ПОСТАНОВЛЕНИЕ Кемеровского городского Совета народных депутатов (третий созыв, седьмое заседание) от 27.09.2002 № 39
"О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ КЕМЕРОВО НА 2002 - 2003 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Кемерово", № 41, 11.10.2002
КЕМЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв, седьмое заседание)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2002 г. № 39
О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ГОРОДЕ КЕМЕРОВО НА 2002 - 2003 ГОДЫ
В целях развития малого предпринимательства на территории города Кемерово, руководствуясь ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 25 Устава города Кемерово, Кемеровский городской Совет народных депутатов постановил:
1. Принять Программу поддержки малого предпринимательства в городе Кемерово на 2002 - 2003 годы.
2. Опубликовать данное постановление в газете "Кемерово".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по экономической деятельности, развитию промышленности, предпринимательства и городского хозяйства Кемеровского городского Совета народных депутатов (С.В.Степанов).
Глава города
В.В.МИХАЙЛОВ
Приложение
к постановлению
Кемеровского городского
Совета народных депутатов
(третий созыв, седьмое заседание)
от 27 сентября 2002 г. № 39
ПРОГРАММА
поддержки малого предпринимательства
в городе Кемерово на 2002 - 2003 годы
I. Паспорт Программы
1.1. Заказчик Программы - Кемеровский городской Совет народных депутатов.
1.2. Разработчик Программы - администрация города Кемерово.
1.3. Цель Программы - создание условий, способствующих свободному развитию малого предпринимательства, обеспечивающего качественными услугами и товарами население города.
1.4. Сроки реализации Программы - 2002 - 2003 годы.
1.5. Общий предполагаемый объем финансирования Программы:
1.6. Контроль за реализацией Программы - Кемеровский городской Совет народных депутатов.
II. Общие положения
2.1. Нормативно-правовое обеспечение Программы:
- Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
- Закон Кемеровской области от 26.11.97 № 149 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области";
- Закон Кемеровской области от 25.03.2002 № 11-ОЗ "Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002 - 2004 годы".
2.2. Основные понятия (термины) Программы:
субъекты малого предпринимательства - это коммерческие организации (малые предприятия), отнесенные к субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридического лица;
малое предпринимательство - это сфера коммерческой деятельности, субъектами которой являются малые предприятия и физические лица, осуществляющие коммерческую деятельность без образования юридического лица;
деловая среда - это совокупность условий хозяйствования и комплекс факторов, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность.
2.3. Список сокращений (аббревиатур), встречающихся в тексте Программы:
МНФПМП - муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства города Кемерово;
СПП - Совет по развитию и поддержке малого предпринимательства при Главе города Кемерово;
КЭ - комитет по экономике администрации города Кемерово;
УПГРЛ - управление промышленности, потребительского рынка, услуг, лицензирования и государственной регистрации администрации города Кемерово;
КТПП - Кузбасская торгово-промышленная палата;
ФУ - финансовое управление администрации города Кемерово;
УО - управление образования администрации города Кемерово;
УЗ - управление здравоохранения администрации города Кемерово;
УСЗН - управление социальной защиты населения администрации города Кемерово;
УКСМП - управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово;
УГР - управление городского развития администрации города Кемерово;
КУМИ - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Кемерово;
КЦИМ - Кемеровский центр инвестиционного моделирования;
КТУ МАП России - Кемеровское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России;
ЕНВД - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
III. Состояние малого предпринимательства
в городе Кемерово
Показатели деятельности малых предприятий за период реализации Программы 2000 - 2001 года свидетельствуют о том, что Программа поддержки малого предпринимательства города Кемерово на 2000 - 2001 годы смогла реализовать положительные тенденции в экономике города для развития малого предпринимательства.
На 1000 жителей города приходится 7 постоянно действующих малых предприятий (в среднем по городам области - 4).
Расширилась сфера деятельности предпринимателей.
По видам деятельности малое предпринимательство охватывает почти все отрасли экономики. Наибольший удельный вес предприятий малого бизнеса приходится на торговлю и общественное питание - 43,5%, строительную деятельность - 13,5%, материально-техническое снабжение - 12,2%, промышленность - 10,3%. В то же время в сравнении с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение доли предприятий торговли и общественного питания на 12,4 процентных пункта и резкое увеличение доли предприятий материально технического снабжения и сбыта на 11,2 процентных пункта, что говорит об активном участии малого бизнеса в формировании оптового звена.
Увеличилось количество видов деятельности, которыми способны заниматься предприятия малого бизнеса, в том числе в производстве товаров потребительского ассортимента, переработке сельскохозяйственной продукции, материально-техническом снабжении, оптовой торговле.
Малый бизнес обеспечил высокие темпы обновления основных фондов.
Как наиболее активная сфера экономики, малый бизнес более оперативно реагирует на изменения и нововведения на рынке. В связи с этим темпы обновления основных фондов на предприятиях малого бизнеса выше, чем на крупных предприятиях. По крупным предприятиям города коэффициент обновления в среднем составляет 5,8%, тогда как на предприятиях малого бизнеса от 17,4% - 20%. Инвестиционные вложения предприятий малого бизнеса в основные фонды увеличились по сравнению с показателями 1999 года в 2,7 раза и составили 225 млн. руб., что свидетельствует о стремлении малых предприятий к повышению конкурентоспособности своей продукции. Наибольший объем инвестиционных вложений приходится на предприятия промышленности (33,5%), строительство (30,2%), торговлю и общественное питание (14,4%).
Малый бизнес обеспечил более высокие темпы увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
Введение единого налога на вмененный доход улучшило условия деятельности малого бизнеса.
С вступлением в силу Закона Кемеровской области от 29.05.99 № 24-ОЗ "О едином налоге на вмененный для определенных видов деятельности на территории Кемеровской области" более 40% предпринимателей перешли на уплату данного налога.
За 2001 год общее количество плательщиков ЕНВД увеличилось на 3,3% к соответствующему периоду прошлого года и составило 6799.
Поступления ЕНВД в городской бюджет за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2000 года увеличились в 1,5 раза и составили 139,4 млн. рублей, что свидетельствует об эффективности целенаправленной политики совершенствования механизма применения данного налога, а также мер, принимаемых органами местного самоуправления по установлению оптимальной системы корректирующих коэффициентов для исчисления ЕНВД.
------------------------------------------------T--------T-------¬
¦ ¦ 2000 г.¦2001 г.¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+
¦Поступление ЕНВД в городской бюджет - ¦ ¦ ¦
¦всего (млн. руб) ¦ 95,7 ¦ 139,4 ¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+
¦ В том числе: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+
¦ - юридические лица ¦ 39,7 ¦ 50,8 ¦
+-----------------------------------------------+--------+-------+
¦ - физические лица ¦ 56,0 ¦ 88,6 ¦
L-----------------------------------------------+--------+--------
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в большей мере упростил систему налогообложения предприятий и снизил перечень налогов, подлежащих уплате субъектами малого предпринимательства, тем самым способствуя их дальнейшему развитию.
Сформированы основные элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая представлена различными по форме организациями: бизнес-центром, бизнес-инкубаторами, консалтинговыми фирмами, учебно-деловыми центрами, Советом поддержки и развития предпринимательства.
За период 2000 - 2001 г.г. по Программе поддержки малого предпринимательства прошли обучение, получили консультации МНФПМП либо приняли участие в обсуждении вопросов предпринимательства в средствах массовой информации более 980 человек.
Начался процесс создания ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств и профессиональных объединений предпринимателей, способных влиять на социально-политическую обстановку в городе.
За последние 2 года в городе появился "Союз владельцев АЗС", общественное объединение владельцев автостоянок "Автопарк", некоммерческое партнерство "Ассоциация работников индивидуального автомобильного транспорта", ведется организационная работа по созданию общественного объединения предпринимателей "ОПОРА".
Администрация города обеспечивает стабильность тарифов на территории города на длительный период.
Предприниматели стали занимать активную политическую позицию.
Из 21 депутата Кемеровского городского Совета народных депутатов второго созыва (1998 - 2002 г.г.) - 6 депутатов - предприниматели.
На выборах в Кемеровский городской Совет народных депутатов, состоявшихся 24.02.2002 года, из 101 кандидата, баллотировались 36 предпринимателей. Победили на выборах 8 предпринимателей.
Предприниматели активно включились в решение социальных проблем, принимают участие в работе органов местного самоуправления.
На территории города, одними из первых в области, были организованы постоянные встречи предпринимателей с Главой города. На встречах обсуждаются вопросы ведения бизнеса и взаимодействия предпринимателей с властью, в результате которых найдены подходы к решению вопросов, препятствующих развитию предпринимательства.
В городе сложилась практика создания рабочих групп из представителей предпринимателей и администрации города Кемерово для выработки оптимальных решений по развитию малого предпринимательства на территории города, а также предложений совершенствования системы функционирования предпринимательства на уровне области.
В городе создана система поддержки субъектов малого предпринимательства, создающих новые рабочие места.
Предприятиям малого бизнеса на конкурсной основе оказывается финансово-кредитная поддержка, источником которой являются средства федерального бюджета по программам местного развития, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, и возвратные средства по этой Программе.
В 2000 - 2001 годах по направлению "Микрокредитование начинающих предпринимателей" было профинансировано 43 проекта на общую сумму 5,3 млн. руб.
Все это свидетельствует о сложившейся системе диалога предпринимателей с властью и необходимости продолжения такой работы на местном уровне.
Несмотря на то, что по многим вопросам найдены оптимальные решения, существуют и отрицательные факторы и тенденции, сдерживающие развитие малого предпринимательства, такие как:
а) отсутствие методов статистического наблюдения и анализа основных параметров развития малого предпринимательства в городе;
б) низкие залоговые возможности субъектов малого предпринимательства, препятствующие получению кредитов;
в) отсутствие инновационной деятельности, способной поставлять в предпринимательскую среду эффективные инвестиционные проекты;
г) увеличение налогообложения и усложнение отчетности в связи с введением с 1 января 2002 года единого социального налога;
д) дополнительные затраты предприятий торговли и общественного питания, связанные с применением новых санитарно-эпидемиологических правил;
е) неурегулированность земельных и имущественных отношений между предпринимателями и органами власти;
ж) затрудненная инвестиционная деятельность малых предприятий, связанная с системой "инвестиционных взносов", взимаемых предприятиями-монополистами.
Развитие и поддержка малого предпринимательства продолжает оставаться одной из приоритетных задач администрации города.
Кроме вышеперечисленных проблем, экономика города диктует новые задачи, которые должно решить малое предпринимательство:
1) Занятость молодежи (трудоустройство).
По оценкам службы занятости населения ситуация на рынке труда в ближайшие годы будет ухудшаться, особенно среди молодежи, что связано с вступлением в трудоспособный возраст граждан, родившихся в 80-е годы.
2) Создание благоприятных условий для реализации товаров, работ и услуг предприятий малого бизнеса за пределы города.
Развитие этого направления позволит завоевать новые рынки сбыта готовой продукции, расширить сферу деятельности малых предприятий города и компенсировать негативные факторы стагнации промышленности.
3) Создание условий, способствующих развитию малых предприятий в сфере оказания социально-значимых работ и услуг для населения города.
Содействие развитию предприятий в социальной сфере позволит расширить диапазон услуг и снизить затраты бюджета на содержание муниципальных учреждений, оказывающих аналогичные услуги для населения города.
На основании изложенных проблем развития малого предпринимательства основная деятельность органов местного самоуправления города Кемерово на 2002 - 2003 годы будет направлена на решение следующих задач:
а) развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства;
б) развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
в) информационное и нормативно-правовое обеспечение субъектов малого предпринимательства;
г) развитие предпринимательства в молодежной среде;
д) развитие предпринимательства, ориентированного на реализацию продукции за пределы города;
е) развитие предпринимательства в социальной сфере;
ж) создание условий для инвестиций в строительство, реконструкцию и перепрофилирование объектов предпринимательской деятельности.
IV. Основные направления
и ресурсное обеспечение Программы
4.1. Развитие кредитно-финансовых механизмов
поддержки субъектов малого предпринимательства
--------T-------------------------------T--------------------T-----------T-----------T--------------T--------------¬
¦ № ¦ Наименование мероприятия ¦ Результативность ¦ Срок ¦Исполнитель¦ Источники ¦ Объем ¦
¦ п/п ¦ ¦ выполнения ¦исполнения,¦ ¦финансирования¦финансирования¦
¦ ¦ ¦ мероприятий ¦ годы ¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦
+-------+-------------------------------+--------------------+-----------+-----------+--------------+--------------+
¦4.1.1. ¦Выделить субвенции ¦Увеличение налоговых¦ 2002 ¦ ФУ, КЭ, ¦ Бюджет ¦ - ¦
¦ ¦Муниципальному некоммерческому ¦поступлений за счет ¦ 2003 ¦ МНФПМП ¦ города ¦ до 10000 ¦
¦ ¦фонду поддержки малого ¦повышения доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства г. Кемерово¦субъектов малого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для микрокредитования малого ¦предпринимательства.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства. ¦Рост количества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦рабочих мест. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------------+--------------------+-----------+-----------+--------------+--------------+
¦4.1.2. ¦Организовать систему ¦Разработка новых ¦ 2002 ¦ СПП, ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦взаимодействия банков и ¦финансовых ¦ ¦ КЭ ¦ ¦ ¦
¦ ¦страховых компаний с Советом по¦технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержке и развитию малого ¦кредитования малого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства. ¦бизнеса. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------------+--------------------+-----------+-----------+--------------+--------------+
¦4.1.3. ¦Создать рабочую группу по ¦Внедрение новых ¦ 2002 ¦ КЦИМ, ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦разработке проектов ¦финансовых ¦ ¦ СПП, ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования новых финансовых ¦технологий. ¦ ¦ МНФПМП ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------------+--------------------+-----------+-----------+--------------+--------------+
¦4.1.4. ¦Разработать модели ¦Снижение риска ¦ 2003 ¦ МНФПМП ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦инвестирования в секторе малого¦инвестирования ¦ ¦ КЦИМ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бизнеса в зависимости от ¦малого бизнеса. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профиля предприятия. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------------+--------------------+-----------+-----------+--------------+--------------+
¦4.1.5. ¦Создать информационную базу ¦Подготовка базы ¦ 2003 ¦ МНФПМП ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦инвесторов и проектов, ¦для создания ¦ ¦ КЦИМ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нуждающихся в инвестициях. ¦инвестиционной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦биржи. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------------------------+--------------------+-----------+-----------+--------------+--------------+
¦4.1.6. ¦Создать страховой центр ¦Снижение риска ¦ 2002 ¦ Страховые ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦защиты предпринимательства. ¦предпринимательской ¦ ¦ компании, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦деятельности. ¦ ¦ МНФПМП ¦ ¦ ¦
L-------+-------------------------------+--------------------+-----------+-----------+--------------+---------------
4.2. Развитие и повышение эффективности инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства
5.1. Увеличение численности занятых в секторе малого предпринимательства.
5.2. Увеличение доли платежей от предприятий малого бизнеса в городской бюджет.
5.3. Увеличение доли малых предприятий в сферах транспорта, образования, здравоохранения, физкультуры и туризма, досуга, жилищно-коммунального хозяйства, науки и научного обслуживания в общем количестве малых предприятий в городе.
Председатель
Кемеровского городского
Совета народных депутатов
А.Г.ЛЮБИМОВ