ПОСТАНОВЛЕНИЕ Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.09.2002 № 40
"О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Кемерово", № 42, 18.10.2002
Вступает в силу по истечении десяти дней с момента его опубликования (пункт 3 данного документа).
КЕМЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв, седьмое заседание)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2002 г. № 40
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ И ИХ
НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО
НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
Рассмотрев представленную Главой города городскую целевую программу "Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту на территории города Кемерово на 2002 - 2004 годы", Кемеровский городской Совет народных депутатов постановил:
1. Утвердить городскую целевую программу "Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту на территории города Кемерово на 2002 - 2004 годы" согласно приложению.
2. Данное постановление опубликовать в газете "Кемерово".
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней с момента его опубликования.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет по социальной политике Кемеровского городского Совет народных депутатов (Т.В.Кочкина).
Глава города
В.В.МИХАЙЛОВ
Приложение
к постановлению
Кемеровского городского
Совета народных депутатов
от 27 сентября 2002 г. № 40
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ
И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО
НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.1. Заказчик Программы: Кемеровский городской Совет народных депутатов.
1.2. Разработчик Программы: Администрация города Кемерово.
1.3. Цель Программы: создание условий для снижения распространенности наркотиков на территории города и формирование у горожан осознанного отрицательного отношения к проблеме употребления наркотиков.
1.4. Задачи Программы:
- создание единого информационного пространства в городе для проведения грамотной антинаркотической профилактической работы;
- организация и проведение профилактической работы среди детей и подростков, построенной на единой концепции профилактики всех форм зависимостей;
- улучшение качества лечения и реабилитации наркозависимых;
- формирование эффективной системы подготовки кадров, профессионально занимающихся профилактической и реабилитационной работой.
1.5. Исполнители Программы:
- муниципальное учреждение "Управление здравоохранения";
- управление образования Администрации города Кемерово;
- управление социальной защиты населения Администрации города Кемерово;
- управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Кемерово;
- управление городского развития Администрации города Кемерово;
- управление делами Администрации города Кемерово;
- Кемеровский городской центр занятости населения;
- управление внутренних дел города Кемерово.
1.6. Управление Программой, промежуточную оценку результатов, корректировку мероприятий осуществляет Координационный межведомственный совет при Главе города и Межведомственный совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при заместителе Главы города по социальным вопросам.
1.7. Сроки реализации Программы: 2002 - 2004 годы.
1.8. Предполагаемый объем (тыс. руб.) и источники финансирования Программы:
1.9. Контроль за исполнением Программы: Кемеровский городской Совет народных депутатов
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Нормативно-правовое обеспечение Программы:
а) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
б) Закон Российской Федерации от 19.04.2001 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
в) Закон Российской Федерации от 02.07.92 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
г) Закон Российской Федерации от 08.01.98 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
д) Закон Кемеровской области от 11.07.95 № 14-ОЗ "Об охране здоровья населения Кемеровской области";
е) Областная целевая программа от 14.10.2001. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2002 год".
2.2. Основные понятия (термины) Программы:
- наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
- психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
- оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации;
- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации;
- наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
- больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, поставлен диагноз "наркомания";
- профилактика (первичная) - работа с организованными детскими, подростковыми и молодежными коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни;
- вторичная профилактика - работа, направленная на предупредительную работу с несовершеннолетними из "групп риска";
- третичная профилактика - лечебно-реабилитационная работа с химически зависимыми пациентами для предупреждения рецидива заболевания;
- лечение наркозависимых - медикаментозные и психотерапевтические методы лечения больных в специализированных наркологических лечебных учреждениях;
- реабилитация лиц, прошедших лечение, - медико-социальное, личностное восстановление человека, психологическая коррекция личности, социальная адаптация;
- ресоциализация (социальная адаптация) - процесс приспособления индивида к социальной среде путем освоения принятых в обществе способов деятельности и поведения в сферах труда, гражданской жизни, быта, культуры, межличностных отношений.
III. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Рост потребления наркотических средств и психотропных веществ продолжает оставаться серьезной проблемой в нашем городе. Постоянно растет количество уголовных дел, связанных с наркотиками. Так, если в 1995 году было возбуждено в целом по Кемеровской области 1220 таких уголовных дел, то за 2001 год только по городу Кемерово - 1599. Анализ оперативной обстановки показал, что наркомания и связанные с ней преступления представляют повышенную общественную опасность. В 2001 году выявлено преступлений, связанных с перевозкой, хранением, производством наркотиков больше, чем в 2000 году: в крупном размере - на 17,5%, в особо крупном - на 100%, особо тяжких наркопреступлений - на 68%, наркопреступлений, совершенных организованными преступными группами, - на 75%, преступлений, связанных со сбытом наркотиков, - на 31%.
Изучение имеющихся в производстве уголовных дел свидетельствует о том, что основными видами наркотиков, находящимися в незаконном обороте, являются производные мака (опий), конопли (марихуана, гашиш) и героин.
В 2001 году количество зафиксированных случаев наркомании увеличилось по сравнению с 1988 годом в 16 раз. При этом количество потребителей наркотиков возросло как среди взрослого контингента населения, так и среди несовершеннолетних, доля которых колеблется от 6 до 19% от общего количества лиц, потребляющих наркотики.
Среди школьников города количество потребителей наркотиков по данным анонимных опросов достигает 16%.
Наркомания дает целый спектр социально-медицинских последствий: растет число ВИЧ-инфицированных в городе Кемерово, от 40% до 45% наркоманов инфицированы парентеральными вирусными гепатитами, не менее 30% наркозависимых граждан перенесли инфекции, передаваемые половым путем, нередки случаи смерти от туберкулеза на фоне наркомании.
Вопросами предупреждения немедицинского употребления наркотических веществ заняты лечебно-профилактические учреждения города, городское управление образования, управление внутренних дел города Кемерово, управление культуры, спорта и молодежной политики. При этом основной акцент профилактических мероприятий делается на организованных несовершеннолетних, а также молодежь до 25 лет. К сожалению, профилактикой наркомании сегодня занимаются не специально обученные люди, а педагоги, социальные работники, которые в лучшем случае расширяют информацию подростка о наркотиках, что иногда приводит к прямо противоположным результатам. Не получила широкого распространения практика психологического тренинга зависимостей любого рода у подростков. Профилактическая работа ведется со всеми школьниками независимо от их склонности к наркотикам. Необходимы более эффективные формы и методы профилактической работы, особенно среди подростков "группы риска".
Лечебно-реабилитационную помощь наркозависимым гражданам в Кемерово оказывают специализированные медицинские учреждения области и города.
Наркологическая помощь несовершеннолетним оказывается в муниципальном учреждении здравоохранения "Наркодиспансер", действующем с 1997 года. Учреждение представлено амбулаторным подразделением, лечебно-стационарным комплексом на 55 коек, реабилитационным отделением для несовершеннолетних на 25 мест и химико-токсикологической лабораторией.
На учете в муниципальной наркослужбе для детей и подростков состоит около 3000 несовершеннолетних. В течение года стационарно получают лечение более 400 пациентов, амбулаторно - более 500 детей и подростков. В результате деятельности муниципальной наркослужбы ежегодно трудоустраивается около 100 подростков, снимается с учета в подразделениях милиции по предупреждению преступлений несовершеннолетних - от 100 до 145 подростков, с внутришкольного учета - до 40 несовершеннолетних.
С весны 2000 года на базе учебно-производственного комбината "Смена" Заводского района организовано амбулаторное реабилитационное отделение для несовершеннолетних с наркопатологией на 25 пациентов.
Созданная структура городской детско-подростковой наркологической службы позволяет приблизить наркологическую помощь к месту жительства горожан, использовать разнообразные биологические и психотерапевтические методы лечения и формы амбулаторного и стационарного лечения, использовать трудотерапию в общей системе лечебно-реабилитационных мероприятий.
Проблемными остаются вопросы реабилитации наркозависимых подростков, их социальная адаптация. Необходима единая концепция профилактики, лечения и реабилитации наркозависимых несовершеннолетних в городе, которая бы объединила усилия всех ведомств, работающих с подростками и членами их семей.
Практически не ведется лечебно-реабилитационная работа со взрослым контингентом, лицами их окружающими. Необходимо выстроить схему реабилитации взрослых наркозависимых пациентов и членов их семей. В целях оказания наркологической помощи жителям города в полном объеме необходимо создание поликлинического отделения и реабилитационных структур для взрослых.
В 1997 году создан межрайонный отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в составе 10 человек, который является самостоятельным структурным подразделением службы криминальной милиции при управлении внутренних дел города Кемерово. Отдел оснащен специальными техническими средствами и оргтехникой, что позволяет его сотрудникам выявлять и ставить на учет лица, распространяющие и потребляющие наркотические вещества, а также осуществлять по отношению к ним меры правового и воспитательного воздействия. Регулярно проводятся совместные мероприятия и рейды с Кемеровской городской таможней, Кузбасским управлением внутренних дел на транспорте и с управлением федеральной службы безопасности по Кемеровской области по пресечению ввоза наркотиков на территорию города. В 2002 году отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков созданы во всех районных органах внутренних дел города.
Однако, материально-техническая база вновь созданных в районных службах внутренних дел подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и медицинских учреждений недостаточно развита и не соответствует поставленным перед службами задачам.
Исходя из анализа масштабов и темпов распространения наркомании, очевидна необходимость принятия и реализации городской программы "Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту на территории города Кемерово на 2002 - 2004 годы", включая следующие направления:
1. Деятельность управления внутренних дел по пресечению незаконного оборота наркотиков на территории города.
2. Первичная профилактическая работа по предупреждению наркомании.
3. Лечебно-реабилитационные мероприятия (вторичная и третичная профилактика).
Первый раздел включает в себя деятельность органов управления внутренних дел города по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сокращению числа таких преступлений, а также по пресечению поступления наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ промышленного изготовления на территорию города.
Второй раздел Программы состоит из трех проектов и включает в себя работу по первичной профилактике, направленной на внедрение и пропаганду идей здорового образа жизни среди подростков и молодежи. Для организации этой работы необходимо обучать сотрудников из числа педагогов в учебных заведениях, учреждениях социальной защиты, обеспечивающих информационно-обучающую работу по профилактике химических зависимостей учащихся через внедрение игровых технологий в процесс обучения, а также расширять сеть учреждений, обеспечивающих досуг и занятость детей и подростков, так как именно незанятость детей и подростков является одним из основных факторов криминализации подростковой среды.
В третьем разделе на основе трех проектов предполагается организация работы социальных служб города с подростками "группы риска", с неорганизованными детьми по вторичной профилактике, в ходе которой необходимо наработать формы и методы профилактической работы с подростками "группы риска", социальную работу через центры, в которые может обратиться ребенок, нуждающийся в помощи.
Организация работы по третичной профилактике предполагает деятельность лечебно-профилактических учреждений по предупреждению рецидива заболевания у химически зависимых людей и собственно лечебно-реабилитационная работа. Необходимо обеспечить доступные услуги лечебно-реабилитационных программ совершеннолетним и несовершеннолетним пациентам, страдающим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОЕКТЫ
И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы даст возможность решить неотложные вопросы улучшения профилактической, наркологической и медико-психологической помощи населению города Кемерово и позволит:
5.1. Повысить выявляемость лиц, занимающихся ввозом и сбытом наркотиков.
5.2. Объединить усилия различных ведомств по пресечению потребления и незаконного оборота наркотиков.
5.3. Создать единую городскую информационно-справочную и учебно-методическую базу данных о лицах, потребляющих наркотики.
5.4. Снизить уровень девиантных форм поведения среди детей и подростков на 5%.
5.5. Уменьшить тяжесть негативных медико-социальных последствий употребления психоактивных веществ.
5.6. Предоставить лицам (2800 подросткам), имеющим наркотическую зависимость различной степени тяжести, полный объем специализированной помощи в рамках наркологической службы.
5.7. Расширить круг общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании.
5.8. Занять 85% детей и подростков организованными формами досуга и занятости.
Председатель
Кемеровского городского
Совета народных депутатов
А.Г.ЛЮБИМОВ