Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ А.Г.ТУЛЕЕВА от 27.11.2002

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасс", № 218, 29.11.2002






БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
ГУБЕРНАТОРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ А.Г.ТУЛЕЕВА

от 27 ноября 2002 года

ВЫСТУПЛЕНИЕ
на 41-й сессии Совета народных депутатов
Кемеровской области
27 ноября 2002 года

Заканчивается еще один год нашей совместной работы: можно подвести предварительные итоги уходящего 2002 года и рассмотреть жизненно важный вопрос для Кузбасса - закон Кемеровской области "Об областном бюджете на 2003 год".
Жить по бюджету - значит жить по средствам, жить по совести. Не обманывая ни себя, ни кузбассовцев принятием финансово необоснованных законов, программ, просчитывая каждый рубль, каждую копейку, которые складываются в бюджете в миллиарды. Огромна ответственность за принятие главного финансового документа области. Ведь это - деньги кузбассовцев, наших налогоплательщиков, которые вправе знать, куда и как расходуются бюджетные деньги. Поэтому главный финансовый документ трехмиллионного Кузбасса должен быть добротным, сбалансированным и социально ориентированным. Он должен учесть все возможные устойчивые доходы и предусмотреть все необходимые, разумные расходы, которые позволят повысить качество жизни наших людей.

Общие итоги социально-экономического
развития Кузбасса в 2002 году

На фоне Сибири и России Кузбасс в этом отношении выглядит неплохо. В России мы добываем более 50% каменного угля, 80% коксующегося угля, производим более 80% магистральных и 100% трамвайных рельсов, занимаем 3-е место по выплавке стали, 4-е место - по выпуску проката. В Сибирском федеральном округе по объему промышленного производства Кемеровская область по-прежнему занимает 2-е место среди 19 регионов СФО. Мы - первые по объему перевозок всеми видами транспорта, вторые - по объему розничного товарооборота и вводу социальных объектов, третьи - по привлечению инвестиций в основной капитал. Кроме того, мы формируем половину всего экспорта Западной Сибири. Вот такой весомый вклад вносит Кузбасс в экономику России и Сибири.

Промышленность
Удалось обеспечить прирост производства по сравнению с 2001 годом. На 1 ноября 2002 года выпуск продукции увеличился:
в угольной отрасли - на 2%, химической промышленности - на 9%, цветной металлургии - на 2%.
Кузбассовцы знают, какая сложная ситуация сложилась в этом году в угольной отрасли России: объемы добычи угля упали на 19 млн. тонн по сравнению с 2001 годом. Причин много. Основная - перекос в ценах на уголь и газ. На фоне этого наши угольщики продолжают наращивать объемы производства. В текущем году введены 3 новые шахты: "Ульяновская" (Новокузнецкий район), "Конюхтинская-Южная" (Кемеровский район), шахтоучасток на горном отводе разреза "Сибиргинский" (г. Мыски) и обогатительная фабрика "Красногорская" (Прокопьевский район). До конца этого года сдадим в эксплуатацию еще один разрез - ЗАО "Салек" (Прокопьевский район) и обогатительную фабрику "Бачатская - энергетическая" (Беловский район). Кроме того, создано совместное международное предприятие - разрез "Белорусский" (Беловский район). В декабре этого года отгрузим первые 50 тысяч тонн угля.
Большая работа проводится по техническому перевооружению и модернизации действующих шахт и разрезов. Общий объем инвестиций в этом году в угольную отрасль составит 8,3 млрд. рублей (в 2001-м - 8,1 млрд. рублей). В результате мощность угледобычи увеличится еще на 5 млн. тонн в год, появится около 2 тысяч новых рабочих мест. Дополнительно бюджеты всех уровней получат около 150 млн. рублей. А всего в результате принятых мер в этом году мы добудем 130 миллионов тонн угля, что на 2,3 млн. тонн больше, чем в прошлом году: Кузбасс был и остается главным угольным регионом страны.
Стабильно работает энергетический комплекс Кузбасса. Выработка электроэнергии возросла в этом году на 4%, налоговые поступления в бюджет области увеличились по сравнению с прошлым годом в 1,6 раза. В металлургической отрасли мы обеспечили стабильную работу Западно-Сибирского металлургического комбината, Кузнецкого ферросплавного, Новокузнецкого алюминиевого, Кемеровского коксохимического и Гурьевского металлургического заводов.
В течение года внедрялись в металлургическое производство современные технологии мирового уровня. В конце октября этого года на Запсибе ввели уникальную машину непрерывного литья заготовок знаменитой итальянской фирмы "Даниели" производительностью до 1,2 миллиона тонн стальной заготовки в год. Таких машин в мире всего 5. При этом на каждой тонне разлитой стали экономится около 100 килограммов металла, который раньше уходил в отходы. На Кузнецком заводе ферросплавов в июле этого года ввели единственную в России установку по выпуску микрокремнезема, получаемого из отходов производства и широко используемого в строительной индустрии. Ввели новые объекты в металлургии: современный сушильный комплекс на 100 тысяч тонн высококачественного железорудного концентрата в месяц на Мундыбашской аглофабрике, новую мартеновскую печь на старейшем металлургическом предприятии - Гурьевском металлургическом заводе.
В целом же по металлургической отрасли на техническое перевооружение, освоение новых технологий в текущем году направлено свыше 1,5 млрд. рублей, на новых мощностях создано свыше 1000 новых рабочих мест, бюджет от этого получит ежегодную прибавку в 200 млн. рублей.
В химической промышленности рост производства важнейших видов продукции в этом году по сравнению с 2001 годом составит: аммиака - на 14%, минеральных удобрений - на 23%, химических волокон - на 5%.
Сегодня практически полностью загружены производственные мощности компании "Азот", восстановлено производство анилина на ОАО "Анилинокрасочный завод" (г. Кемерово), на 20% по сравнению с прошлым годом увеличена загрузка по капролактаму и восстановлено производство комплексных нитей на ОАО "Химволокно-Амтел-Кузбасс". Сегодня это первый в России завод химического волокна, который аттестован по международной системе качества. Всего же на модернизацию и обновление основных фондов химической отрасли в текущем году направлено 250 млн. рублей, в отрасли создано дополнительно 500 рабочих мест, бюджет области получил 150 млн. рублей.
Ритмично работает железнодорожный транспорт. С начала этого года железнодорожниками перевезено свыше 147 млн. тонн грузов, что на 2% превышает уровень прошлого года. Доля грузоперевозок Кузбасса в общем объеме перевозок Западно-Сибирской железной дороги составляет 84%. Проводится реконструкция и техническое перевооружение станций Терентьевская, Берикульская, Судженская, Юрга. Полностью электрифицирован участок "Разрез - Гурьевск". Открывается новый участок железной дороги Старопестерево - Мереть, в строительство которого вложено 276 млн. рублей. Пуск этого участка позволит в 2003 году увеличить объем погрузки угля с перспективного Уральско-Караканского месторождения с 4,4 млн. тонн угля до 9. Бюджет области дополнительно получит более 6 млн. рублей.
Введен в эксплуатацию железнодорожный мост через реку Томь в районе Юрги. Приобретены и уже эксплуатируются скоростные электропоезда "Кемерово - Новосибирск" и "Новокузнецк - Междуреченск". Для предприятий автомобильного транспорта закупили 5 троллейбусов и 83 автобуса. Заключено рамочное Соглашение со шведской фирмой "Скания" на приобретение 150 комфортабельных автобусов, 5 таких автобусов уже возят кемеровчан.
Кроме того, построен новый автовокзал в Таштаголе, капитально отремонтирован автовокзал в Ленинске-Кузнецком, открыты 3 новые губернские автозаправочные станции (в Кемерове, Мысках, Белове), где наши ветераны заправляют свои автомобили бензином по ценам на 5% ниже рыночных.
В этом году после пуска в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы значительно улучшилась работа авиационного транспорта. Построен перрон для стоянки самолетов в Кемеровском аэропорту. Объем авиауслуг возрос по сравнению с прошлым годом почти вдвое. Расширена география полетов: кроме рейсов в Москву стали выполняться полеты еще в 16 городов России и в дальнее зарубежье. В 2003 году откроются рейсы в Улан-Батор, Пекин, Токио и др.

Связь
В этом году объем услуг связи достигнет 2,8 млрд. рублей, что в 1,3 раза превышает уровень 2001 года. Ускоренное развитие получили волоконно-оптические линии связи, общая протяженность которых более 1600 км. Мы установили 950 дополнительных телефонов, в том числе 340 - для инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Ввели в эксплуатацию новью радиовещательные передатчики в Анжеро-Судженске, Мысках, сегодня жители этих городов могут слушать губернский радиоканал "Кузбасс-FM". До конца 2002 года введем телевизионный передатчик губернского канала в Новокузнецке.
На строительство, реконструкцию предприятий связи в этом году вложено 440 млн. рублей.

Строительство
413 тысяч квадратных метров жилья - на 10% больше уровня прошлого года будет введено в текущем году. Более 6 тысяч семей въедут в новые квартиры. Коренным образом изменилась схема финансирования жилья. В основе ее - привлечение средств населения. Мы в Кузбассе предоставляем специальные льготные займы на строительство и приобретение жилья: на 10 лет под 6% годовых. Такие займы получили 600 семей работников бюджетной сферы на сумму 121 млн. рублей. При этом привлечено 40 миллионов рублей средств населения (30%). По данным Госстроя России, по количеству выданных займов наша область занимает первое место в Западно-Сибирском регионе и второе место в Российской Федерации. Плюс к этому фондом развития жилищного строительства выпущено векселей на сумму 8 млн. рублей.
За 2002 год 120 молодых семей у нас в области приобрели относительно недорогие квартиры. Считаю, необходимо увеличить объемы строительства не только элитного, но и социального жилья, то есть квартир общей площадью 40 - 50 квадратных метров. Такая квартира по цене более доступна и молодой семье, и семье, имеющей одного - двух детей. Этот механизм привлечения внебюджетных средств на строительство жилья надо использовать и в 2003 году.
Развивается и индивидуальное строительство. В текущем году за свой счет и с помощью кредитов 1700 семей улучшили свои жилищные условия (это 40% от общего ввода жилья). На снос ветхого и аварийного жилья нами направлено 210 млн. рублей, из них 122 млн. рублей - из областного бюджета. 1120 кузбасских семей до конца года покинут бараки и переселятся в новые квартиры.
Вопрос по ветхому и аварийному жилью я поднимал перед Президентом РФ на заседании Госсовета. По поручению В.В.Путина в федеральном бюджете на 2003 год предусмотрено 1,3 млрд. рублей на снос ветхого жилья. Кузбассу планируется выделить до 300 миллионов рублей. Мы сможем в следующем году переселить более 1000 семей!
В текущем году продолжено строительство объектов социальной сферы.

Образование
Введены 4 школы: общеобразовательная в п. Мундыбаш, школа-интернат для девочек из неблагополучных семей в г. Топки, музыкальная школа в г. Мариинске, художественная школа в п. Тисуль. Реконструированы: учебный корпус Кемеровского кадетского корпуса радиоэлектроники, спальный корпус губернской женской гимназии в п. Елыкаево.

Здравоохранение
Введена в эксплуатацию поликлиника на 150 посещений в поселке Зеленогорский. Закончена реконструкция хирургического отделения онкологического диспансера, трех операционных залов глазного отделения областной больницы, 1-й очереди межвузовской поликлиники, отделения для ветеранов войн в областном госпитале.
В строительство и реконструкцию объектов социальной сферы вложили 310 миллионов рублей.

Жилищно-коммунальное хозяйство
По объемам выполняемых работ и услуг Кузбасс - в первой пятерке среди всех регионов России. В текущем году введено в эксплуатацию 7 современных механизированных котельных. Капитально отремонтировано 60 котельных, закрыто 47 малопроизводительных котельных, заменено более 300 километров тепловых и водопроводных сетей. Это позволит не только ежегодно экономить до 1,5 тысячи тонн топлива, но и заметно улучшить экологию.
Всего из бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство израсходуем в этом году 3,2 млрд. рублей.

Дорожное строительство
В этом году построено 19 километров дорог. Это участки дорог Томск - Мариинск, Бийск - Новокузнецк. Усть-Серта - Дмитриевка, Кузедеево - Мундыбаш. Отремонтировано 330 километров дорог, 7 мостов и путепроводов. Построен новый мост в поселке Береговой Кемеровского района. На содержание и развитие дорожного хозяйства направлено 1,2 млрд. рублей.
С особой гордостью хочу отметить работу сельских тружеников. Несмотря на сложнейшие погодные условия - затяжные холодные дожди, ранние заморозки, урожай 2002 года удалось спасти! Это без преувеличения трудовой подвиг. Четвертый раз подряд наши селяне собрали более миллиона тонн зерна, вырастили 900 тысяч тонн картофеля и 146 тысяч тонн овощей.
Нынче мы делаем запас зерна в губернаторский фонд на 6 месяцев. Стоимость хлеба в нашей области - самая низкая в Сибири, такой "хлебной стабильности" нет ни в одном регионе России. Взят курс на снижение цены для учреждений социальной сферы (детских домов, школ, больниц): на 40 копеек снизили стоимость хлеба. В этом году восстановлено производство на трех птицефабриках: Сафоновская ПТФ (Прокопьевский район), Инская ПТФ (Беловский район), Снежинская ПТФ (Беловский район) и животноводческом комплексе "Чистогорский" (Новокузнецкий район).
В эти предприятия вложено 225 млн. рублей дополнительных инвестиций. Лучшие хозяйства области получили в этом году 30 посевных комплексов "Кузбасс", половина их стоимости оплачена из областного бюджета. По программе "Росагролизинг" приобрели 25 комбайнов "Енисей" и 27 современных комбайнов "Дон". Многое сделано и по поддержке личных подсобных хозяйств. Владельцам 78 таких хозяйств из областного бюджета выделили льготные ссуды для покупки скота. Активизировалась работа по выполнению программы "Сельский дом". До конца года введем на селе более 3 тысяч квадратных метров жилой площади. Это больше, чем за три предыдущих года.

Малый бизнес и предпринимательство
Набирает обороты и малый бизнес. Сегодня здесь занято 170 тысяч человек. В этом году мы приняли программу государственной поддержки малого предпринимательства на 2002 - 2004 годы. Выделили квоту в 15% для субъектов малого предпринимательства при размещении заказов для областных нужд. Профинансировано 214 проектов малого бизнеса на сумму 120 млн. рублей за счет всех источников. Пока вышли на уровень 10 процентов от общей суммы налоговых поступлений в бюджет области (1,4 миллиарда рублей). Серьезная задача - выйти к 2005 году на уровень 30% доходной части бюджета.

Социальная сфера
Стабильная работа нашей экономики позволила получить дополнительные доходы, поддержать социальную сферу, повысить уровень благосостояния кузбассовцев. Вклады населения в банках на 1 октября 2002 года составили 11 млрд. 700 млн. рублей. Реальные доходы населения области в этом году выросли на 10% против 7,7% по России.
Нашей главной задачей была и остается поддержка старшего поколения, ветеранов, инвалидов, детей из малообеспеченных семей. Сегодня почти четверть всего населения региона - ветераны. В 2002 году 145 тысяч наших земляков получают кузбасскую пенсию (в прошлом году - 140 тысяч). В губернском госпитале и его филиалах бесплатно пролечено около 38 тысяч ветеранов. В 31 губернской аптеке бесплатно выдано лекарств на 55 млн. рублей.
Активно развиваем сеть социально ориентированных магазинов - "Пенсионер", "Ветеран", "Народный гастроном", губернские рынки, где цены ниже рыночных.
В текущем году 580 ветеранов Великой Отечественной войны за счет областного бюджета получили автомобили "Ока" (в предыдущие годы вручали по 50 машин в год), 136 - квартиры. Ежемесячно получают бесплатно продуктовые наборы ветераны Великой Отечественной войны, участники военных конфликтов, инвалиды, нуждающиеся семейные студенты, многодетные семьи - всего 30 тысяч человек. 41 тысяча детей из многодетных семей ежемесячно получают денежную компенсацию на хлеб. Кроме того, по 80 килограммов овощей доставили 7 тысячам особо нуждающихся ветеранов и 3 тысячам малообеспеченных работников бюджетной сферы.
Серьезнейшая проблема в области - 17 тысяч детей - сирот. С 1 июня этого года каждому из них ежемесячно на специальный счет в банке из областного бюджета перечисляется по 100 рублей - до 18 лет. В этом году мы открыли центры реабилитации детей в Кемерове, Новокузнецке, Чебулинском районе. Такой же центр откроется в декабре и в Прокопьевске. 341 тысяча кузбасских ребятишек (95%) отдохнули этим летом в загородных лагерях, санаториях, на море.
Оказана существенная помощь органам внутренних дел: построены здание УВД в Новокузнецке, корпус Кемеровского филиала Омской Академии МВД России, здание Управления по борьбе с организованной преступностью в Кемерове, центр гостехосмотра транспорта ГИБДД, завершено внедрение автоматизированной системы "Папилон", позволяющей установить личность человека в считанные секунды. Приобрели для подразделений ГУВД области 32 автомобиля "УАЗ". Все это позволило существенно улучшить материально-техническую базу органов внутренних дел. Сотрудникам милиции области выделено бесплатно более 100 квартир. Милиционеров, командированных на Северный Кавказ, обеспечиваем всем необходимым - от продуктов и лекарств до обуви и одежды. Кроме того, оказали им материальную помощь на 2,5 млн. рублей.
С 1 января 2002 года кузбасскую пенсию в размере 1000 рублей ежемесячно получают матери, сыновья которых погибли в местах вооруженных конфликтов, с 1 августа ежемесячно по 1000 рублей получают вдовы погибших военнослужащих, а с 1 сентября ежемесячную пенсию по 1000 рублей получают дети до 18 лет, чьи отцы погибли в "горячих" точках.
Одним из важнейших приоритетов нашей работы было дальнейшее развитие образования. В 2002 году к пяти уже имеющимся губернским учебным заведениям добавились еще два - училище народных промыслов и специализированная школа-интернат для девочек из группы риска. Всего в семи губернских учебных заведениях обучаются более трех тысяч детей. Это в основном дети из малообеспеченных семей и дети-сироты.
Для перевозки детей из отдельных сельских населенных пунктов приобрели 26 автобусов. К началу нового учебного года детям из малообеспеченных семей оказана адресная помощь по приобретению одежды, учебников на 6 млн. рублей. Поддерживаем и высшую школу. Нам удалось не только сохранить, но и на 100 единиц увеличить количество бюджетных мест в вузах области. Сегодня у нас 70% студентов обучаются бесплатно. Администрация области ежегодно расширяет круг социальных льгот и выплат студентам и преподавателям. 952 студента получили личный образовательный заем - почти на 10 млн. рублей. Сохраняется и право льготного проезда на междугородном транспорте, компенсируется проезд на городском. На выплату областных стипендий лучшим студентам и аспирантам в текущем году направлено 5,6 млн. рублей, что на 840 тысяч рублей больше, чем в предыдущем.
Важным положительным результатом деятельности этой сферы является улучшение демографической ситуации в Кузбассе. В 2002 году на 7% выросла рождаемость, на 10% снизились показатели младенческой и материнской смертности. Удалось приостановить рост туберкулеза, гепатита и других социальных болезней. Увеличена сеть коек в дневных стационарах при поликлиниках. Приобретено современное лечебное и диагностическое оборудование, санитарный транспорт на 115 млн. рублей.
Я остановился на основных положительных итогах нашей работы. Можно было бы сделать больше? Конечно, можно, но не все зависело от нас. Проблемы хорошо известны - жесточайший кризис перепроизводства в металлургии, обвал цен на мировом и российском рынках черных и цветных металлов, перекосы в энергетической стратегии в сторону газа, в результате чего упал спрос на угольную продукцию, непрекращающийся рост энергетических и железнодорожных тарифов, высокий уровень износа основных производственных фондов. Проблемы в экономике еще более осложнили исполнение бюджета области 2002 года.
Только из-за налоговой реформы мы потеряли 1 млрд. 100 млн. рублей. С 1 января 2002 года коренным образом изменился порядок налогообложения прибыли - ставка налога была снижена с 24% до 16,5%, потери в бюджете по этой причине составили 200 млн. рублей. Потери от отмены правительством платежей за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и введение вместо них налога на добычу полезных ископаемых, не возместившего выпадающие доходы бюджета области в полном объеме, составили 900 млн. рублей.
Резко увеличились незапланированные расходы в связи с повышением зарплаты бюджетникам, продиктованные решениями Президента и Правительства РФ. В течение года наша область стабильно входит в десятку лучших субъектов РФ по выплате заработной платы. В 2002 году на выплату повышенной заработной платы дополнительно необходимо было 4,3 млрд. рублей. Из федерального бюджета на эти цели было выделено только 0,5 млрд. рублей. Это дополнительной нагрузкой легло на бюджет области! Мы вынуждены были на выплату заработной платы направлять до 70% собственных доходов бюджета.
Хочу особо отметить глав, ответственно подошедших к решению этого вопроса, - Н.Н.Марков (г. Березовский), А.А.Кейль (г. Гурьевск), А.Н.Наумов (г. Киселевск), В.Ю.Клочков (г. Калган), В.Н.Макута (г. Таштагол), Г.В.Дашков (Беловский район), З.Х.Алтынбаев (Ижморский район), П.Д.Косинский (Тяжинский район), П.П.Пасов (Чебулинский район), В.А.Шабанов (Яшкинский район). Однако не выполнили указание Правительства РФ и губернатора области, направляя ниже 50% собственных доходов на зарплату бюджетникам, тем самым создавая социальную напряженность, города: Новокузнецк (С.Д.Мартин), Топки (Ю.П.Грабко), Ленинск-Кузнецкий (В.К.Ермаков), Крапивинский район (В.А.Малин).
При всех сложностях нам удалось добиться главного - задолженности по заработной плате бюджетникам в Кузбассе нет! Но, с другой стороны, у нас практически не остается денег на решение многих жизненно важных проблем. Недофинансируем жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, программы регионального развития. И самое болезненное для нас - вынужденное приостановление действия ряда положений закона "Об образовании".
Отвлечение средств на выплату повышенной заработной платы привело к образованию большой кредиторской задолженности бюджета за потребленное тепло и электроэнергию. Она на 1 октября составляет 410 млн. рублей. Необходимо принять все меры по погашению этой задолженности.

Доходы
Что сделано для увеличения доходной части бюджета?
Прежде всего, усилена работа по сбору налогов. За 10 месяцев текущего года собираемость налогов в бюджет области составила 97% (в среднем по России - 90%). За счет сбора недоимки по платежам в бюджет с предприятий - должников в результате работы комиссии по мобилизации доходов за это же время пополнили бюджет области на 830 млн. рублей. В этом году провели инвентаризацию государственной собственности, увеличили ставки арендной платы за ее использование, занимались продажей акций и объектов недвижимости. В результате этого в областной бюджет до конца года поступит 170 млн. рублей. В итоге мы увеличили доходную часть бюджета на 13%. В 2002 году получим 14,7 млрд. рублей собственных доходов при запланированных 14,2 млрд. рублей. Кроме того, на программные мероприятия до конца года область получит около 800 млн. рублей из федерального бюджета.
Активно проводилась работа в 2002 году по наполнению доходами местных бюджетов в городах Мариинске, Тайге. Междуреченске, Таштаголе, в Беловском, Гурьевском, Промышленновском, Яшкинском районах. Хуже всех по сбору налогов и доходов от муниципальной собственности работали в этом году города Прокопьевск, Гурьевск, Калган, Топкинский, Тяжинский районы. Необходимы жесткие адресные меры по провалам в мобилизации доходов в местные бюджеты!

Расходы
В 2002 году проводилась работа и по снижению расходов бюджета: сократили на 20% аппарат администрации области, городов и районов, только за счет сокращения областного аппарата сэкономили 27 млн. рублей и все деньги направили на погашение задолженности по детским пособиям. Провели референдумы и объединили 4 территории (Топки и Топкинский район, Мариинск и Мариинский район). Общая экономия от организации мер по сокращению аппарата составила 300 млн. рублей.
За последние 3 года долги по детским пособиям сумели сократить более чем вдвое - с 814 млн. рублей до 381. Государство сняло с себя обязательство по погашению задолженности по детским пособиям, а мы сознательно платим накопленные за ряд лет долги.
Основная доля расходов приходится на образовательные учреждения. В этом году из средств бюджета мы израсходуем почти 7 млрд. рублей, из них более половины - на выплату заработной платы. На содержание 7 губернских учебных заведений 65 млн. рублей (в прошлом году - 34 млн.). На нужды здравоохранения области выделим 3,4 млрд. рублей (рост к 2001 году - 1,2 млрд. рублей). На социальную поддержку ветеранов - 570 млн. рублей, инвалидов - свыше 185 млн. рублей. Общие расходы бюджета области за 2002 год достигнут 22 млрд. рублей при запланированных 21,5 млрд. рублей.

Приоритетные направления бюджетной политики
и основные параметры областного бюджета на 2003 год

2003 год для Кузбасса - особый, юбилейный. Кемеровской области исполняется 60 лет! Кроме того, это еще и год выборов. Пройдут выборы депутатов областного Совета, в 19 территориях - депутатов мастных Советов, глав 11 территорий. В декабре - выборы депутатов Госдумы. Для бюджета это дополнительные нагрузка и расходы. кроме того, мы должны рассматривать бюджет 2003 года уже с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения, чтобы эффективно осуществлять адресную социальную политику.

С какими сложностями мы сталкиваемся при формировании бюджета на 2003 год?
На 2003 год приходится пик платежей по внешнему долгу России - более 17 млрд. долларов США. В результате федеральный бюджет доставлен с профицитом за счет бюджетов большинства регионов, которые остались несбалансированными, имеющими дефицит. Бюджет Кузбасса - не исключение, он составлен с предельным дефицитом - 14,9% (предел 15%). Не в нашу пользу и новые изменения налогового законодательства в 2003 году. Правительством отменяются налоги на пользователей автомобильных дорог, на покупку иностранных денежных знаков. Из-за этого весь бюджет области потерял 2,4 млрд. рублей в доходах. Из этой суммы правительство компенсирует нам только 1 млрд. рублей.
За счет чего?
ПЕРВОЕ. Бюджетам субъектов Российской Федерации передано 60 процентов акцизов на нефтепродукты. Это новый вид налога для Кузбасса. Если соберем, получим 452 млн. рублей. Опыта работы с этим налогом у нас нет. Обращаюсь к руководителям организаций, которые торгуют нефтепродуктами. Вы живете и работаете в Кузбассе. Пользуетесь благами, которые создаются трудом всех кузбассовцев. Здесь вы получаете прибыль и доходы. Проявите сознательность: не затягивая, переходите на акцизные платежи.

ВТОРОЕ. С 1 января 2003 года передается из федерального бюджета в бюджеты регионов дополнительно 1,5 процента ставки налога на прибыль. Это составит около 200 млн. рублей в год.

ТРЕТЬЕ. С 2003 года земельный налог и арендная плата за землю будут полностью поступать в бюджет области, это еще 300 млн. рублей. Следующие особенности: с октября 2003 года будут введены отраслевые тарифные сетки по оплате труда с одновременным повышением зарплаты бюджетникам в среднем на одну треть. Не исключено, что нам опять предстоит выполнять это решение за счет собственных доходов! Для чего надо найти дополнительно около одного миллиарда рублей. С учетом новых налоговых изменений мы планируем получить собственных доходов в консолидированный бюджет области в 2003 году 16,6 млрд. рублей. Рост к 2002 году - 2 млрд. рублей. В областной бюджет в 2003 году поступит 8,6 млрд. рублей собственных доходов, рост составит 16% к 2002 году.

За счет чего планируем основные поступления в бюджет?
За счет налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, платежей за пользование природными ресурсами, налога на имущество предприятий, акциза на ликероводочную продукцию и спирт. В территориальный дорожный фонд поступит 1,8 млрд. рублей.
Из федерального бюджета область получит в 2003 году 1,6 млрд. рублей. Таким образом, за счет всех источников мы планируем в 2003 году получить доходов в областной бюджет в сумме 13,4 млрд. рублей.

На что будут направлены бюджетные средства 2003 года?
Общая сумма расходов в проекте областного бюджета составляет почти 15 млрд. рублей. Дефицит бюджета составит 14,9%, т.е. расходы превышают доходы на 1,6 млрд. рублей. На социальную сферу направим 3,9 млрд. рублей, что на 44% больше, чем в 2002 году. Значительная часть этих расходов (800 млн. дублей) пойдет на реализацию Закона РФ "О ветеранах" и на детей.
Организацией Объединенных Наций 2003 год объявлен годом инвалидов. В этой связи мы в ближайшее время внесем на рассмотрение депутатов целевую региональную программу социальной поддержки инвалидов. В следующем году на реализацию мероприятий по их поддержке будет направлено свыше 108 млн. рублей.
На 2003 год сохраняются все действующие льготы для ветеранов и детей, инвалидов, малообеспеченных семей, студентов.
Другим важнейшим направлением бюджетных расходов является образование, на которое в 2003 году направим около 1,2 млрд. рублей. Это на 34% больше, чем в 2002 году.
На здравоохранение планируем выделить 768 млн. рублей, что на 7% больше, чем в 2002 году.
На государственную поддержку агропромышленного комплекса в 2003 году предусмотрено 277 млн. рублей (в 2002 году - 304 млн. руб.)
Другим важным приоритетом остается начатая в 2001 году активная жилищная политика. Строительство нового жилья - это основа благополучия каждой семьи. В будущем году мы продолжим предоставление долгосрочных займов и безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья для работников бюджетной сферы.
В сравнении с отчетным годом расходы бюджета в 2003 году на эти цели увеличатся на 25% и составят 95 млн. рублей.
На реализацию региональных целевых программ в 2003 году мы планируем направить 830 млн. рублей.
Если в целом рассмотреть расходную часть бюджета 2003 года, можно отметить, что объемы финансирования по основным видам расходов спланированы с ростом.
Чтобы выполнить все намеченное, предстоит усилить работу по максимальной мобилизации наших внутренних резервов. Главный из них - это обеспечение стабильной работы базовых отраслей.
Удалось добиться создания рабочей группы Госсовета по проблемам развития угольной отрасли, которые были рассмотрены на выездном заседании Президиума Госсовета в г. Междуреченске под председательством Президента России В.В.Путина. По итогам Госсовета Президент РФ дал 21 поручение российскому правительству, которые оперативно выполняются.
1. Принято принципиальное решение о дальнейшем развитии угольной отрасли, увеличении доли угля в топливно-энергетическом балансе страны и росте его добычи. В соответствии с новой энергетической стратегией России к 2020 году добыча угля в России должна достичь 450 млн. тонн. По подсчетам наших специалистов, к 2005 году шахты и разрезы Кузбасса увеличат добычу до 150 млн.тонн угля в год. Это на 20 млн. тонн угля больше, чем добудем в этом году.
Прирост планируем за счет освоения новых крупнейших месторождений (Уропско-Караканского), Соколовско-Ерунаковского и Талдинского).
2. Выполнено поручение Президента РФ, которое он дал Министерству природных ресурсов РФ. Совместно с этим министерством мы подготовили Программу лицензирования участков недр для перспективного строительства новых шахт и разрезов в Кузбассе. Подписали перечень первоочередных участков для проведения аукционов на право пользования недрами в области в 2002 году. И уже до конца текущего года будут подготовлены условия для проведения аукционов на получение 37 участков недр на строительство новых и реконструкцию действующих угольных месторождений. Мы уже точно знаем, где, на каких конкретно участках будут строиться новые шахты и разрезы. А это - новые рабочие места, дополнительные доходы.
3. В стадии решения находится поручение Президента правительству до января 2003 года решить вопрос о мерах по выводу на ФОРЭМ (федеральный оптовый рынок энергии и мощностей угольных тепловых станций Западной и Восточной Сибири. Для этого в России будут строиться системы дальних электропередач Сибирь - Урал - Центр. Что нам это даст? Откроет возможность для сибирских электростанций, которые работают на нашем, кузбасском угле, продавать свою энергию на федеральном рынке. Естественно, вырастет и спрос на наши энергетические угли и их цена. В перспективе это означает, что уголь постепенно будет переходить из разряда топливного сырья в более дорогой товар - в электроэнергию.
4. Мы также добились в Минэнерго России принятия решения о сокращении экспорта угля из Казахстана на 7 миллионов тонн в 2003 году. Это также повысит востребованность нашего угля. Соответственно будет больше поступлений в бюджет.
5. МПС России приняло окончательное решение (в сентябре 2002) о выделении средств на развитие транспортного узла в городе Усть-Луга Ленинградской области. В этом морском порту строится угольный терминал, через который уголь будет отгружаться на экспорт. А это - выход на германский рынок. На его строительство планируется выделить из федерального бюджета 250 млн. рублей. Выгода очевидна - чем мощнее терминал, тем мы больше отгрузим угля.
6. Коллегия МПС России в сентябре рассмотрела вопрос о введении сезонных тарифов на перевозку энергетических углей. Летом тарифы будут ниже. Это позволит нашим предприятиям работать ритмично в течение всего года, увеличить сбыт, сделать кузбасский уголь конкурентоспособным.
7. 14 октября мы утвердили вместе с коллегией Западно-Сибирской железной дороги Программу развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период 2002 - 2005 г.г. Программой предусмотрено вложить 5,2 млрд. рублей инвестиций в развитие внешнего и внутреннего железнодорожного транспорта (4 млрд. рублей вложит МПС, 1,2 млрд. - угольные компании). Реализация этой Программы позволит увеличить пропускную способность, бесперебойно вывозить в 2005 году 150 млн. тонн угля в год.
Мы продолжим работу по выводу из тяжелейшего кризиса другой нашей базовой отрасли - металлургической. С удовлетворением хочу отметить, что наши предложения нашли отражение в Концепции стратегического развития металлургической промышленности России, которая была рассмотрена на заседании Правительства РФ 16 мая этого года. В частности, в соответствии с этими предложениями Правительством отменена экспортная пошлина для российских металлургических предприятий и наоборот, введена антидемпинговая пошлина для Украины и Казахстана. Тем самым увеличиваем объемы поставок нашего металла на внутренний и внешний рынок. А значит, увеличится прибыль металлургических предприятий, пополнятся областной и местные бюджеты.
С 1 января 2002 года проведена структурная перестройка Кузнецкого металлургического комбината. Мы вместе с руководством комбината, руководством компании "Евразхолдинг", профсоюзом, с ветеранами комбината, выбрали наиболее рациональный вариант реформирования с точки зрения защиты коллектива. В результате созданы и стабильно работают 9 новых предприятий, имеющих хорошую перспективу. На них перевели практически весь трудовой коллектив (30 тысяч человек). Здесь (ООО "Рельсы КМК") мы полностью перешли на производство рельсов из электростали взамен мартеновской, что позволило значительно повысить их конкурентоспособность. Сегодня наши рельсы удостоены международного сертификата качества. Кроме того, разработана Программа создания новых рабочих мест на металлургических предприятиях Новокузнецка. Она предусматривает создание до 2005 года около 100 новых малых предприятий, что даст дополнительно 9,5 тысячи рабочих мест. Особое внимание мы уделяем вопросам ускоренной реконструкции и модернизации основного производства, внедрению прогрессивных технологий. Тем более, что Китай, куда мы направляем до 70% всего экспорта металлопроката, к 2005 году вводит четыре новых металлургических завода, подобных Запсибу. Реализуемая Программа стратегического развития КМК на период до 2010 года предусматривает строительство еще трех новых машин непрерывной разливки стали, внедрение автоматизированной системы управления комбинатом, проведение реконструкции коксохимического производства. Ее общая стоимость - 850 млн. долларов.
Предметно занимаемся выводом из глубокого кризиса Юргинского машиностроительного завода: заменили прежнее руководство, ввели внешнее управление, в августе приступила к работе новая управляющая команда - финансово-промышленная группа "АНГРАМ-ГРУПП". И уже в октябре она направила на поддержание производства и выплату задолженности по заработной плате работникам этого завода 50 млн. рублей. Вместе с новой командой разработали мероприятия по реорганизации этого завода - предусматривается создание мобильных самостоятельных предприятий, объединенных в единый холдинг (по опыту КМК). Уже в 2003 году планируем организовать на заводе производство гидромоторов для "БелАЗов", выпуск современных кранов малой грузоподъемности, которые сегодня пользуются спросом.
Важным резервом пополнения бюджета является загрузка наших предприятий машиностроения и легкой промышленности. К сожалению, сегодня 80% горно-шахтного оборудования завозится из-за пределов области. Хотя такую технику (механизированные комплексы, очистные комбайны, конвейеры) мы можем производить у себя. Особенно злоупотребляют этим угольные компании "Южный Кузбасс" (В.А.Беккер), шахта "Заречная" (В.П.Зубарев), которые размещают заказы по ленточным конвейерам, механизированным комплексам за пределами нашей области. Только за 10 месяцев этого года они увели из Кузбасса почти 200 млн. рублей. А это квартальная программа Юргинского машзавода. В то же время ОАО "Кузбассэнерго" (С.Н.Михайлов), ОАО "Шахта "Распадская" (Г.И.Козовой), ОАО "Кокс" (С.М.Дьяков) в этом году заказали для своих рабочих всю спецодежду в Москве, Иванове, Удмуртии. Тем самым из Кузбасса ушли заказы на общую сумму более 30 млн. рублей. А это годовая загрузка такого предприятия, как кемеровская швейная фабрика "Томь". Сейчас годовая потребность всех отраслей промышленности и транспорта Кузбасса в одной спецодежде составляет 600 млн. рублей. А наши предприятия легкой промышленности получили заказов в этом году всего на 60 млн. рублей. Их загрузка составляет 10 - 15%. Вот и получается, что мы создаем рабочие места и кормим иностранные компании и предприятия других регионов. А наши машиностроители и швейники сидят без работы.
Я считаю, что названные руководители не живут заботами Кузбасса и личный денежный интерес ставят выше проблем и бед наших людей. Такое отношение к делу просто недопустимо.
Мы должны сделать все зависящее от нас, чтобы обеспечить работой кузбасские предприятия. Если загрузим их хотя бы на 50 процентов от проектной мощности, то создадим еще минимум 15 тысяч рабочих мест. А бюджет дополнительно получит около 500 млн. рублей в год.
Сегодня наша область теряет и на том, что ввозит сотни наименований таких товаров народного потребления, которые с успехом можем производить у себя. Это канцтовары, бумажная упаковка, фурнитура, одноразовые шприцы, чипсы, турецкие гвозди и китайские скрепки. Неужели все это мы не можем производить в Кузбассе? Только за 10 месяцев этого года кузбассовцы на покупку потребительских товаров потратили около 60 млрд. рублей, из них 48 млрд. рублей (80%) - на привозную продукцию. Вот где широкое поле деятельности для наших промышленных предприятий малого бизнеса и фермерства.
Прошу уважаемых глав городов и районов и депутатов провести специальные коллегии, сессии, детально проанализировать, что вы завозите, что можно производить у себя на месте.
Одним из мощнейших источников являются неналоговые доходы. В 2002 г. ожидаемые общие доходы областного бюджета от распоряжения имуществом составят 1 млрд. руб., или 10% от суммы общих доходов региона. В среднем по России доходы от распоряжения имуществом составляют около 7% от бюджета, в частности в Новосибирской области эта цифра составляет 6,3%. Львиная доля - 70% в общей сумме составляют доходы от продажи и аренды земли, остальная часть - от управления недвижимостью. С введением нового Земельного кодекса доходы от аренды и продажи земли, земельный налог стали мощным источником пополнения бюджета. Но с этим резервом еще нужно работать - деньги не трава, сами на земле не растут.
В консолидированный бюджет области за год поступит 1,6 млрд. рублей от продажи и аренды земли, в том числе в областной бюджет 700 млн. рублей. По сравнению с 2001 годом - рост в 7 раз. За этой цифрой стоит грамотная и оперативная работа комитета по управлению госимуществом во главе с его председателем А.Г.Кытмановым.
Серьезная работа по организации выкупа земельных участков проведена в г. Ленинске-Кузнецком (глава В.К. Ермаков). Особая благодарность главе г. Новокузнецка С.Д.Мартину - 80% от всей суммы поступило от продажи земли в Новокузнецке. Остальные города, несмотря на неоднократные совещания, этой работой не занимаются, результата нет, нет заявок на выкуп.
Другой источник дохода - арендная плата за землю. За 10 месяцев текущего года поступило арендной платы в консолидированный бюджет 470 млн. рублей, в том числе в областной бюджет 162 млн. руб., что в 3,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Практически все города и районы области увеличили поступление арендной платы за землю в два раза и более. Необходимо отметить Междуреченск - поступления арендной платы увеличились в 8,6 раза. В г. Кемерово поступление увеличено в 2,7 раза. Вместе с тем считаю, что потенциал города не раскрыт окончательно ни по аренде, ни по продаже земли из-за нежелания города увеличивать ставки арендной платы. Администрация города Новокузнецка не обеспечила двукратного повышения платежей, прирост к уровню прошлого года составил только 70%. Из рук вон плохо работает в этом отношении администрация городов Мариинска и Прокопьевска - собрали практически на уровне прошлого года. В Мариинске причина - сохранение прежних ставок арендной платы без увеличения. Сколько начисляли арендной платы в прошлом году, столько и сейчас насчитывают. А ведь был федеральный закон об индексации ставок в два раза, на совещаниях неоднократно об этом говорили.
В Прокопьевске другая причина - поздно перешли на ежемесячный срок внесения арендной платы за землю. Основная часть договоров заключена со сроком уплаты - ежеквартально. Поэтому окончательные выводы о сборе аренды будут сделаны по итогам года. Получается, что основными причинами низкого сбора арендной платы за землю являются неисполнение вовремя рекомендаций областного центра, увеличение количества предприятий - банкротов.
Существенным резервом повышения доходов является взыскание задолженности по арендной плате за землю. В целом в настоящее время в судах рассматривается 100 исков на сумму 151 млн. руб., это в 17 раз больше, чем в прошлом году. Тем не менее долги взысканы не полностью. С начала года задолженность увеличилась почти в два раза и составляет порядка 400 млн.руб. 60 процентов долгов приходится на город Новокузнецк (243 млн. руб.), также значительная задолженность в городах Прокопьевске (47 млн. руб.) и Киселевске (27 млн. руб.).
Не во всех городах работа по взысканию долгов ведется на должном уровне. Так, Белове при задолженности по арендной плате 7,5 млн. руб. направило претензий на сумму 3 млн. руб. и исков предъявило на 500 тыс. руб. Мариинску арендаторы земли должны 3 млн. руб., а от администрации претензии на сумму 144 тыс. руб., что составляет 0,5% от общей суммы задолженности.
Есть и положительные примеры. Большое спасибо надо сказать главе города Мыски (Ю.А.Торопов). На сегодняшний день это единственный город Кузбасса, в котором нет задолженности по арендной плате за землю.
В 2003 году планируется получить в консолидированный бюджет от продажи и аренды земли порядка 1,3 млрд. руб. Чтобы получить эти доходы, необходимо провести серьезную работу: во-первых, пересмотреть ставки арендной платы за землю. Для этого нужно грамотно разработать методики расчета аренды. Ставки арендной платы установить предметное учетом экономического положения предприятий. Во-вторых, наладить в городах претензионно-исковую работу. По итогам либо списать, либо взыскать долги. В третьих, провести разграничение собственности на землю, создать областной и муниципальный фонды земель.
Уважаемые главы! Необходимо кардинально изменить наш подход к муниципальному хозяйству и работе муниципальных предприятий, чтобы увеличить долю неналоговых доходов. Надо учиться у американцев. К примеру, в американских городах доля неналоговых доходов в среднем составляет 70 - 75%. И она постоянно растет за счет эффективной продажи муниципальной собственности, развития муниципальных предприятий, сборов за муниципальные услуги (образование и здравоохранение, дороги, стоянки и парковки, оздоровительные центры, центры досуга), доходов от коммунальных услуг.
А у нас по области доля неналоговых доходов территорий составляет лишь 13%. О чем это говорит? Наше муниципальное хозяйство вместо того, чтобы давать доходы, "проедает" бюджет. Кстати, в областном бюджете на 2003 год мы предусматриваем несколько миллионов рублей для стимулирования экономического развития городов и районов. Победители будут определяться по результатам комплексной оценки. В следующем году эту линию мы должны выдержать.
Еще раз обращаюсь к главам городов и районов: мы в этом году пошли на серьезный шаг - отменили налог с продаж. Это позволяет вам на местах ввести свои местные налоги и сборы (сбор на уборку территорий, сбор за право торговли) и укрепить ваши бюджеты. По нашим расчетам, в случае, если вы воспользуетесь этим правом продуманно, местные бюджеты получат дополнительно до 1 млрд. рублей в год.
Крупным резервом повышения доходов по-прежнему остается сбор долгов по налогам в бюджет области. Сегодня недоимка по платежам в бюджет области составляет почти 1,8 млрд. рублей. Злостные неплательщики: ОАО "Шахта "Новокузнецкая" - 53,4 млн. рублей, ОАО "Химпром" - 47,1 млн. рублей, ПО ФГУП "Прогресс" - 72,6 млн. рублей.
Хочу обратиться к нерадивым руководителям предприятий - должников: заплатить долги вам все равно придется! Налоговым органам даны указания применять самые жесткие санкции. Кроме того, на злостных неплательщиков мы будем передавать материалы в Генеральную прокуратуру России для привлечения к уголовной ответственности.
Главы городов и районов! Прошу вас обратить внимание на необходимость более гибкой и инициативной работы с должниками. Если нельзя взыскать задолженность деньгами - забирайте в счет погашения долгов собственность предприятий. К примеру, объединение "Кузбассуголь" находится в сложном положении, а долгов у него - более 400 млн. рублей. Но в собственности имеется современный кирпичный завод (в г. Ленинск-Кузнецкий), который прибыльно работает. Я дал задание моим заместителям В.П.Мазикину и А.Г.Кытманову забрать этот завод в областную собственность. Таким образом, мы не только уменьшим недоимку, но и прирастим неналоговые доходы. В конце концов, эту собственность можно выгодно продать.
Отдельно хочу остановиться на долгах по зарплате. В реальном секторе экономики они сегодня составляют около 1,3 млрд. рублей. Соответственно задолженность в бюджет по подоходному налогу - около 170 млн. рублей (13% от 1,3 млрд. рублей). А этот налог - наш с вами, он полностью идет в областной и местные бюджеты. Мы совместно с профсоюзами в октябре - ноябре провели месячник "Зарплата без долгов". Под таким девизом должен пройти и весь 2003 год! Спрашивать с руководителей предприятий, задолжавших зарплату работникам, надо жестко - вплоть до отстранения от работы и заведения уголовных дел (кстати, все эти руководители зарплату получают вовремя)! Заслушивать их на сессиях, вызывать на комиссии по мобилизации доходов, принимать все меры, но долгов по зарплате не должно быть. Это и в интересах населения, и в интересах бюджета.
Теперь о другом нашем резерве - об экономии расходов. Наша с вами задача - жесточайшая экономия бюджетных средств. Без конца говорим о том, что бюджет у нас напряженный. А деньгам счета не ведем. Содержим раздутые штаты бюджетных учреждений. Платим за медицинскую страховку "мертвых душ". В Анжеро-Судженске на 460 умерших в течение полугода начислялись страховые взносы из бюджетных средств на "лечение" в фонд ОМС. Аналогичный пример и в Междуреченске. Здоровье, настроение и работоспособность во многом определяются бытовыми условиями - от того, в каких условиях человек рождается, живет и покидает этот мир.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это среда нашего обитания. Самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг при нищете большей части граждан - это пустой лозунг. Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна быть принята и доступна всем и каждому. Каждый житель должен знать, что происходит, и за что он, в конечном итоге, должен платить.
Жилищно-коммунальные услуги - это тот же товар, но товар специфический. Выбирать не приходится - монополия, рынок услуг отсутствует. В этом и состоит суть реформ: создать здоровую конкуренцию в сфере управления жилищным фондом, в сфере производства коммунальных услуг. Жилищно-коммунальная отрасль должна служить народу, создавать удобства и комфортность проживания. В оплате за любые услуги основной принцип - справедливость. Обеспечение социальных гарантий льготным категориям граждан и малоимущим слоям населения - это основа государственной жилищной политики. Переход от дотирования жилищно-коммунального хозяйства к адресной социальной помощи населению, имеющему низкие доходы, - цель проводимых реформ. Жилищно-коммунальное хозяйство - это такая же сфера экономики, как промышленность и торговля. Затраты на производство коммунальных услуг должны быть экономически обоснованными, а не являться прикрытием для выжимания средств у населения.
Производственно-хозяйственная деятельность в сфере производства коммунальных услуг должна приносить доход. И прежде всего являться не расходной, а доходной частью бюджета. Все коммунальные предприятия должны платить налоги, а не ждать подачки от бюджета. Глядя правде в глаза, на сегодняшний день ситуация такова: мы отапливаем улицу, не имея при этом элементарного учета тепла и воды. Нельзя наладить коммунальное хозяйство, не устранив течи в крышах и потери на сетях, не поставив приборы учета, не соблюдая элементарный порядок в собственных подъездах. Последние проверки в городах Ленинске-Кузнецком (В.К.Ермаков), Анжеро-Судженске (и. о. А.В.Готфрид). Новокузнецке (С.Д.Мартин) показали и нецелевое использование бюджетных средств, и огромные потери воды и тепла в сетях, доходящие до 20%, и воровство неохраняемого угля с муниципальных котельных.
Поэтому главная задача для нас - это сокращение непроизводительных расходов на предприятиях ЖКХ, повышение качества учета и контроля за их хозяйственной деятельностью. Только за счет жесткой экономии можно сберечь порядка 15 - 20% бюджетных средств. А раз можем - значит, будем требовать выполнения этих мер!
Постоянно растущие тарифы на электроэнергию сделали наши промышленные предприятия, организации бюджетной сферы и ЖКХ заложниками РАО ЕЭС. Я об этом уже не раз говорил - надо уходить от большой энергетики. Сегодня мы уже начинаем строительство собственной электростанции в киселевской холдинговой компании "Соколовская", где будет создан целый энерготехнологический комплекс. Это и обогатительные установки, и теплоэлектростанции. При этом увеличится объем потребляемого угля у себя в Кузбассе. Из-за близости шахт и разрезов на 15 - 20% будет дешевле электроэнергия. Кроме того, мы имеем в коммунальной энергетике дополнительные мощности, которые позволяют уже сегодня на базе отдельных котельных создать собственные электростанции по выработке электроэнергии. Мы начали эту работу совместно с ОАО "Кузбасская топливная компания" на базе Анжерской ТЭЦ. Тарифы на электроэнергию на мини-теплостанциях в три раза ниже, чем в "Кузбассэнерго". На очереди реконструкция еще 16 котельных в городах Березовский, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск и т.д.
2003 год у нас пройдет под знаком закрытия "допотопных" и высокозатратных котельных. Будут закрыты 43 котельные (г. Кемерово, г. Мариинск, Крапивинский район). Только за один год экономия составит более 3 тысяч тонн условного топлива. Снизятся затраты и себестоимость производства тепловой энергии на 20%. Мы много говорим об энергосбережении. Действует областная программа, определены источники, созданы структуры, отвечающие за ее реализацию. Но это направление пока не стало для нас приоритетным.
Сегодня наш жилой фонд оснащен приборами учета тепла всего на 6%, холодной воды - на 26%, горячей воды - на 20%. В учреждениях бюджетной сферы эти показатели еще ниже. А между тем известно, что один вложенный рубль в мероприятия по энергосбережению очень быстро окупается и приносит прибыль. Например, в этом году смонтировано 20 пунктов учета тепловой энергии и 6 узлов с погодным регулированием. Благодаря этому экономия только за первое полугодие составила 10,5 миллиона рублей. Выгодно? Конечно, выгодно! В 2003 году работа по внедрению энергосберегающих технологий должна стать главной для всей бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимо очень внимательно проработать вопрос введения двухуровневого тарифа на электроэнергию. Установление дифференцированных тарифов по времени суток (дневных - ночных) позволяет не только сбалансировать нагрузку на энергосистему, но и снизить затраты промышленных, коммунальных предприятий, сэкономить бюджетные средства.

Уважаемые кузбассовцы!
Совместными усилиями мы достигли определенных успехов, и нам сегодня есть чем гордиться. Это общие достижения всех кузбассовцев, глав городов и районов, руководителей предприятий всех форм собственности. Особая благодарность - депутатам областного Совета за плодотворную законодательную деятельность. За 10 месяцев этого года они приняли более 70 важнейших для Кузбасса законов, таких как: "О земле", "Об отмене налога с продаж", "О транспортном налоге" и другие. Эти законы позволили увеличить доходы, снизить расходы бюджета, снять социальную напряженность и обеспечить дальнейшее развитие экономики Кузбасса.
Впереди у нас много задач и проблем по дальнейшему благосостоянию кузбассовцев. Уверен, что все намеченное мы достойно выполним. Слишком велика планка нашей моральной ответственности перед людьми.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru