Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.09.2003
<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 17, 01.09.2003


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 1 сентября 2003 года

<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО
СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ>

ВОПРОС 1: Производится ли пересчет страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплаченных нотариусом по ставке 20,6% в 1999 - 2000 годах, по более низким ставкам, введенным НК РФ с 01.01.2001 для ЕСН.
ОТВЕТ: В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 04.01.1999 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.
Пунктом 4 резолютивной части данного постановления определено, что впредь до установления законодателем нового правового регулирования рассматриваемые категории плательщиков, включая занимающихся частной практикой нотариусов, уплачивают страховые взносы в ПФР за 1999 и 2000 годы в порядке, установленном федеральными законами от 04.01.1999 № 1-ФЗ и от 20.11.1999 № 197-ФЗ о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и на 2000 годы, по тарифу 20,6 процента от заработка (дохода).
До настоящего времени законодатель не осуществил нового правового регулирования уплаты страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы.
Что касается возможности перерасчета страховых взносов, уплаченных индивидуальными предпринимателями в ПФР за 1999 и 2000 годы по ставке, установленной пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), то в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, или иным образом улучшающие их положения, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В главе 24 НК РФ, регулирующей уплату единого социального налога, указание о правомерности использования установленных ставок налога к правоотношениям 1999 и 2000 годов отсутствует.
Более того, согласно статье 31 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
С учетом изложенного, ставка, установленная пунктом 3 статьи 241 НК РФ, не может быть применена индивидуальными предпринимателями (в том числе занимающимися частной практикой нотариусами) для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы.

ВОПРОС 2: Включаются ли в состав расходов индивидуальных предпринимателей, связанных с извлечением доходов, суммы единого социального налога, при определении налоговой базы для целей исчисления единого социального налога?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, далее - НК РФ) состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения индивидуальных предпринимателей, определяется в порядке, аналогичном порядку определения затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
К указанным статьям главы 25 НК РФ относятся статьи, определяющие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в частности, статья 254 "Материальные затраты", статья 255 "Расходы на оплату труда", статьи 256 "Амортизируемое имущество", статья 260 "Расходы на ремонт основных средств", статья 263 "Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества", статья 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией".
Не включаются в состав расходов затраты, поименованные в статье 270 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.
В статье 270 НК РФ единый социальный налог не поименован.
Таким образом, данный налог включается в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при определении налоговой базы налогоплательщиков налога на прибыль.
Действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено исключение из налоговой базы по конкретному налогу за текущий, отчетный (иной) период суммы этого налога, исчисленной за предыдущие периоды времени, а также авансовые платежи по нему.
Поэтому, в частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 270 НК РФ при исчислении налога на прибыль суммы налога на прибыль не учитываются, то есть налог на прибыль не уменьшает налоговую базу налогоплательщиков налога на прибыль.
В связи с вышеизложенным, суммы единого социального налога, в том числе суммы начисленных авансовых платежей, подлежащих уплате в течение текущего налогового периода, а также суммы единого социального налога, уплаченные как по итогам истекшего налогового периода, так и авансовые платежи, уплаченные на основании налогового уведомления, при определении налоговой базы для целей исчисления единого социального налога не включаются в состав расходов, связанных с извлечением доходов, индивидуальных предпринимателей.

ВОПРОС 3: Согласно статьи 17 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 01.01.2002 в статье 241 части второй НК РФ при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы единого социального налога, подлежащей уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, превышающей 600 000 рублей, применяется ставка в размере 5 процентов.
Распространяется ли указанная норма на индивидуальных предпринимателей (в том числе частных нотариусов)?
ОТВЕТ: В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (с изменениями и дополнениями) до 1 января 2002 года в статье 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы единого социального налога, подлежащей уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, превышающий 600 тысяч рублей, применялась ставка в размере 5 процентов.
В связи с тем, что положение указанной статьи данного Закона распространяются на статью 241 НК РФ в целом, (а не только на подпункт 1 пункта 1 статьи 241 НК РФ), для индивидуальных предпринимателей (в том числе частных нотариусов), при исчислении единого социального налога (взноса) за 2001 год с суммы налоговой базы, превышающей 600 тысяч рублей, в части, подлежащей уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, следует применять ставку в размере 5 процентов.

ВОПРОС 4: Осуществляется ли зачет ЕСН в счет ЕНВД налогоплательщикам, прекратившим деятельность до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"?
ОТВЕТ: В связи с тем, что налогоплательщики, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности с 01.01.2002 не являются плательщиками ЕСН в соответствии с абзацем первым статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон № 104-ФЗ) установлено, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, подлежат зачету в счет сумм единого налога на вмененный доход, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды.
Возврат уплаченных данными налогоплательщиками в 2002 году сумм единого социального налога, а также зачет в счет других платежей, кроме единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, Федеральным законом № 104-ФЗ не предусмотрен.
Возврат на расчетный счет налогоплательщиков, а также зачет в счет других платежей, кроме единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, сумм единого социального налога, уплаченных индивидуальными предпринимателями, прекратившими свою деятельность в 2002 году до 30.08.2002, и снятыми с учета в налоговых органах до вступления в силу Федерального закона № 104-ФЗ, не производится.

ВОПРОС 5: В случае если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, то при исчислении налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 221 НК РФ "профессиональный налоговый вычет" производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Распространяется ли указанный порядок при определении налоговой базы при исчислении единого социального налога?
ОТВЕТ : В соответствии с пунктом 3 статьи 237 НК РФ (в редакции Федерального закона от 07.08.2001 № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ, в 2001 году определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в пункте 1 статьи 221 НК РФ, то есть в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон № 198-ФЗ) в главу 24 "Единый социальный налог" внесены изменения. В соответствии с пунктом 3 статьи 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
Таким образом, с вступлением в силу Федерального закона № 198-ФЗ, то есть с 2002 года, положения статьи 221 НК РФ не распространяются на индивидуальных предпринимателей, адвокатов при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

ВОПРОС 6: Подлежит ли налогообложению единым социальным налогом доход, полученный индивидуальным предпринимателем от продажи акций.
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 236 НК РФ, объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Согласно пункту 2 статьи 130 ГК РФ ценные бумаги (в том числе акции) признаются движимым имуществом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" обращением ценных бумаг является заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
Таким образом, операции по обращению ценных бумаг (в том числе акций) индивидуального предпринимателя, в свидетельстве о государственной регистрации которого указана в качестве разрешенного вида деятельности работа с ценными бумагами, относятся к его предпринимательской деятельности. Сумма доходов, полученных индивидуальным предпринимателем при работе с ценными бумагами за вычетом расходов, связанных с их извлечением, является объектом налогообложения единым социальным налогом.
Учитывая изложенное, доход индивидуального предпринимателя, полученный от реализации ценных бумаг (в том числе акций), приобретенных после постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, относится к доходам, полученным в связи; с осуществлением им предпринимательской деятельности и подлежит налогообложению единым социальным налогом.
При этом следует учитывать, что в случае получения систематического дохода от реализации ценных бумаг физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшимся в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ при исполнении обязанностей, возложенных НК РФ на указанное физическое лицо, оно не вправе ссылаться на то, что не является индивидуальным предпринимателем.

Начальник отдела
единого социального налога
УМНС РФ по Кемеровской области
С.В.ГАЙВОРОНСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru