Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ УМНС РФ по Кемеровской области от 15.06.2003
<О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ЕСН С СУММ ВЫПЛАТ, НАЧИСЛЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ В ПОЛЬЗУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН>

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 12, 15.06.2003


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 15 июня 2003 года

<О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И
ЕСН С СУММ ВЫПЛАТ, НАЧИСЛЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ В ПОЛЬЗУ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН>

ВОПРОС: В каком порядке должны начисляться и уплачиваться страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в 2000 г., а также единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2001 - 2003 г.г. с сумм выплат, начисленных работодателем в пользу иностранных граждан, зарегистрированных в паспортно-визовой службе, имеющих временную прописку и которым срок действия проживания на территории Российской Федерации ежегодно продлевается.
ОТВЕТ: Статьей 4 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют также иностранные граждане и лица без гражданства, то есть основным условием для этого является проживание на территории Российской Федерации.
Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус как постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 24.06.1981 № 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР", действовавшем в 2000 году, иностранные граждане могли постоянно проживать в СССР, если они имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в СССР, на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.
Поскольку, указанные в вопросе лица временно проживают на территории Российской Федерации и не имеют вид на жительство, следовательно, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды на выплаты таким работникам в 2000 году не начислялись.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 введен в действие единый социальный налог, зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Согласно статье 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В 2001 - 2002 г.г. в соответствии с пунктом 2 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождались от уплаты единого социального налога налогоплательщики, с подлежащих налогообложению доходов, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом. При этом условия договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Таким образом, учитывая положения статьи 4 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской федерации" (в 2001 году) и статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в 2002 году), а также статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", на выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, единый социальный налог в части федерального бюджета не начислялся.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 28.07.91 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Что касается уплаты налога в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, то Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 № 1488 утверждено "Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации". При этом пунктом 2 указанного Положения установлено, что этот документ не распространяется на иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам, то есть на них распространяется общеустановленный порядок уплаты налога.
Таким образом, налог, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования в 2001 - 2002 г.г., начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации.
На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, не начисляется.
В соответствии со статьей 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации (в 2001 году), статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ (в 2002 году) и статьями 6 и 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Из содержания указанных нормативных актов следует, что единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисляется только на оплату труда иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации.
На выплаты, производимые в пользу иностранных граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера, налог в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляется.
С 1 января 2003 г., в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", пункт 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставлявший льготу по налогообложению единым социальным налогом выплат, производимых работодателем в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, утратил силу.
Следовательно, с указанной даты выплаты в пользу данной категории граждан подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Что касается начисления работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат в пользу иностранных граждан в 2003 году, то, как было указано выше, право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, на суммы выплат, начисляемых работодателем в пользу иностранных граждан временно проживающих на территории Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2003 году не начисляются.

Пресс-служба
УМНС России
по Кемеровской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru