Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Юргинского городского Совета народных депутатов от 30.10.2002 № 222
"О ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ"

Официальная публикация в СМИ:
"Резонанс", № 137 - 138, 28 - 30.11.2002






ЮРГИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2002 г. № 222

О ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ

Рассмотрев представленные программы, городской Совет народных депутатов постановляет:

1. Утвердить программы:
- "Сибирь. Мост культуры";
- "Музей и дети: путь к духовному развитию";
- "Развитие оздоровительных лагерей "Салют", "Дружба" (на 2003 - 2004 годы" согласно приложениям № 1, 2, 3.
2. Финансовому отделу предусмотреть расходы по данным программам при формировании бюджета на соответствующий год.

Председатель городского
Совета народных депутатов
В.И.ТРЕТЬЯКОВ





Приложение № 1
к постановлению
Юргинского городского
Совета народных депутатов
от 30 октября 2002 г. № 222

ПАСПОРТ
городской целевой программы

1. Наименование программы: "Сибирь. Мост культуры"

2. Муниципальный заказчик: Администрация г. Юрги.
Руководитель программы: Ляпин Н.Я., заместитель Главы города по социальным вопросам.

3. Разработчик программы: Дондерфер Н.И., директор музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока.

4. Цель программы: организовать событие, способствующее культурной интеграции сибирских регионов и развитию традиционного искусства сибирского народонаселения.
Задачи:
- собрать и представить в единой экспозиции детские творческие произведения, отражающие многообразие форм художественной культуры в Сибири и их мировоззренческое единство;
- активизировать интерес к изучению и пропаганде народных традиций в искусстве;
- содействовать межнациональной и межрегиональной интеграции, укреплению самосознания сибирского социума как целостного многонационального образования;
- пополнить коллекцию произведений творчества детей разных народов Сибири, представляющих информационно-художественную ценность.

5. Сроки реализации программы: с 01.11.02 по 01.11.03.
Основные этапы реализации программы:
- разработка, издание Положения о конкурсной выставке и фестивале детского искусства;
- информация о проекте, коммуникация с центрами народного искусства и детского творчества в регионах Сибири;
- организация отбора работ для Всесибирской выставки, оформление работ и экспозиции;
- формирование программы фестиваля детского искусства и программы пресс-конференции;
- организация работы жюри конкурса детского творчества;
- открытие Всесибирской конкурсной выставки, фестиваля детского искусства, организация пресс-конференции и "круглого стола" с участием представителей разных регионов Сибири;
- награждение по итогам Всесибирского конкурса.

6. Основные мероприятия программы, их исполнители:
6.1. Всесибирская выставка детского художественного творчества "Искусство Сибири: традиции и современность"
Исполнители: Дондерфер Н.И. - директор музея, Евграшина О.А. - научный сотрудник экспозиционно-выставочной работы, Дроздецкая Т.М. - научный сотрудник по учету и хранению фондов, художник-оформитель.
6.2. Конкурс детского художественного творчества "Искусство моего народа"
Исполнители: Дондерфер Н.И. - директор музея, жюри с участием искусствоведов и художников г.г. Юрги, Кемерова, Томска.
6.3. Фестиваль детского искусства с участием детских народных и фольклорно-этнографических коллективов
Исполнители: Дондерфер Н.И. - директор музея, Бельбас Л.В. и Бельбас О.В. - научные сотрудники по экскурсионно-массовой работе.

7. Объемы и источники финансирования:

   ----T-------------------T--------T------------------------------------------¬

¦№ N¦Наименование статьи¦ Общая ¦ В том числе ¦
¦п/п¦ ¦ сумма +---------T-----------T-----------T--------+
¦ ¦ ¦расходов¦фед. бюд.¦ обл. бюд. ¦местн. бюд.¦внебюдж.¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ ¦(Кем. обл.)¦ ¦источн. ¦
L---+-------------------+--------+---------+-----------+-----------+---------

1. Оборудование 88500 88500 - - -
2. Административные
и прочие расходы 172000 74000 15000 65000 18000
3. Расходы на поездки 34000 15000 4000 15000 -

Всего 294500 177500 19000 80000 18000

8. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Реализация проекта позволит:
- активизировать и объединить усилия разных ведомств и учреждений по восстановлению и развитию традиций сибирской художественной культуры;
- реализовать конструктивный потенциал детского творчества в формировании процессов межрегиональной и межнациональной интеграции;
- пополнить коллекции музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока произведениями традиционного искусства сибирских народов.

9. Система организации контроля за выполнением программы: отчет по основным этапам реализации программы перед Управлением культуры Администрации г. Юрги, областным департаментом культуры и Министерством культуры РФ, на сессии городского Совета народных депутатов.

Проект "Сибирь. Мост культуры" включает организацию трех основных мероприятий:
- Всесибирской выставки детского художественного творчества "Искусство Сибири: традиции и современность";
- Конкурса детского художественного творчества "Искусство моего народа";
- Фестиваля детского искусства с участие детских народных и фольклорно-этнографических коллективов, представляющих музыкальную культуру сибирских народов.
Центральным организующим событием станет Всесибирская выставка детского творчества, в рамках которой пройдет конкурс на лучшее представление детьми традиционного искусства сибирских народов и народностей. Кульминационное событие - Фестиваль детского искусства, приуроченный к открытию Всесибирской конкурсной выставки.
Время реализации проекта, начиная от опубликования Положения о Всесибирской конкурсной выставке и Фестивале детского искусства - 1 год (с 01.11.02 по 01.11.03).

Цель проекта: организовать событие, способствующее культурной интеграции сибирских регионов и развитию традиционного искусства народов Сибири и Дальнего Востока.

Задачи:
1. Собрать и представить в единой экспозиции детские творческие произведения, отражающие многообразие форм художественной культуры разных народов Сибири и Дальнего Востока и их мировоззренческое единство;
2. Активизировать интерес к изучению и пропаганде народных традиций в искусстве;
3. Выявить сегодняшнее состояние традиционной сибирской художественной культуры, проблемы в развитии искусства народов Сибири и Дальнего Востока, а также активизировать его потенциал, заключенный в детском творчестве;
4. Через содействие развитию творческой активности детей, преемственности национальных традиций, внести вклад в решение проблем экологии культуры и формирования единого информационно-духовного пространства Сибири;
5. Содействовать межнациональной и межрегиональной интеграции, укреплению самосознания сибирского социума, как целостного многонационального образования;
6. Способствовать развитию коммуникации между центрами художественной культуры и центрами детского творчества разных регионов;
7. Пополнить коллекцию произведений творчества детей различных народов Сибири и Дальнего Востока, представляющих информационную и художественную ценность.

Постановка проблем:
Проект "Сибирь. Мост культуры" направлен на решение современных социокультурных проблем Сибири:
- угасания традиций художественной культуры народов Сибири и Дальнего Востока;
- целостности "культурного поля" Сибири;
- региональной и ведомственной изолированности отдельных центров детского и народного творчества.
Порядок обозначения названных проблем имеет историческое объяснение. Проблема угасания культурных традиций народов Сибири и Дальнего Востока возникла в середине 20 века и была следствием идеологической и экономической политики советского государства. Активное хозяйственное освоение территорий к востоку от Урала серьезно нарушило природное экологическое равновесие этих регионов, изменило традиционный тысячелетний уклад жизни коренных народов и народностей, лишило их мировоззренческих основ жизнеустройства, главными из которых были целостное мировосприятие и гармоническое единство с природой. Интернациональное воспитание, организуемое под руководством КПСС, также нивелировало вековые традиции культуры коренных народов и народностей Сибири. В 60 - 70-е годы 20 века в государственной политике обозначилась тенденция поддержки развития национальных культур. Однако, утраченные среда и образ жизни, разрыв духовной традиции при поверхностном взгляде политиков на проблему национальной деградации не позволили серьезно изменить ситуацию. В среде ученых Сибири появился термин "экология культуры".
Кризис той перестройки, которая так и не осуществилась в России в конце 20 столетия, привел Сибирь к еще более удручающим последствиям, выразившимся в расчленении сибирской нации. При нерешенной первой проблеме возникла вторая, более страшная, называемая А.Солженицыным "катастрофическим разрывом культурного поля Сибири".
В этих условиях обостряется еще одна проблема - региональной и ведомственной изолированности отдельных центров детского и народного творчества. Тенденцию к изоляции подтверждает, в частности, один из показателей работы музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока - число участников Всесибирских выставок в разные годы:
1987 год - 18 регионов Сибири и Дальнего Востока, 87 городов и поселков, 122 центра организации детского творчества.
1999 год - цифры соответственно 5, 14, 23.
Что ждет Сибирь с обозначенными выше тенденциями социально-культурного развития в 21 веке - катастрофа? Если нет, то как ее остановить? По мнению академика РАМН, РАЕН, д.м.н., профессора В.П.Казначеева "Цивилизация, народонаселение, нация Сибири должна вновь объединиться на духовном поле ..."
Ключевые слова - "объединение" и "духовность". Духовное поле Сибири и есть поле его культуры, представленное множеством национальных форм, одухотворенных единым началом.
Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока, работающий в г. Юрге Кемеровской области и являющийся современной формой существования детского искусства в Сибири, может внести и вносит определенный вклад в решение проблем сибирского региона. Одной из важнейших форм работы музея в этом направлении является организация Всесибирских выставок детского художественного творчества.
С 1984 по 2001 годы Музеем организованы: 14 Всесибирских выставок, 2 межрегиональные конференции по вопросам детского изобразительного искусства и состояния традиций сибирской художественной культуры.
Детское и народное творчество близки по своей природе. То и другое представляют собою явления стихийные и массовые, движущая сила развития которых заключена в потребности самовыражения. Общими являются характерные черты: самобытность и вариативность при устойчивой традиционности. Важнейшим объединяющим началом является целостность мировосприятия, присущая детям и народным мастерам.
Детское творчество является серьезным конструктивным элементом современной художественной культуры. В Сибири этому способствует кроме прочих факторов активная выставочная и просветительская работа, организуемая Юргинским музеем детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока. Если к тому же принять во внимание факт накопления в детском творчестве потенциала развития культуры, природную открытость детей к разносторонней коммуникации, то естественным становится вывод о важнейшем значении творчества детей в решении актуальных задач восстановления традиций народного искусства и целостности культурного поля Сибири.
В целях активизации центров детского творчества в совместном выставочном проекте, а также привлечения к нему внимания органов управления образования, культуры и других ведомств регионов Сибири и Дальнего Востока параллельно с выставкой "Искусство Сибири: традиции и современность" пройдет конкурс на лучшее представление регионами традиционного национального искусства под названием "Искусство моего народа".
Условия конкурса, критерии оценки представленных работ и коллекций изложены в Положении о конкурсной выставке и о Фестивале детского искусства.

Ожидаемые результаты
Предлагаемый Музеем проект "Сибирь. Мост культуры" при условии финансовой поддержки позволит:
- расширить масштабы коммуникации сибирских регионов, центров народного и детского творчества;
- активизировать и объединить усилия разных учреждений, ведомств по восстановлению и развитию традиций сибирской художественной культуры;
- реализовать конструктивный потенциал детского творчества в формировании процессов межрегиональной и межнациональной интеграции.
Работа по подготовке и проведению Всесибирской конкурсной выставки детского художественного творчества и Фестиваля детского искусства предполагает сотрудничество музея с департаментами культуры и образования, с центрами народного творчества, музеями регионов Сибири и Дальнего Востока, с Институтом истории, философии и филологии СО РАН, с учреждениями высшего, среднего, специального и дополнительного образования разной ведомственной принадлежности.
Выставка-конкурс "Искусство Сибири: традиции и современность" проводится Музеем в рамках стоящих перед ним задач организации экспозиционно-выставочной, научной, просветительской работы и комплектования коллекций детских творческих произведений. Художественно-исторический, информационный материал, накопленный в ходе реализации проекта, а также усовершенствованная система связей музея с сибирскими центрами науки, культуры, образования, с центрами детского и народного творчества расширят возможности музея по осуществлению его долгосрочных программ, направленных на совершенствование социокультурной ситуации в Сибири.
Фестиваль детского искусства - эмоциональная кульминация события, зрелищное мероприятие, в котором реализуется один из главных принципов организации просветительной работы музея - синтез методов искусства, педагогики и культурно-массовой работы.
Реализация проекта "Сибирь. Мост культуры" станет практическим шагом к воссозданию "моста", сближающего народы средствами культуры в едином информационно-духовном пространстве.

Состав и краткая характеристика участников проекта

Дондерфер Н.И. - основатель и директор музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока. Образование высшее педагогическое, стаж работы в музее 19 лет. Организатор Всесибирских и других выставок, научно-практических конференций и семинаров, автор статей о детском творчестве в каталогах и научных сборниках, многолетний опыт работы председателем жюри областных, Всесибирских выставок детского творчества. В проекта разрабатывает концепцию, план мероприятий, осуществляет общее руководство и контроль.

Евграшина О.А. - научный сотрудник по экспозиционно-выставочной работе. Образование высшее, педагогическое, стаж работы в музее 10 лет. Опыт организации стационарных и передвижных выставок. В проекте - ответственная за коммуникативные, организационные мероприятия.

Дроздецкая Т.И. - научный сотрудник по учету и хранению фондов, художник-оформитель. Образование среднее специальное (архитектор), стаж работы в музее 10 лет. Опыт оценки детских произведений, дизайнерских работ. В проекте - ответственная за художественно-оформительские работы.

Бельбас Л.В. - научный сотрудник экскурсионно-массовой работы. Образование высшее (режиссер массовых театрализованных представлений), стаж работы в музее 8 лет. В проекте - ответственная за организацию и проведение Фестиваля детского творчества.

Председатель городского
Совета народных депутатов
В.И.ТРЕТЬЯКОВ

СМЕТА РАСХОДОВ
на организацию и проведение проекта "Сибирь. Мост культуры"

   ----T----------------------T--------T-----------------------------------¬

¦№ N¦ Вид оборудования ¦ Общая ¦ в том числе их ¦
¦п/п¦ ¦ сумма +-------------T-----------T---------+
¦ ¦ ¦расходов¦федер. бюджет¦ бюджет ¦ внебюд. ¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ ¦субъекта РФ¦источники¦
L---+----------------------+--------+-------------+-----------+----------

1. Оборудование 88500 88500 - -
2. Административные и
прочие расходы 172000 74000 80000 18000
3. Расходы на поездки 34000 15000 19000 -

Всего 294500 177500 99000 18000

Оборудование

   ----T----------------------T--------T-----------------------------------¬

¦№ N¦ Вид оборудования ¦ Общая ¦ в том числе их ¦
¦п/п¦ ¦ сумма +-------------T-----------T---------+
¦ ¦ ¦расходов¦федер. бюджет¦ бюджет ¦ внебюд. ¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ ¦субъекта РФ¦источники¦
L---+----------------------+--------+-------------+-----------+----------

1. Компьютер с монитором
Pentium IV-1200 65100 65100 - -
2. Принтер Epson stilus
photo 1200 16000 16000 - -
3. Сканер "Umaex astra
2100U" 5800 5800 - -
4. Модем 1600 1600 - -

Всего: 88500 88500

Административные расходы

   ----T----------------------T--------T-----------------------------------¬

¦№ N¦ Вид оборудования ¦ Общая ¦ в том числе их ¦
¦п/п¦ ¦ сумма +-------------T-----------T---------+
¦ ¦ ¦расходов¦федер. бюджет¦ бюджет ¦ внебюд. ¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ ¦субъекта РФ¦источники¦
L---+----------------------+--------+-------------+-----------+----------

1. Почтовые расходы 5000 - 4000 1000
2. Канцелярские расходы 3000 - 2000 1000
3. Расходные материалы 33000 - 23000 10000
4. Оплата работы и
расходов по
командировкам
привлекаемых
специалистов 10000 - 9000 1000
5. Расходы на проведение
Фестиваля детского
искусства 36000 28000 5000 3000
6. Призы по итогам
Всесибирского
конкурса 45000 33000 12000 -
7. Издательские расходы 40000 13000 25000 2000

Всего: 172000 74000 80000 18000

Расходы на поездки

   ----T----------------------T--------T-----------------------------------¬

¦№ N¦ Вид оборудования ¦ Общая ¦ в том числе их ¦
¦п/п¦ ¦ сумма +-------------T-----------T---------+
¦ ¦ ¦расходов¦федер. бюджет¦ бюджет ¦ внебюд. ¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ ¦субъекта РФ¦источники¦
L---+----------------------+--------+-------------+-----------+----------

1. Тюмень - Тобольск -
Ханты-Мансийск 9000
2. Абакан - Кызыл 3700
3. Омск 3200
4. Красноярск - Дудинка 7100
5. Чита 4000
6. Томск 1000
7. Новосибирск 1500
8. Горноалтайск 3000
9. Кемерово - Таштагол 1500

Всего: 34000 23000 11000 -





Приложение № 2
к постановлению
Юргинского городского
Совета народных депутатов
от 30 октября 2002 г. № 222

ПАСПОРТ
городской целевой программы

1. Наименование программы: "Музей и дети: путь к духовному развитию"

2. Муниципальный заказчик: Администрация г. Юрги.
Руководитель программы: Ляпин Н.Я., заместитель Главы города по социальным вопросам

3. Основные разработчики программы: Дондерфер Н.И., Осипова Т.А., Бельбас Л.В.

4. Цель программы: используя мощный потенциал культуры, заключенный в синтезе науки, религии и искусства, способствовать формированию целостного сознания подростков, определяющего их твердую позицию противодействия всякому злу, в т.ч. алкоголизму и наркомании.
4.1. Задачи:
- осознать, что жизнь представляет ценность и имеет смысл;
- сформировать необходимые нравственные и этические принципы, позволяющие противостоять негативным сторонам жизни, пагубным влечениям, в т.ч. алкоголизму и наркомании;
- развить интерес к здоровому образу жизни: культурному досугу, содержательному общению, творческим занятиям.
4.2. Помочь семье и образовательным учреждениям в нравственном и духовном формировании личности подростков.

5. Сроки и этапы реализации программы: программа реализуется в течение 2002 - 2003 учебного года (с сентября по май) через цикл из 9 занятий для каждой группы учащихся 1 курса ЮТОТиП.

6. Основные мероприятия программы - ежемесячные тематические занятия в соответствии с календарным планом (прилагается).

7. Исполнители основных мероприятий: Осипова Т.А. - зав. сектором экскурсионно-массовой работы (ЭМР), Бельбас Л.В. и Бельбас О.В. - научные сотрудники ЭМР, Дондерфер Н.И. - директор музея.

8. Объемы и источники финансирования:

   ----T---------------------------------T-----------------------------¬

¦№ N¦ Наименование статьи расходов ¦ Сумма расходов ¦
¦п/п¦ +------------T----------------+
¦ ¦ ¦город. бюдж.¦внебюдж. источн.¦
L---+---------------------------------+------------+-----------------

1. Оборудование (компьютерное) 35200 -
2. Административные и прочие
расходы (расходные материалы,
издательские расходы, привозная
выставка икон из г. Томска,
специальная литература) 8850 10000

Всего: 44050 10000

9. Ожидаемые конечные результаты программы.
9.1. Занятия помогут сформировать у подростков систему ценностей, позволяющую им ориентироваться в жизненных ситуациях, анализировать свои мысли, чувства, поступки и брать на себя ответственность за них; осознанно сделать выбор жизненного пути; успешно противостоять всякому злу, в т.ч. алкоголизму и наркомании.
9.2. Программа внесет весомый вклад в общую работу по формированию здорового образа жизни молодежи, по профилактике наркомании и алкоголизма.

10. Система организации контроля за выполнением программы: отчеты о ходе и результатах реализации проекта:
- на городском семинаре культпросветработников;
- на городской конференции по программе "Нет наркотикам";
- оперативная отчетность перед Управлением культуры и кино Администрации г. Юрги;
- на сессии городского Совета народных депутатов.

ПРОГРАММА
"Музей и дети: путь к духовному развитию"

Постановка проблемы

Современный мир - мир глобальных и национальных проблем, мир засилья технократии, духовного обнищания, кризиса гуманизма и нравственности. Жизнь людей сопровождают аварии и катастрофы, страшные болезни и братоубийственные войны, насилие, алкоголизм, наркомания и другие формы проявления извращенных нравов. Корень зла - в отсутствии у современного человека целостного сознания и бездуховность.
Изменить мир можно, лишь изменив сознание людей. Отсюда задача гармонизации сознания сегодняшних детей через обращение их к возвышенным идеалам добра и справедливости, формирования их внутреннего мира на основе системы общечеловеческих ценностей и достижений культуры.
Русская национальная культура и педагогика имеют бесценный опыт духовного воспитания подрастающих поколений (Н.Добролюбов, Л,Толстой, К.Ушинский). Народная педагогика также возвышала умное сердце и добрый ум.
Этические исследования выдающегося русского философа Н.Лосского, относящиеся к 40 годом 20 столетия ("Характер русского народа", "Условия абсолютного добра. Основы этики", "Нравственность и социальный порядок" и др.), представляют серьезную теоретическую базу для формирования системы ценностей человеческой личности.
К сожалению, современным российским обществом утрачены традиции духовного воспитания, сформированные в 19-м веке, а упомянутые выше учения Н.Лосского остались невостребованными.
Процессы перестройки образования двух последний десятилетий вытеснили из школы безусловно ценную систему педагога В.Сухомлинского (70-е годы), направленную на гармоничное развитие личности школьников.
Не получила широкого распространения и относящаяся к 90-м годам 20 века "Педагогика любви и свободы" Ю.Азарова, содержащая бесценный опыт гармонизации личности детей через формирование нравственных идеалов и творчество.
Причина этой неприживаемости гуманистических систем образования и воспитания коренится в разрыве традиции национальной культуры, связанном с изменением системы человеческих ценностей.
Однако, разрыв традиции отражает один из аспектов проблемы духовного развития человека. Другой, не менее важный, состоит в необходимости учета современного историко-социального контекста.
Эволюция человека в новом веке и тысячелетии приобрела выраженное направление, связанное с формированием нового сознания, характеризующегося целостностью и гармоничностью.
Единственно возможный способ реализации этой задачи предполагает соединение всех известных форм познания мира рационального, иррационального и художественного, другими словами - синтез науки и религии и искусства. Этот синтез помогает человеку ответить на самые сложные вопросы жизни, сформировать веру в добро и справедливость - не слепую, а основанную на единстве разума, интуиции, чувства и эмоций.
Принципиальная суть и новизна проекта "Музей и дети: путь к духовному развитию" состоит в попытке привести сознание подростков в устойчивое гармоничное равновесие путем подключения их ко всем трем формам мировосприятия. Каждая тема, обозначенная в программе, рассматривается с позиций науки, философских и религиозных знаний, искусства с обязательной ее проекцией на проблемы сегодняшней жизни. Программа призвана обогатить педагогику духовного развития новым принципом синтетического мировосприятия.
Авторы программы убеждены, что этот принцип должен стать основополагающим, во всех современных системах образования, воспитания и развития личности. Пока же культурно-педагогическая практика не имеет подобных методик. Современный художественный музей, организующий свою работу на принципах открытости и сотрудничества с разными организациями и общественными институтами, имеющий коллекции подлинных произведений искусства, специалистов разных профилей, опыт приобщения детей к практике художественного творчества, может внести свой вклад в решение обозначенных задач.
Для музея изобразительного искусства, имеющего цель - формирование гармонически развитой личности через эстетическое и нравственное воспитание, через приобщение к искусству и творчеству, работа по реализации данной Программы означает новую ступень в достижении этой цели и соответствующее этой ступени расширение традиционных рамок просветительской работы; развитие музейной педагогики в соответствии с историко-эволюционным изменением общественного сознания и насущной потребностью социума в решении важнейшей задачи обеспечения физического, нравственного и духовного здоровья подрастающего поколения.
И все же на сегодняшний день программа "Музей и дети: путь к духовному развитию" является для музея экспериментальной, и работа по ее реализации будет осуществляться помимо основной деятельности сотрудников.
Сотрудниками музея детского изобразительного искусства сделана попытка выявления степени нравственной зрелости подростков путем анкетирования в 2000 году юргинских школьников (учащиеся 9-х классов школы № 6 - 220 человек). Анализ анкет показал, что лишь 14% из этих подростков отличает устойчивая нравственная позиция, 68% - требуют работы (помощи) в формировании нравственных ценностей, а 18% - серьезной коррекции.
Один из наиболее серьезных аспектов искажения у детей системы ценностей связан с наркоманией и алкоголизмом. По данным исследования в г. Юрге (2000 -2001 г.г.) первая проба детьми алкоголя отмечена в 3 года, курения - в 5 лет, наркотика - в 10 лет. Максимальное же число пробующих табачные изделия, алкоголь и наркотики приходится на подростковый возраст (12 - 16 лет).
Аналитический отчет "Молодежь и наркотики" (г. Юрга, 2000 г.) прилагается. Приведенные в нем статистические данные, анализ, отзывы респондентов утвердили авторов в необходимости разработки и реализации просветительского проекта, призванного внести вклад в педагогику духовного и нравственного развития, в гармонизацию сознания подростков.
Статистика определила также выбор аудитории для проведения занятий в Музее. Ее составили 6 групп учащихся 1-го курса ЮТОТиП.

Проект направлен на:
- потребности подростков в получении системы знаний и умений, способствующих: гармонизации их сознания, развитию способностей противодействовать злу и находить выход из тупиковых ситуаций;
- потребности учреждений образования, культуры в разработке методик нравственного и духовного развития, формирования целостного сознания детей и молодежи;
- потребности социума в формировании гармонически развитого, здорового поколения.

Цель программы:

Используя мощный потенциал культуры, заключенный в синтезе науки и искусства, религии, способствовать формированию целостного сознания подростков, определяющего их твердую позицию противодействия всякому злу, в том числе пагубным пристрастиям (алкоголизму, наркомании).

Задачи:

1. Помочь подросткам:
- осознать, что жизнь представляет ценность и имеет смысл;
- сформировать необходимости нравственные и этические принципы, определяющие их четкую конструктивную позицию в сложных жизненных ситуациях и позволяющие противостоять негативному влиянию отрицательных сторон жизни, пагубным влечениям, в т.ч. наркомании;
- сформировать умение анализировать личные проблемы в контексте нравственных и физических законов;
- развить навыки общения с произведениями искусства, оказывающими влияние на совершенствование внутреннего мира подростка;
- развить интерес к здоровому образу жизни: культурному досугу, содержательному общению, творческим занятиям.
2. Помочь семье и образовательным учреждениям в нравственном и духовном формировании личности подростков.
3. Разработать новую методику духовного и нравственного развития подростков и молодежи (актуальное направление, актуальные принципы).
4. Расширить функции музейной коммуникации, способствовать популяризации музея как культурного центра, участвующего в решении задач образования, воспитания, развития подростков и организации их досуга.
Эффективность работы музея в решении задач зависит от методики. В связи с этим следует обозначить основные принципы организации работы с подростками:
1. Учет общих особенностей психологии подростков и психологии творчества.
2. Синтез всех способов познания мира: рационального, иррационального, художественного.
3. Комплексность эстетического воздействия (синтез искусств).
4. Связь с жизнью (использование материала из жизни подростков, анализ современных проблем).
5. Творческая направленность занятий (творческие задания, ролевые игры).
6. Наличие обратной связи (дискуссии, анкеты, тесты).
7. Использование современных средств коммуникации (технических средств и оборудования).
8. Связь со специалистами других учреждений: психологами, учителями, художниками, музыкантами, священнослужителями.

Предлагаемая программа будет реализована через цикл из восьми занятий для студентов и старшеклассников, запланированный на период учебного года. С каждой из групп будет проведено по 9 встреч в музее.
Занятия будут представлять доверительный диалог, искренность и продуктивность которого будут зависеть от многих факторов: уюта музейного зала, технической оснащенности занятий, продуманной методики и профессионализма ведущих (в проведении каждого из занятий участвует 3 - 4 научных сотрудника музея).
Для создания необходимой эмоциональной атмосферы на занятиях будут использованы произведения живописи, музыки, поэзии. Произведения искусства (из собственных фондов музея, из частных коллекций, из фондов Кемеровского музея изобразительных искусств) являются в данном цикле одним из основных средств воздействия на сознание подростков, которое поможет им ярче, образнее, глубже осмыслить и прочувствовать тему разговора. Занятия будут сопровождать музыкальные и видео записи.
Необходимым условием плодотворных занятий является вовлечение подростков в обсуждение проблем, их активность и желание анализировать свои поступки. С целью активизации подростков на занятиях будут предлагаться ролевые игры, тесты, творческие задания.
Особое значение для повышения активности подростков авторы придают введению на занятия живого оперативного материала из жизни молодежи, показ видеозаписей отдельных ситуаций, взаимоотношений, проявления "негатива", интервью о смысле жизни, ценностях, творчестве, поиске своего пути, выборе. "Выбор" - ключевое слово на каждом занятии.
К заключительному занятию цикла предлагается издать для подростков буклет "Своим умом и сердцем творю свою судьбу", в котором будут коротко изложены главные мысли по каждой из 8 тем, репродуцированы используемые на занятиях произведения искусства, помещена памятка подростку, выбирающему путь жизни. Буклет - "якорь" в поиске решения проблем, буклет - напоминание подростку, что он сам творец своей судьбы, буклет в помощь для продолжения работы над собой на новом этапе становления личности.

Ожидаемые результаты

1. Программа "Музей и дети: путь к духовному развитию" станет для подростков первой серьезной ступенью в формировании целостного мировосприятия, в развитии культуры синтетического мышления и культуры чувств.
2. Занятия помогут сформировать у подростков и молодежи систему ценностей, позволяющую им:
- ориентироваться в жизненных ситуациях, анализировать свои поступки, мысли, чувства и брать на себя ответственность за них;
- осознанно сделать выбор своего жизненного пути;
- успешно противостоять всякому злу, в т.ч. пагубным пристрастиям;
- преодолеть психологию потребителя и направить свою энергию на созидание, творчество;
- обогатить жизнь позитивным потенциалом искусства;
- различать подлинные и ложные ценности.
3. Цикл занятий внесет весомый вклад в общую работу по формированию здорового образа жизни подростков, их нравственному и духовному развитию, по профилактике наркомании и алкоголизма.

Дальнейшие перспективы

1. Продолжение работы с подростками по данной программе.
2. Адаптация программы к другим возрастным группам детей и молодежи.
3. Обмен опытом работы музея по нравственному и духовному развитию подростка.
4. Развитие сотрудничества музея изобразительного искусства с представителями творческой интеллигенции, религии, науки.

Оценка и отчетность

Оценка эффективности программы будет производится:
- по результатам анкетирования (сравнительный анализ первого и последнего занятий);
- по отзывам детей и педагогов;
- по изменению активности детей на протяжении работы всего цикла;
- по числу посетителей на начало и коней занятий.

Отчеты о ходе реализации программы и результатах:
- на городской конференции "Молодежь и наркотики" (январь 2002 г.);
- на собрании коллектива педагогов и воспитателей ПТУ № 59;
- на собрании родителей учащихся;
- публикация итогового результата в средствах массовой информации.

Краткая характеристика участников программы

Руководитель - Дондерфер Н.И., директор музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока; образование высшее педагогическое; организатор первого в России музея детского творчества и уникальной системы музейной педагогики; стаж работы в музее 18 лет; автор публикаций о детском творчестве и художественном воспитании в научных собраниях, газетах, журналах. В программе разработала концептуальные положения, осуществляет общее руководство и контроль за содержанием и методикой проведения занятий, аналитическое руководство, участвует в проведении занятий по отдельным темам.

Осипова Т.А. - заведующая сектором научно-просветительской работы музея; образование высшее педагогическое; стаж работы в музее 11 лет; автор многочисленных разработок и организатор музейных мероприятий для детей и молодежи. В программе: разработка планов занятий, осуществление методического руководства, анализ эффективности работы с подростками, участвует в проведении занятий (ведущая), решает организационные вопросы.

Бельбас Л.В. - научный сотрудник сектора НПР музея; образование высшее - режиссер массовых театрализованных мероприятий; стаж работы в музее 8 лет; вклад в музейную педагогику, проведение игровых экскурсий, театрализованных занятий для детей, музейных праздников. В программе: разрабатывает совместно с другими специалистами сценарии проведения занятий, музыкальная режиссура, участвует в проведении занятий (ролевые игры, организация диалога с подростками, ведение отдельных тем и блоков занятий).

Бельбас О.В. - научный сотрудник сектора НПР музея; студент Кемеровской академии культуры и искусств; стаж работы в музее 5 лет; отличный контакт с детьми и подростками в проведении массовых форм работы, умение работать со звуковой аппаратурой, видеотехникой, реклама музея в городских средствах массовой информации. В программе: участвует в разработке и проведении занятий, ролевые игры, работа с техническими средствами.

СМЕТА РАСХОДОВ
по целевой программе "Музей и дети:
путь к духовному развитию"

   ----T---------------------------------------------------T--------------¬

¦№ N¦ Наименование расходов ¦Сумма расходов¦
¦п/п¦ ¦ (руб.) ¦
L---+---------------------------------------------------+---------------

1. Приобретение компьютерного оборудования 35200

2. Расходные материалы: канцелярские товары, бумага
писчая, ватман, аудио- и видеокассеты, фотопленка,
фотопечать 1800

3. Приобретение специальной литературы по духовному
воспитанию 2000

4. Издательские расходы: издание программы цикла,
буклета 8000

5. Расходы по организации выставки икон из фонда
Томского музея изобразительного искусства 7000

ИТОГО: 54050

Председатель городского
Совета народных депутатов
В.И.ТРЕТЬЯКОВ





Приложение № 3
к постановлению
Юргинского городского
Совета народных депутатов
от 30 октября 2002 г. № 222

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие оздоровительных лагерей "Салют", "Дружба"
2003 - 2004 годы"

ПАСПОРТ
городской целевой программы
"Развитие оздоровительных лагерей "Салют", "Дружба"
2003 - 2004 годы"

Наименование Программы - городская целевая программа "Развитие
оздоровительных лагерей "Салют", "Дружба"
2003 - 2004 годы.

Заказчик - Администрация города Юрги.

Руководитель - заместитель Главы города по социальным вопросам
Н.Я.Ляпин.

Разработчик - МУ "Отдых", МУП "Инженерный центр ЖКХ" г. Юрги.

Цель программы - обеспечение в оздоровительных лагерях "Салют",
"Дружба" необходимых условий для отдыха,
оздоровления и развития детей путем укрепления
и развития материально-технической базы
оздоровительных лагерей.

Срок реализации - 2003 - 2004 годы.

Исполнители мероприятий - МУ "Отдых", МУП "Инженерный центр ЖКХ" г. Юрги,
подрядчики.

Объемы и источники - 2003 - 2004 годы, 3,0 млн. рублей
финансирования - в том числе 2,1 млн. руб. средства бюджета
региона, 0,9 млн. руб. средства местного
бюджета.

Ожидаемые конечные - улучшение условий для отдыха, оздоровления,
результаты реализации реабилитации детей;
программы - увеличение числа детей, отдыхающих в
оздоровительных лагерях;
- укрепление и развитие материально-технической
базы оздоровительных лагерей.

Система контроля - контроль за реализацией Программы за исполнением Управлением образования, Коор-
Программы осуществляется Советом;
- отделом экономики Администрации г. Юрги, МУП
"Инженерный центр ЖКХ" г. Юрги

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Оздоровительные лагеря "Салют" (основан в 1958 году), "Дружба" (основан в 1945 году) расположены в 2-х километрах от города на правом берегу реки Томь и предназначены для летнего отдыха детей.
Несмотря на свой солидный возраст оздоровительные лагеря ежегодно притягивают сотни детских сердец своими, десятилетиями сложившимися традициями, новыми впечатлениями.
В последние годы наметился значительный рост числа детей, отдохнувших в оздоровительных лагерях, так: В 1998 году - 1782 чел. В 1999 году - 1806 чел. В 2000 году - 2042 чел. В 2001 году - 1907 чел.
В оздоровительных лагерях собран богатейший материал о деятельности оздоравливаемых детей. Работа в оздоровительном лагере ведется на основании программ и охватывает широкий круг мероприятий, проводимых на протяжении всех оздоровительных сезонов. Каждый год оздоровительные лагеря укомплектовываются квалифицированными кадрами и имеют большой опыт работы с детьми в условиях лагеря. Дети обеспечены полноценным питанием, витаминизацией, водными процедурами, профилактическими мероприятиями, знакомством с природой и т.д.
Наряду с положительными моментами существует ряд проблем и недостатков, требующих незамедлительного решения. Не все желающие дети могут оздоровиться на летних каникулах в оздоровительных лагерях, а следовательно не могут поправить свое здоровье, что может привести к росту заболеваемости, детскому травматизму и безнадзорности.
В данное время сложившаяся ситуация в оздоровительных лагерях не предусматривает нормальных условий проживания и увеличения количества оздоравливаемых детей, так как проектирование и строительство оздоровительных лагерей осуществлялось в 1945 - 1960-х годах на основе существующих в тот период нормативных требований.
В настоящее время сложившийся комплекс зданий и сооружений обоих оздоровительных лагерей не соответствует действующим требованиям санитарно-эпидемиологическим нормам на 70% и имеет следующие характеристики:
- застройка в основном состоит из дощатых, физически и морально устаревших корпусов;
- в спальных корпусах жилые помещения рассчитаны на пребывание от 10 до 20 человек, но фактически проживает больше;
- отсутствуют общежития персонала, который в настоящее время проживает в приспособленных помещениях зданий медпункта, бараков;
- большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей имеют занятия по физическому и культурно-массовому воспитанию; в данное время количество и набор площадок и сооружений для занятий спортом и культурно-массовых мероприятий пришли в негодность, что не позволяет выполнять программу оздоровительных лагерей в полном объеме и не соответствует СНиП, для этого необходима реконструкция площадок;
- в оздоровительном лагере "Салют" на протяжении нескольких лет не ведется строительство душевых, что является грубейшим нарушением санитарных норм СаиПиН "Гигиенические требования к условиям оздоровления школьников";
- большую роль в сохранении и укреплении здоровья имеет обеспечение регулярного обучения детей плаванию и проведению воднооздоровительных процедур, для этого необходимо строительство бассейна;
- для бесперебойного функционирования оздоровительных лагерей и для создания необходимых условий для обслуживания детей и сотрудников необходимо восстановление подъездных и внутрилагерных дорог с твердым покрытием;
- ГЦСЭН и государственной инспекцией охраны детей было проведено обследование игрового оборудования. Игровое оборудование, находящееся в оздоровительных лагерях не только физически, но и морально устаревшее, так как оно устанавливалось в 60-х годах и на данный момент неприемлемо и подлежит замене на новое;
- в оздоровительных лагерях неисправны туалеты и вентиляция в столовой, что ставит под угрозу жизнь, здоровье детей и работников;
- в оздоровительных лагерях в овощехранилище не соблюдаются условия хранения овощей (температурный режим); по предписанию ГЦСЭН хранение овощей не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам, что может привести к отравлению детей, для этого необходима реконструкция овощехранилища;
- обогрев оздоровительных лагерей осуществляется в летний и зимний периоды электрообогревателями, что приводит к большим финансовым затратам, а также влияет на здоровье и безопасность детей, кроме того строительство душевых приведет к нехватке горячей воды в оздоровительных лагерях, в связи с этим необходимо строительство котельной;
- слабая материально-техническая база, которая не позволяет повышать эффективность деятельности оздоровительных лагерей.
Перечисленные недостатки не позволяют увеличить вместимость оздоровительных лагерей, обеспечить современный уровень культурно-бытового обслуживания детей и персонала оздоровительных лагерей в соответствии с действующими нормами и создать условия полноценного отдыха.
Таким образом, в настоящее время назрела острая необходимость расширения и реконструкции существующих лагерей. Решению названных проблем будет способствовать Программа, которая является источником обеспечения деятельности оздоровительных лагерей для создания условий отдыха и оздоровления детей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является обеспечение в оздоровительных лагерях необходимых условий для отдыха, оздоровления и развития детей.
Программа предполагает решение следующих основных задач:
- укрепление и развитие материально-технической базы оздоровительных лагерей;
- обеспечение безопасности детей;
- увеличение числа детей отдыхающих в оздоровительных лагерях;
- обеспечение текущей хозяйственной деятельности оздоровительных лагерей;

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предусматривается поэтапное строительство и реконструкция зданий и сооружений. Оснащение оздоровительных лагерей бытовой техникой, мебелью, мягким инвентарем. Планируется обеспечить текущую хозяйственную деятельность оздоровительных лагерей, в том числе эксплуатацию зданий и сооружений.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Объем финансирования мероприятий Программы в 2003 - 2004 году составляет 3,0 млн. рублей, в том числе за счет средств:
- бюджета региона - 2,1 млн. руб.;
- местного бюджета - 0,9 млн. руб.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исполнение программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых заказчиком - МУ "Отдых" с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В целях осуществления управления реализацией Программы при Администрации города создается Координационный совет.
Администрация города, Управление образованием, как муниципальный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой при стабильной поддержке городского бюджета, позволит:
- строительство двух спальных корпусов, которые рассчитаны на 80 мест каждый в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, в результате расчета за летний период в оздоровительных лагерях отдохнет на 480 человек больше;
- строительство котельной приведет к бесперебойному обеспечению теплом и горячей водой, к увеличению отдыхающих и детей, которые составят за год 3200 человек (в летний период 2200 человек), в том числе часть зданий в оздоровительном лагере "Салют" будут использоваться в качестве Дома отдыха для трудящихся и учащихся города Юрги и составит в течение четырех месяцев (в период устойчивого льда на реке) 1000 человек;
- строительство бассейна создаст необходимые оздоровительные процедуры для детей, улучшит условия для отдыха;
- восстановление дорог позволит создать необходимые условия для обслуживания детей и сотрудников, обеспечить их безопасность;
- реконструкция овощехранилища улучшит сохранность овощей и питания детей;
- реконструкция площадок в области физической культуры позволят укрепить здоровье детей, обеспечить возможность заняться спортом;
- укрепление материально-технической базы оздоровительных лагерей позволит улучшить условия для отдыха детей.

Председатель городского
Совета народных депутатов
В.И.ТРЕТЬЯКОВ

I. Потребность в финансовых средствах для реализации мероприятий

Таблица № 1

млн. руб.
   ----T-----------------------------T-----T----------------------¬

¦ № ¦ Статьи затрат ¦Всего¦ В том числе по годам ¦
¦ ¦ ¦ +-----------T----------+
¦ ¦ ¦ ¦ 2003 ¦ 2004 ¦
L---+-----------------------------+-----+-----------+-----------

1. Капитальные вложения всего: 3,0 1,5 1,5
В том числе:
Строительно-монтажные работы 3,0 1,5 1,5
2. Итого 3,0 1,5 1,5

II. Расшифровка расходов по реализации мероприятий

Таблица № 2

   ----T------------------------------------T-----------T----------------¬

¦ № ¦ Наименование расхода ¦ Стоимость ¦Сроки проведения¦
¦ ¦ ¦(млн. руб.)+--------T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ Дата ¦ Дата ¦
¦ ¦ ¦ ¦ начала ¦ конца ¦
L---+------------------------------------+-----------+--------+--------

1. Строительство душевых в о/л "Салют" 0,4 2003 2004
2. Строительство бассейна в о/л "Салют" 0,2 2003 2004
3. Строительство новых корпусов о/л
"Салют", "Дружба" 2,4 2003 2004

III. Источники средств для финансирования мероприятий

Таблица № 3

млн. руб.

   -----T---------------------------------T-----T--------------------¬

¦ № ¦ Наименование ¦Всего¦В том числе по годам¦
¦ ¦ ¦ +----------T---------+
¦ ¦ ¦ ¦ 2003 ¦ 2004 ¦
L----+---------------------------------+-----+----------+----------

1. Собственные средства
2. Безвозвратные бюджетные
средства и средства фондов
всего: 3,0 1,5 1,5
В том числе:
2.1. Средства федерального бюджета
на безвозвратной основе
2.2. Средства бюджета региона на
безвозвратной основе 2,1 1,1 1,0
2.3. Средства местного бюджета на
безвозвратной основе 0,9 0,4 0,5
2.4. Средства фонда (укажите полное
название фонда) на безвозвратной
основе
3. Финансовые средства на мероприятия,
всего стр. (1 + 2) 3,0 1,5 1,5

Директор МУ "Отдых"
Р.Т.ШАЕХОВ

   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru