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъекта федерации и муниципального имущества налоговыми агентами признаются арендаторы этого имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов арендодателя и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Налоговая база для исчисления НДС при этом определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
Исходя из данного текста ст. 161 НК РФ определен и порядок заполнения декларации по НДС в инструкции МНС РФ, утвержденной приказом МНС РФ от 21.01.02 № БГ-3-03/25 с учетом дополнений и изменений от 06.08.2002.
Однако порядок заключения договоров регламентируется не налоговым законодательством РФ, а Гражданским кодексом РФ. В гл. 34 "Аренда" ст. 614 порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды, т.е. по соглашению сторон (ст. 420 ГК РФ).
Таким образом, ссылаясь на ст. 161 НК РФ можно внести предложение комитету по управлению имуществом об изменении договора в части порядка определения суммы арендной платы.
Однако если это не будет сделано, то и действующий текст договора не влияет на порядок исчисления налогооблагаемой базы и суммы налога на добавленную стоимость.
На наш взгляд, оспаривать исполнение обязанностей налогового агента при наличии договора аренды федерального, муниципального или имущества субъекта федерации независимо от того, как в договоре определена сумма арендной платы (с НДС или без налога) нет оснований.

Главный специалист ЦКС МНС РФ
по Кемеровской области
Е.И.ЧИСТОХИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru