РЕШЕНИЕ Юргинского городского Совета народных депутатов от 21.08.2002 № 321
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЮРГИ" (2003 - 2004 ГОДЫ)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЮРГИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2002 г. № 321
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЮРГИ" (2003 - 2004 ГОДЫ)
В целях укрепления и развития материально-технической базы учреждений дополнительного образования, создания условий, обеспечивающих совершенствование образовательного процесса, Юргинский городской Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить Программу "Развитие дополнительного образования г. Юрги" (2003 - 2004 годы), согласно приложению.
2. Руководителю финансового отдела Утробину А.П. предусмотреть расходы по данной программе при формировании бюджета на соответствующий год.
Председатель городского
Совета народных депутатов
В.И.ТРЕТЬЯКОВ
Приложение
к решению
Юргинского городского
Совета народных депутатов
от 21 августа 2002 г. № 321
ПАСПОРТ
целевой программы "Развитие дополнительного
образования г. Юрги (2003 - 2004 годы)
1. РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР
2. ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ: "Развитие дополнительного образования
г. Юрги" (2003 - 2004 годы)
3. УСЛОВНОЕ (КРАТКОЕ) НАИМЕНОВАНИЕ: ЦПДО
4. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие системы и качества дополнительного образования
в условиях обновления структуры и содержания образования
5. ЗАКАЗЧИК: Администрация города Юрги,
652050, г. Юрга, пр. Победы, 13
Ширшов Павел Венадьевич
6. РУКОВОДИТЕЛЬ ЦПДО: Управление образованием
Чухрова Ольга Леонтьевна - заместитель начальника
Управления образованием, 4-69-25
7. ГОЛОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК: Методический центр,
652050, г. Юрга, ул. Мира, 1а
Буряк Альбина Васильевна - директор
5-71-10
8. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦПДО: 2003 - 2004 годы
9. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ 1340 тыс. рублей, в том числе:
- региональный бюджет - 925 тыс. руб.;
- городской бюджет - 395 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 20 тыс. руб.
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного
образования;
- приведение в соответствие с заявленным статусом нормативно-правовой
базы;
- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка;
- повышение посещаемости детьми кружков
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная реформа образования в России вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей. Рождение нового вида образования - дополнительного - пришлось на время распада экономики, инфляции, роста социального напряжения и всевозможных конфликтов. Демократизация и гуманизация системы образования в РФ позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения.
В качестве рабочего понятия "дополнительное образование" взято определение из проекта Закона "О дополнительном образовании" (1998) "целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства".
Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы, личностно-деятельностный характер образовательного процесса, направленный на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Разработка и принятие Программы является насущной объективной потребностью времени и вызвана рядом причин:
- несоответствием направлений деятельности УДО имеющейся нормативно-правовой базы;
- нерациональным использованием полезных площадей учреждениями и в связи с этим - неэффективным расходованием финансовых средств;
- необходимостью перестройки образовательного процесса, введением новых педтехнологий и, как результат, охват большего количества детей, посещающих УДО.
Данная Программа определяет цели и задачи направления развития дополнительного образования в образовательных учреждениях разного вида и предназначена для руководителей исполнительной власти и работников, занятых в системе дополнительного образования.
Реализация целей Программы обеспечивается как текущего финансирования бюджета, необходимого для устойчивого функционирования системы дополнительного образования детей, так и за счет платных образовательных услуг, спонсорских средств и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Главная цель Программы - развитие системы дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.
Ожидаемые результаты реализации Программы: сохранение и развитие системы дополнительного образования.
Сроки реализации Программы: 2003 - 2004 годы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Управление образованием г. Юрги.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Программа развития системы дополнительного образования детей (далее Программа) на 2003 - 2004 годы разработана в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2000 года № 1847-р и на основе Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей на 2001 - 2005 годы является организационной основой муниципальной политики г. Юрги в области дополнительного образования детей, направленной на усиление внимания к воспитанию и творческому развитию детей и охрану их прав.
Программа разработана также на основе Национальной доктрины образования в РФ (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751). Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуалнього и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование - специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок (Л.А.Буйлова).
Провозглашенный в конце 80 - 90-х годов призыв к гуманизации образования захватил все сферы образовательной деятельности, но именно в дополнительном образовании успешно реализуется процесс гуманизации, ибо здесь была создана благодатная почва для самореализации и самоактуализации личности ребенка и педагога, в основе которой лежал всегда принцип добровольности. Личностно-ориентированный гуманистический воспитательно-образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования (далее УДО) обязательно включает в себя взаимообмен и взаимообогащение между педагогом и ребенком, который осуществляется через отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям творческого соучастия, что позволяет наиболее полно реализовать свои желания и способности. Приверженность педагога к индивидуальному развитию в ребенке того особенного, единично-неповторимого, что заложено в нем от природы, через творческое сотрудничество развивает в ребенке способность к персонализации, способности жить, работать, общаться в гармонии с собой, с окружающим миром. При этом ориентация детей на общечеловеческие ценности осуществляется через разные направления деятельности УДО непосредственно с каждым ребенком и образует своеобразную систему воспитания. Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой, стремится к органическому сочетанию организации досуга детей с различными формами образовательной и воспитательной деятельности и решает не только проблему занятости детей, но и сокращает пространство девиантного поведения. Именно созданная в дополнительном образовании целостная среда, в которой добровольность, доброжелательность, внимательное отношение к каждому ребенку позволяют создавать оптимальные эмоционально-психологические, микросоциальные, коммуникативные условия освоения социальных, культурных ценностей и перевести их в индивидуальную систему ценностных ориентаций и поведенческих установок. Свобода, общение, непринуждение, творчество, сотрудничество - все это дает возможность для безболезненного прохождения социализации, в которой направляющую роль играет воспитание, где должны быть, по мнению В.А.Сухомлинского, реализоваться следующие идеи:
1) Заботиться о развитии ребенка - главная, системообразующая идея.
2) Любить ребенка - важнейший компонент принципа гуманизма.
3) Уважать ребенка - видеть в каждом ребенке - личность.
4) Верить в ребенка - залог успеха педагогического процесса.
5) Понимать ребенка - как показатель педагогической мудрости.
6) Бережно относиться к духовному миру и природе ребенка.
Концептуальными основаниями, определяющими рамки содержания организации дополнительного образования детей, являются:
- в научно-методической области - теория развития систем дополнительного образования;
- в психологии - гуманистическая психология и психологическая теория деятельности в педагогике - теория дополнительного образования детей.
Образовательный процесс в УДО - постоянно развивающая система взаимодействия "обучающийся - педагог УДО", "обучающийся - обучающийся", "методист - педагог УДО", "педагог - педагог". Дополнительное образование есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.
Современными научными исследованиями наиболее актуальными определяются следующие условия деятельности УДО:
- соответствие выбора занятий во внешкольном объединении желаниям и интересам детей;
- осуществление взаимосвязи обучения и практической деятельности;
- использование в комплексе индивидуальных, групповых и массовых форм занятий;
- реализация индивидуального и дифференцированного подходов к формированию способностей обучающихся;
- активизация всех структурных компонентов самоопределения.
Наиболее эффективными технологиями в дополнительном образовании детей являются:
1) Личностно-ориентированное обучение, предполагающее в условиях дополнительного образования, создание образовательной среды, обеспечивающей вариативность содержания, способов, форм, сроков освоения его.
2) Проектные технологии обучения, реализующие потребности в творчестве, в предоставлении возможности выбора.
3) Социально-педагогические технологии, предполагающие различные виды тренингов, игр, создающих условия для развития навыков межличностного общения детей.
4) Развивающие технологии.
Целью является развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни.
Задачами УДО в области дополнительного образования являются:
- развитие учреждений, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям в соответствии с нормативно-правовой базой;
- упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы УДО;
- обновление программно-методического содержания;
- обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие УДО.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В городе функционируют 6 учреждений дополнительного образования: Детско-юношеский центр (ДЮЦ), Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП), Эколого-биологический центр (ЭБЦ), Станция юных туристов (СЮТур), Городской центр детского (юношеского) технического творчества (ГЦд(ю)ТТ), Центр эстетического воспитания детей (ЦЭВд).
Имеют лицензию на право образовательной деятельности 5 учреждений: ДЮЦ, ДЮКФП, ЭБЦ, СЮТур, ГЦд(ю)ТТ.
Созданный в 1956 году Детско-юношеский центр имеет направленности: художественно-эстетическое, спортивно-техническое, социально-педагогическое. В нем создано 163 учебных группы с охватом 2289 обучающихся.
Детско-юношеский центр имеет филиалы в пристанционной части (клуб "Сибиряк") с секциями:
- футбол;
- волейбол;
- самбо;
- две мастерские декоративно-прикладного направления;
- изо-мастерская;
- театральная студия;
- группа "Юный инспектор"
С октября 2000 года в помещении гарнизонного Дома офицеров начали свою работу музыкально-хоровая, хореографическая студия, мастерская декоративно-прикладного направления. Центром, объединяющим детей с ограниченными физическими возможностями, стал клуб "Дзержинец". Работая по целевой программе "Древо жизни" дети получают образование в мастерских декоративно-прикладного искусства, музыкальной студии "Не унывай", спортивной секции "Самбо".
С увеличением потока детей в дни школьных каникул на базе ДЮЦ организуется работа зимней и летней смены оздоровительного лагеря (работа РЭМ в январе, августе).
Образовательным процессом в Центре занято 73 человека, из них:
- педагогов - 62 человека;
- педагогов-организаторов - 8;
- методистов - 3
Из всего числа сотрудников - 26 совместителей (51%).
Станция юных натуралистов (1983) получила статус Эколого-биологического центра в 1997 году.
ЭБЦ является базовой площадкой по экологическому воспитанию детей и работает по 5 направленностям:
- научно-эстетическое;
- эколого-биологическое;
- художественно-эстетическое;
- социально-педагогическое;
- физкультурно-массовое.
В Центре работают 20 педагогов, из них 12 совместителей (учителя биологии школ города), что составляет 60%. Научное руководство Центром осуществляет Скалон Н.В. - доцент кафедры зоологии и экологии КемГУ, кандидат педагогических наук.
На базе ЭБЦ работают 63 объединения, с охватом 761 ребенка, в том числе 129 - дошкольников.
В основу работы ЭБЦ положена опытническая работа на базе теплиц школ, научно-исследовательская работа по экологии города, разработка дидактических и методических рекомендаций по экологическому воспитанию детей.
В распоряжении Центра теплица, бассейн, помещение на пр. Победы, 4, находящиеся в разных точках города, что затрудняет организацию образовательного процесса. Необходимо предусмотреть возможность выделения Центру отдельной большой площади для размещения лабораторий, для проведения исследовательской работы, создание "зимнего сада", приведение материальной базы "Живого уголка" в соответствие с современными требованиями.
Станция юных туристов с туристско-краеведческой направленностью (1993) имеет направления:
- туризм;
- альпинизм;
- краеведение;
- экология.
Общее число учащихся, принимавших участие в туристско-краеведческих мероприятиях - 4142 человека. Всего работает 39 объединений, в которых занято 468 обучающихся. В течение истекшего года было проведено 85 походов и 24 экскурсии, в которых приняли участие 1606 обучающихся.
На Станции юных туристов из 18 педагогических работников - 7 совместителей (38%). Городской центр технического творчества создан в 1996 году, в результате слияния станции юных техников и клуба юных техников (1969г.) и имеет спортивно-техническую направленность с направлениями деятельности:
- авиамоделизм;
- судомоделизм;
- автомоделизм;
- дельтапланеризм;
- начальное техническое моделирование;
- радиотехническое моделирование;
- фотостудия;
- декоративно-прикладное.
В Центре занято 28 педагогов, из них совместителей - 6 (21%). Посещают Центр 818 детей, в 15 объединениях. Но отмечается низкая посещаемость объединений обучающимися школ города.
Детско-юношеский клуб физической подготовки создан в 1990 году на базе детской спортивной школы при Гороно (1959г.). В ДЮКФП занимается 860 детей в 60 спортивных секциях. Занятия проводятся на базах ДЮКФП, спорткомплекса "Атлант", "Садко", клуба "Ровесник", в 9-ти школах и 6-ти детских садах. В учреждениях работает 30 педагогов, из них 11 совместителей (36%).
Центр эстетического воспитания детей основан в 2000 году и имеет художественно-эстетическую направленность. В Центре 414 детей и функционируют 26 объединений. ЦЭВд - центр хореографии города, на его базе проводятся городские заседания методобъединений преподавателей хореографии, подготовка к областным и городским конкурсам. ЦЭВд тесно сотрудничает с Томским колледжем культуры, Кемеровской академией искусств.
Образовательную деятельность в Центре ведут 15 педагогов, из них 4 совместителя (26%). Уровень обучаемости ЦЭВд соответствует начальному профессиональному образованию, что подтверждают специалисты в области хореографии.
Организация образовательного процесса направлена на реализацию Программ дополнительного образования, в том числе, разработанных педагогами города Юрги, и получившими высокую оценку на областных смотрах методических и программных средств (ЭБЦ, ДЮЦ, СЮТур).
Используя личностно-ориентированный подход в обучении, современные педтехнологии воспитанники учреждений дополнительного образования добиваются высоких результатов в региональных соревнованиях, конкурсах, смотрах.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дополнительное образование детей рассматривается как одна из ступеней непрерывного образования современного человека, как процесс непрекращающегося учения личности, стремящейся постоянно повышать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Основное содержание дополнительного образования, формы и методы реализации могут основываться на уровнях использования обучающимися свободного времени - досуговом, репродуктивном, эвристическом, креативном.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ содержания дополнительного образования - досуговый. Ребенок приходит в учреждение дополнительного образования провести свое свободное время, отдохнуть, заполнить его. Основное содержание свободного времени на этом уровне - отдых, развлечение. Досуговый уровень важен тем, что учреждением дополнительного образования "охватываются" дети, которые в будущем могут стать его воспитанниками. Основная педагогическая задача на этом этапе - создать, сформировать мотивацию у детей, чтобы они выбрали объединение, учебную дисциплину, коллектив, заинтересовались чем-нибудь.
Организационно-педагогическими формами дополнительного образования на этом уровне могут быть массовые праздники, игры, конкурсы, дни открытых дверей, экскурсии по учреждению дополнительного образования, встречи с детскими коллективами, а также постоянно действующие в учреждении дополнительного образования свободные мастерские, выставки и т.д.
Существенным моментом в досуговой деятельности, да и на последующих ступенях тоже, является умение педагогов, педагогического коллектива создавать ситуации, вызывающие особо яркие впечатления у детей, "зажигающие" их, увлекающие, толкающие на путь большого творчества.
НА ВТОРОМ УРОВНЕ (репродуктивном), когда ребенок уже проявил интерес к определенному виду деятельности, к определенному педагогу или какому-то детскому коллективу, он начинает посещать занятия в учреждении дополнительного образования.
Организационно-педагогической формой дополнительного образования на этом уровне может быть традиционный кружок, клуб, секция и т.д.
Ребенок на этом уровне потребляет готовые знания, которые передает ему педагог, осваивает опыт деятельности по образцам. Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, в основном, репродуктивный ("делай как я"). Интерес ребенка, как правило, ограничивается овладением определенными умениями и навыками по профилю объединения (кружка).
Модель обучения - традиционная, основанная на репродуктивной деятельности, на усвоении обучающимися фиксированных знаний и способов деятельности.
Цель педагога на этом уровне - увлечь ребенка, закрепить и развить у него мотивацию, желание регулярно посещать занятия.
Большинство педагогов УДО остаются на этой ступени.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. На этом уровне, более высоком по содержанию, соответствует эвристическому. Учащийся на этом этапе старается сам увеличить объем своих знаний, становится исследователем.
Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе продуктивный ("делай сам"). Интерес ребенка к знаниям становится ненасыщенным, а значит личностным, этап развития личности интеллектуально-поисковый.
Дополнительное образование на этой ступени, как правило, предметно-функциональные, основные его организационно-педагогические формы - профильные и многопрофильные школы УДО.
Задача педагога на этом уровне - закрепить мотивацию содержательную, внутреннюю: обучаемый сам стремится к реальному результату обучения. Обучение на этой ступени основывается на продуктивной деятельности учащихся, оно направлено на освоение учащимися самостоятельно конструируемого нового опыта.
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ содержания дополнительного образования - "возвышенная деятельность" (созидание, творчество). В дополнительном образовании - это креативный уровень. Интерес у учащихся становится творческим, возникает потребность сделать свое, причем интерес уже не угасает, этап развития личности - рефлексивно-созидающий. Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе - креативный, происходит выражение собственного "Я" учащегося в процессе сотворчества его и педагога. Уровень Программы дополнительного образования - творческий, инновационный, модель обучения основывается на продуктивной, творческой деятельности учащегося. Задача педагога - создать условия для реализации творческого потенциала учащегося.
Последний высший уровень содержания образования актуален, значим как в русле глобальных образовательных тенденций, так и в русле обеспечения развития человека как самоцели. Ибо в наш информационный век, при лавинообразном возрастании объемов информации и быстром их старении, важно не простое усвоение готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей открывать и создавать новое, решать нестандартные задачи, разрешать трудные проблемы и т.д.
Не случайно, в решении коллегии Министерства образования России № 12/1 от 25.05.94 отмечалось, что сфера дополнительного образования может рассматриваться как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования.
Комбинаций различных подходов к структурированию содержания дополнительного образования может обеспечить варианты образовательного процесса, его программы, учебных планов, что отражает вариативность системы в русле современных образовательных тенденций, с учетом местных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей, потенциальных возможностей конкретного учреждения.
Основными принципами, определяющими содержание образовательного процесса в УДО являются:
- непрерывность;
- преемственность;
- вариативность - гибкое сочетание базовых и вариативных программ, многообразие алгоритмов обучения;
- перспективность;
- гибкость и оперативность;
- индивидуально-личностная ориентация;
- практическая направленность.
В основу организации образовательного процесса должен быть положен принцип самореализации ребенка. Реализация образовательной деятельности направлена на самоанализ педагогами УДО своей профессиональной деятельности, развитие рефлексивной культуры, овладение современными информационными и обучающими технологиями. И, как результат, в практику деятельности УДО должны войти современные методы обучения и технологии: рефлексивные, проектировочные семинары, организационно-мыслительные игры, социально-психологические тренинги и, в недалеком будущем, интернет-технологии.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УДО
Одна из особенностей Управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур в соответствии с требованиями оперативности решения вопросов, повышения квалификации педагогических работников.
Решение задачи формирования организационной структуры управления УДО видится в дальнейшем развитии демократических основ управления, в обеспечении оптимального соотношения таких организационных принципов управления, как централизация и децентрализация в осуществлении управленческих решений, в коллегиальности и единоначалии в управлении, в реализации прав и обязанностей, в свободном выборе и ответственности.
Наиболее перспективной для формирования системы управления УДО представляется программно-целевая структура, в рамках которой вся совокупность деятельности по реализации конечной цели рассматривается не с позиций существующей иерархии подчинения, а под углом зрения достижения цели, предусмотренной программой.
Постоянными элементами в организационной структуре УДО являются: пед.совет, попечительский совет, методический совет и т.д.
Новым элементом является формирование временных (или постоянных) проектных программ (групп, лиц) для решения конкретных и злободневных проблем. Эти команды создаются руководителями программ, которые имеют право привлекать в них специалистов.
Управление программами осуществляется руководителями, которые несут ответственность за координацию всех связей по программе и своевременное достижение ее целей. Эти подходы будут способствовать созданию в УДО коллектива единомышленников, что обеспечит ответственность каждого за решение поставленных задач. Управление будет осуществляться на основе соуправления с опорой на инициативу и творчество коллектива.
Для управления результативности системы управления в УДО предусматривается разработка критериев, показателей.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I ЭТАП: Подготовка учреждений к работе в новых условиях
Сроки: сентябрь 2002 - май 2003 года
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности:
- подготовку педагогов УДО к реализации Программы;
- отработку условий и оптимального механизма интеграции существующих подразделений в новые структуры;
- разработку программ новых направлений;
- разработку нормативно-правовой базы для реализации Программы;
- определение соответствия материально-технической базы УДО целям и задачам Программы
II ЭТАП: Внедрение и реализация Программы
Сроки: июнь 2003 - август 2004 года
Этап включает реализацию следующих направлений:
- укрепление и развитие материально-технической базы УДО;
- создание условий, обеспечивающих совершенствование образовательного процесса;
- деятельность системы управления в новых условиях, ее проверку и корректировку;
- апробация и внедрение программ, педтехнологий на вновь созданных направлениях деятельности;
- обеспечение промежуточного анализа и оценки эффективности работы структур и направлений и внесение своевременных корректив.
III ЭТАП: Анализ и оценка результативности реализации Программы
Сроки: сентябрь 2004 - декабрь 2004 года
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности:
- оценку эффективности реализации Программы;
- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
- выработку стратегии дальнейшего развития УДО
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Дополнительное образование - специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок; способствует профориентации, придает становлению человека новое качество.
Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности.
Дополнительные образовательные программы - образовательные программы, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся образовательные программы различной направленности в образовательных учреждениях, расширяющие содержание основных общеобразовательных программ за пределами, определяющих их статус.
Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся у него способности.
Инновация - создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в жизни.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей - это новый вид организационно-нормативного, оперативного документа, предусмотренного Законом Российской Федерации "Об образовании" (п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 32).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Национальная доктрина развития образования в РФ на 2000 - 2005 годы
2. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей
3. Программа развития воспитания в системе образования России на 2001 -2003 годы, М., 2001
4. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей, М.: Владос, 1999
5. Буилова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей, М.: Владос, 2001
6. Макарова Л.С. Дополнительное образование - сфера наибольшего благоприятствия для развития воспитательной работы с учащейся молодежью, М.: журнал "Дополнительное образование", стр. 21 - 24
7. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений до полнительного образования детей, Кемерово, 2001
8. Горский В.А. Пути совершенствования содержания дополнительного образования детей, М.: журнал "Дополнительное образование", стр. 14 - 15
Председатель городского
Совета народных депутатов
В.И.ТРЕТЬЯКОВ
Приложение
к Программе, утвержденной
решением
Юргинского городского
Совета народных депутатов
от 21 августа 2002 г. № 321
РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
----T-------------------------------T-------T----------T------T-----------------¬
¦ № ¦ Мероприятия ¦Ответ- ¦ Срок ¦Финан-¦ Ожидаемый ¦
¦п/п¦ ¦ствен- ¦реализации¦совые ¦ результат ¦
¦ ¦ ¦ный за ¦ ¦зат- ¦ ¦
¦ ¦ ¦испол. ¦ ¦раты ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------+----------+------+-----------------+
¦ 1.¦Привести учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнительного образования в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствие с требованиями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Приказа № 1276 от 03.05.2001 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Министерства образования РФ: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ЦЭВд отработать программы ¦Админ. ¦ 2003 ¦ ¦Перевод ЦЭВд ¦
¦ ¦ художественно-эстетической ¦ЦЭВд ¦ ¦ ¦в статус ¦
¦ ¦ направленности, ¦ ¦ ¦ ¦художественно- ¦
¦ ¦ соответствующей статусу ¦ ¦ ¦ ¦эстетической ¦
¦ ¦ школы; ¦ ¦ ¦ ¦школы ¦
¦ ¦- ГЦд(ю)ТТ отработать программы¦Админ. ¦ 2003 ¦ ¦Перевод ГЦдюТТ ¦
¦ ¦ научно-технической ¦ГЦдюТТ ¦ ¦ ¦в статус станции ¦
¦ ¦ направленности, ¦ ¦ ¦ ¦технического ¦
¦ ¦ соответствующей статусу ¦ ¦ ¦ ¦творчества детей ¦
¦ ¦ станции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ДЮЦ с целью сохранения ¦Админ. ¦ 2004 ¦ ¦Сохранение ¦
¦ ¦ статуса центра наработать ¦ДЮЦ ¦ ¦ ¦статуса центра ¦
¦ ¦ четвертую направленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ работы с детьми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ востребованную социумом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.¦Привести в соответствие с ¦Админ. ¦ 2003 ¦ 35 ¦Приведение в ¦
¦ ¦заявленным статусом Уставы и ¦УДО ¦ 2004 ¦ 25 ¦соответствие ¦
¦ ¦локальные акты УДО ¦ ¦ ¦ ¦нормативно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовой базы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.¦Разработать и утвердить порядок¦Метод. ¦ 2003 ¦ ¦Координация и ¦
¦ ¦проведения городских массовых ¦центр ¦ ¦ ¦упорядочение ¦
¦ ¦мероприятий с детьми по ¦УО ¦ ¦ ¦проводимых ¦
¦ ¦различным видам образовательной¦ ¦ ¦ ¦мероприятий ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+-------+----------+------+------------------
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ