Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации Кемеровской области от 09.07.2002 № 480-р
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ЦЕНОВОЙ (ТАРИФНОЙ) ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступил в силу с 9 июля 2002 года (пункт 4 данного документа).



АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 июля 2002 г. № 480-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ЦЕНОВОЙ (ТАРИФНОЙ)
ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2002 - 2005 ГОДЫ

В целях проведения единой ценовой (тарифной) политики в области, а также регламентирования деятельности исполнительных органов государственной власти Кемеровской области:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию ценовой (тарифной) политики Администрации Кемеровской области на 2002 - 2005 годы.
2. Рекомендовать главам городов и районов, главам администраций городов и районов разработать и утвердить территориальные концепции ценовой (тарифной) политики на 2002 - 2005 годы.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Ю.В.Кима.
4. Распоряжение вступает в силу с момента подписания.

И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.МАЗИКИН





Приложение
к распоряжению Администрации
Кемеровской области
от 9 июля 2002 г. № 480-р

КОНЦЕПЦИЯ
ценовой (тарифной) политики администрации
Кемеровской области на 2002 - 2005 годы

Концепция ценовой (тарифной) политики Администрации Кемеровской области (далее - Концепция) представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов, а также правил и методов в деятельности исполнительных органов государственной власти Кемеровской области в сфере регулирования цен (тарифов), отнесенной к компетенции исполнительных органов государственной власти Кемеровской области.
Концепция направлена на решение основных проблем:
устойчивого экономического развития предприятий и организаций энергетического комплекса, пассажирского транспорта и промышленного железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, обеспечения модернизации, повышения качества и надежности (бесперебойности) в их работе;
формирования тарифов на услуги, оказываемые населению, а учетом суммарной нагрузки на потребителя, их реальной платежеспособности и возможностей бюджетов области и муниципальных образований, недопущения необоснованного завышения цен (тарифов) для потребителей и исключение влияния субъективных, в том числе и политических, факторов на формирование платежей граждан.

I. Основные термины и определения

Ценовая (тарифная) политика - система определенных последовательных действий, мероприятий, организационных и управленческих решений, направленных на обеспечение согласования экономических интересов предприятий - производителей продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию, и их потребителей.
Цена (тариф) - выраженная в валюте Российской Федерации стоимость единицы продукции (товара, работ, услуг). Цена может выражаться в валюте иностранных государств только в случаях, определяемых законом либо международным договором или в установленном ими порядке.
Тарифная группа - категория потребителей продукции, работ, услуг, объединенная общими технологическими, экономическими, социальными условиями, определяющими единство в формировании цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), реализуемые для этой категории потребителей конкретным поставщиком (группой поставщиков).
Период регулирования - временной интервал, принимаемый для расчетов показателей, включаемых в предложения по установлению (изменению) цен (тарифов, размера платы за услуги).
Договорная цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции (работ, услуг).
Норматив потребления услуг населением - объем услуги, измеряемый в соответствующих единицах установленной номенклатуры, используемый как оценочный достаточный уровень потребления того или иного вида услуг населением, из расчета на одного человека в месяц или на один квадратный метр жилой (общей) площади.
Ставка платы населения - плата населения за конкретно предоставляемую жилищно-коммунальную услугу в объемах, обусловленных нормативом потребления за определенный временной интервал (месяц), по тарифам для данного вида услуги.
Жилищно-коммунальный комплекс - комплекс предприятий, осуществляющих содержание жилищного фонда и эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры территорий, оказывающих жилищные и коммунальные услуги.
Расходы - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Инвестиционная составляющая - сумма амортизационных отчислений, включаемых в расходы, и части прибыли, направляемой на развитие и модернизацию производства.
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Предприятие (хозяйствующий субъект) - юридическое лицо, гражданин, занимающийся деятельностью по производству, реализации или приобретению продукции (работ, услуг).
Экономико-математическое моделирование (экономико-математическая модель) - описание взаимосвязи экономических объектов математическими методами с целью определения влияния того или иного объекта на определенный результат.
Базовые расходы - расходы производства продукции (работ, услуг), сформированные на основании проведения комплексных аудитов предприятий с учетом выявленных возможностей оптимизации и резервов хозяйственной деятельности, а также нормативных затрат.
Жилищно-коммунальные услуги - услуги по содержанию и оплате жилья, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Регулирующий орган - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование цен, тарифов на территории области в соответствии с действующим законодательством.
Общественность - общество или передовая его часть, выражающая его мнение.

II. Область регулирования

В соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование и согласование цен (тарифов), надбавок, сборов, ставок плат по следующему перечню:
электроэнергия и тепловая энергия;
услуги систем водоснабжения и канализации;
газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет бюджета Кемеровской области;
перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях;
оплата населением жилья и коммунальных услуг;
топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
ритуальные услуги;
торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания;
ставки платы за паспортизацию и плановую техническую инвентаризацию жилых строений и жилых помещений, проводимую ГУП "Центр технической инвентаризации Кемеровской области";
сборы, взимаемые органами ГИБДД;
сборы, взимаемые органами Гостехнадзора Кемеровской области;
услуги, оказываемые ГУ "Областной комитет по охране окружающей природной среды";
услуги, оказываемые государственными семенными инспекциями Кемеровской области;
услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Кемеровской области;
наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

III. Цель и задачи ценовой (тарифной) политики

Общей долгосрочной целью проводимой в области ценовой (тарифной) политики является обеспечение сбалансированности интересов региональных, местных производителей и потребителей продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию.
Под сбалансированностью интересов понимается существование механизма ценового (тарифного) регулирования, позволяющего:
регулирующим органам оценивать и принимать обоснованные решения в области регулирования цен (тарифов), обеспечивать устойчивое состояние и условия для развития предприятий, приемлемый уровень цен (тарифов) на их продукцию (работы, услуги) для потребителей, создавать благоприятный инвестиционный климат в регионе, строить прогнозируемую инвестиционную, бюджетную и социальную политику;
хозяйствующим субъектам проводить экономически обоснованную инвестиционную политику, строить долгосрочные прогнозы развития, заключать долгосрочные контракты и договоры, формировать перспективу своего развития с учетом, проводимой Администрацией ценовой (тарифной) политики;
общественности достигнуть понимания о целях и задачах проводимой в области ценовой (тарифной) политики, активно участвовать в процессе обсуждения принимаемых решений, использовать институт социального партнерства и систему согласительных процедур.
Достижение поставленной цели возможно только путем решения трех взаимоувязанных задач:
1. Формирование централизованной скоординированной системы управления ценовой (тарифной) политикой в области и единого порядка ценового (тарифного) регулирования.
2. Разработка единых методологических принципов формирования цен (тарифов) в области.
3. Последовательная и скоординированная реализация управленческих и организационных мероприятий в соответствии со стратегическими направлениями и базовыми принципами ценовой (тарифной) политики Кузбасса.
Реализация поставленных задач будет осуществляться поэтапно:
на первом этапе (первое полугодие 2002 г.) - принятие Концепции ценовой (тарифной) политики Кемеровской области.
на втором этапе (второе полугодие 2002 г.) - изменение действующей нормативно-правовой базы ценового регулирования в области, формирование предложений по совершенствованию федерального законодательства.
на третьем этапе (2002 - 2005 г.г.) - последовательное выполнение мероприятий реализации Концепции ценовой (тарифной) политики Администрации области в соответствии со сроками, приведенными в приложении.

IV. Базовые принципы ценовой (тарифной) политики
и методы их реализации

4.1. Базовые принципы ценовой (тарифной) политики

Достижение основной цели ценовой (тарифной) политики осуществляется путем установления и последовательной реализации следующих основных принципов:
4.1.1. Принцип централизации:
скоординированное формирование цен (тарифов), единая централизованная методологическая основа согласования и утверждения цен (тарифов) по всей области регулирования;
координация хозяйственной деятельности и инвестиционной политики предприятий со стратегическими интересами развития области и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в регионе (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма и т.д.);
обеспечение согласованности ценовой (тарифной) политики Кемеровской области и основных направлений развития и модернизации экономики Российской Федерации. Согласование интересов федеральных, региональных и территориальных органов власти в области ценовой (тарифной) политики на основе четкого разделения обязанностей, прав и ответственности.
4.1.2. Принцип развития:
обеспечение экономической устойчивости предприятий, условий для развития и модернизации производства, обновления основных производственных фондов.
4.1.3. Принцип социальной справедливости:
оценка суммарной нагрузки на потребителя по всей области регулирования, адекватное формирование тарифов на услуги, оказываемые населению, их реальной платежеспособности и возможности областного бюджета;
эффективная адресная социальная помощь незащищенным категориям граждан.
4.1.4. Принцип обоснованности:
оптимизация расходов производства продукции (работ, услуг);
осуществление контроля за правильностью формирования и применения регулируемых цен (тарифов), то есть проведение контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;
осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ и проектов в соответствии с утвержденными графиками их проведения.
4.1.5. Принцип предсказуемости:
обеспечение предсказуемости условий хозяйственной деятельности и экономической политики на территории региона и общего социально-экономического развития;
создание необходимых условий для привлечения долгосрочных инвестиций в область;
обеспечение инвестиционной привлекательности Кузбасса.
4.1.6. Принцип развития конкуренции:
создание условий развития конкурентной среды на рынке продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию;
создание и развитие новых предприятий и организаций в сфере производства продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию.
4.1.7. Принцип оптимизации бюджетных расходов:
сокращение расходов консолидированного бюджета, связанных с обеспечением потребителей коммунальными услугами, бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан.
4.1.8. Принцип полной окупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования:
поэтапная ликвидация системы перекрестного субсидирования между различными тарифными группами и между различными видами деятельности предприятий;
поэтапное доведение уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги до полной стоимости предоставляемых услуг (в соответствии с графиком проведения жилищно-коммунальной реформы и федеральными стандартами).
4.1.9. Принцип информационной доступности:
обеспечение полного информационного сопровождения проведения ценовой (тарифной) политики.

4.2. Основные методы реализации базовых принципов
ценовой (тарифной) политики

Реализация базовых принципов ценовой (тарифной) политики осуществляется следующими методами:
4.2.1. Реализация принципа централизации:
осуществление координации ценовой (тарифной) политики, закрепление ответственности за результаты ценовой (тарифной) политики, формирование регламента разработки, согласования и утверждения цен (тарифов) во всей области регулирования в рамках предоставленных полномочий;
анализ стратегических планов развития региона, территорий. Координация ценовой (тарифной) политики с основными направлениями социально-экономического развития области;
сравнительный анализ соответствия нормативно-правовых баз Кемеровской области, муниципальных образований и Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов). Формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования цен (тарифов);
выполнение установленных федеральных стандартов и нормативов, корректировка мероприятий ценовой (тарифной) политики в соответствии со стратегическими принципами развития Российской Федерации;
координация основных мероприятий ценовой (тарифной) политики Кемеровской области со стратегическими направлениями социально-экономического развития и модернизации экономики Российской Федерации. Разработка предложений по формированию основных мероприятий реализации плана действий Правительства Российской Федерации в области социально-экономического развития и модернизации экономики.
4.2.2. Реализация принципа развития:
планирование безубыточной (рентабельной) текущей деятельности предприятий на базе прогнозируемых затрат предприятий на период регулирования;
формирование инвестиционных программ и проектов, направленных на модернизацию и развитие предприятий, в соответствии со стратегическими интересами развития Кузбасса и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в регионе (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма и т.д.), разработка и утверждение методики согласования графиков реализации. Определение источников финансирования реализации согласованных инвестиционных программ и проектов;
формирование инвестиционной составляющей в цене (тарифе) - установление достаточной нормы прибыли для реализации утвержденных графиков инвестиционных программ и проектов.
4.2.3. Реализация принципа социальной справедливости:
формирование цен (тарифов) на основе комплексной оценки суммарной нагрузки на потребителя с учетом их влияния на уровень цен на продукты питания, социально-значимые товары, потребительскую корзину и бюджет прожиточного минимума;
разработка методики оценки реальных денежных доходов граждан, структуры их расходов и уровня платежеспособности, определение критериев формирования категорий потребителей, нуждающихся в помощи;
формирование механизма перераспределения финансовых потоков с целью осуществления адресной социальной помощи. Обеспечение условий предоставления компенсаций непосредственно гражданам - потребителям услуг;
дифференциация оплаты за услуги в зависимости от качества предоставляемых услуг;
обеспечение возможности экономии потребителем коммунальных услуг путем оснащения жилых помещений приборами учета и регулирования объемов потребления коммунальных услуг;
обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг в рамках социальных нормативов независимо от уровня доходов граждан.
4.2.4. Реализация принципа обоснованности:
проведение комплексных финансовых и технических аудитов предприятий;
регулярное проведение специализированных проверок предприятий (формирования затрат, инвестиционной деятельности, распределения прибыли, взаимоотношений с потребителями и т.д.). Формирование механизма применения штрафных санкций по итогам контрольных проверок;
разделение учета доходов и расходов предприятий по регулируемым видам деятельности. Выделение структурных подразделений в соответствии с видами деятельности;
приоритетное внедрение энергосберегающих программ и проектов, эффективных технологий и совершенствование организации производства на предприятиях, совершенствование системы учета производства и потребления продукции (работ, услуг). Обеспечение условий окупаемости мероприятий по энергосбережению и инновации;
увеличение степени загрузки производственных мощностей;
внедрение системы конкурсных торгов на поставки сырья, материалов и оборудования для нужд предприятий;
внедрение системы конкурсных торгов на подряды реализации инвестиционных проектов, осуществление комплексного капитального ремонта с применением современных методов и технологий производства работ. В случае неиспользования ремонтного фонда, начисленного в период регулирования, его сумма не изымается у предприятия, а накапливается и используется в последующих периодах.
4.2.5. Реализация принципа предсказуемости:
установление определенного (долгосрочного) периода действия цен (тарифов) - за период регулирования при формировании цен (тарифов) принимается календарный год с поэтапным изменением тарифов в течение периода. Уровни цен (тарифов) и сроки ввода в действие устанавливаются соответствующим нормативно-правовым
актом единовременно на весь период регулирования;
внедрение системы прогнозирования социально-экономических показателей на основе долгосрочных прогнозов ценообразования, построенных на базе экономико-математических моделей. Применение экономико-математического моделирования при прогнозировании затрат предприятий на период регулирования.
4.2.6. Реализация принципа развития конкуренции:
обеспечение развития конкурентной среды в сфере производства продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию;
создание условий для привлечения бюджетных средств и средств сторонних инвесторов в создание и развитие новых предприятий и организаций в сфере производства продукции (работ, услуг);
обеспечение условий для беспрепятственного доступа предприятий на рынок.
4.2.7. Реализация принципа оптимизации бюджетных расходов:
финансовая прозрачность и жесткий бюджетный контроль;
постепенное прекращение дотирования убытков деятельности предприятий, реализующих продукцию (работы, услуги), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию;
формирование расходных статей бюджета в соответствии с объемами и ценовыми показателями областного и муниципальных заказов и графиком проведения жилищно-коммунальной реформы;
целевые компенсации незапланированных затрат дотируемых предприятий в течение года (по соответствующим составляющим затрат).
4.2.8. Реализация принципа полной окупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования:
планирование безубыточной (рентабельной) деятельности предприятий;
последовательная отмена всех льгот, дотаций, предоставляемых потребителям-льготных тарифных групп;
поэтапное доведение уровня платежей потребителей, оплачивающих продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам) ниже среднеотпускных цен (тарифов), до уровня платежей по экономически обоснованным ценам (тарифам);
выполнение установленных федеральных стандартов проведения жилищно-коммунальной реформы.
4.2.9. Реализация принципа информационной доступности:
активное использование средств массовой информации с целью освещения проводимой Администрацией области ценовой (тарифной) политики. Публикация долгосрочных прогнозов и планов действий Администрации в области ценовой (тарифной) политики. Публикация прогнозного влияния изменения, регулируемых цен (тарифов) на уровень цен на основные продукты питания и товары первой необходимости.

V. Ценовая (тарифная) политика в регулируемых
видах деятельности

5.1. Топливно-энергетический комплекс

К топливно-энергетическому комплексу относятся организации:
осуществляющие производство (генерацию), транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии;
топливоснабжающие организации.
Регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на уголь, реализуемый населению, должно быть направлено на защиту экономических интересов потребителя, обеспечение энергетической безопасности региона и стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов.
В основу проводимой Администрацией области тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе должно быть положено:
реформирование региональной энергосистемы (2002 - 2005 г.г.);
поэтапный переход оплаты за уголь населением на полную его стоимость, обеспечивающую 100-процентное возмещение затрат на приобретение угля и необходимой потребности в финансовых средствах топливоснабжающих предприятий.
Приоритетным направлением совершенствования системы энергоснабжения потребителей региона продолжает оставаться повышение эффективности учета и контроля производства, транспортировки и потребления продукции (услуг) энергоснабжающих организаций.
В этих целях в 2002 году необходимо продолжить проведение паспортизации теплоисточников, экспертизы нормативов расхода топлива и потребления энергии, а также обеспечить условия создания и развития рынка энергосберегающих проектов.
В целях развития рыночных отношений в области производства (генерации) электрической и тепловой энергии необходимо обеспечить:
1. Разделение учета затрат энергоснабжающих организаций по видам деятельности (производство (генерация) и транспортировка), а также для производителей электрической энергии - по диапазонам напряжений.
2. Введение в действие раздельных тарифов на транспортировку и выработку электрической и тепловой энергии.
3. Законодательно закрепленное недискриминационное право свободного доступа независимых производителей к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций.
В основу формирования тарифов на энергию должны быть положены следующие основные принципы:
экономически обоснованные расходы;
формирование инвестиционной составляющей в тарифе;
формирование составляющей для образования целевых средств для
реализации областной программы энергосбережения.
На основании проведения ежегодных комплексных (финансовых и технологических) аудитов определяются экономически обоснованные расходы основных энергоснабжающих организаций, и формируется нормативная база показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Технологический аудит должен быть направлен на выявление оптимальных режимов и объемов загрузки собственных мощностей энергоснабжающих организаций, резервов в затратной части, а также обоснованных объемов покупки энергии со стороны.
В целях оптимизации затрат крупных потребителей на энергоносители необходимо обеспечить дифференциацию тарифов по зонам суток, временам года и режимам потребления.

5.2. Промышленный железнодорожный транспорт

Государственное регулирование тарифов осуществляется на транспортные услуги, выполняемые на подъездных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (в том числе погрузочно-транспортные управления, железнодорожные цеха) независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, путем декларирования их предельного уровня.
В целях обеспечения единых методологических принципов регулирования, применяется порядок декларирования тарифов и методические указания по их формированию.
Основные подходы к формированию тарифов:
обеспечение транспортных потребностей с наименьшими затратами;
исключение негативного проявления монополизма;
соблюдение баланса интересов как производителей, так и потребителей услуг.
Расчет тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта осуществляется с учетом:
анализа фактических затрат за предыдущий расчетный период;
оптимизация расходов с учетом выявленных резервов;
данных Минэкономразвития России о прогнозируемых уровнях индексов (дефляторов) роста цен в период регулирования;
действующих нормативных документов и среднесетевых норм;
инвестиционной составляющей, для реализации проектов развития и модернизации транспортной инфраструктуры на подъездных путях, обновления основных производственных фондов.
Увеличение степени загрузки производственных мощностей (объем перевозимых грузов) является основным фактором снижения уровня тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта.
Реализация инвестиционных программ, проектов развития и модернизации предприятий промышленного железнодорожного транспорта, должна согласовываться с предприятиями, получающими транспортные услуги.
Осуществление постоянного контроля за правильностью применения тарифов.
Совершенствование механизма регулирования на транспортные услуги.

5.3. Пассажирский транспорт

Регулирование цен (тарифов) осуществляется на транспортные пассажирские перевозки в:
автомобильном транспорте общего пользования городского, пригородного, междугородного сообщений;
железнодорожном транспорте пригородного сообщения;
речном транспорте местного сообщения и на переправах.
Тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении утверждаются с разбивкой по зонам в зависимости от километража (от "0" до "15-й зоны").
Тарифы на перевозку пассажиров в автобусах междугородных, пригородных сообщений формируются путем применения предельных коэффициентов.
Тарифы на перевозку пассажиров и багажа речным транспортом в пригородном сообщении и на внутригородских переправах устанавливаются путем применения повышающего коэффициента к действующим тарифам.
При расчете тарифов учитываются затраты на перевозку пассажиров, возможности бюджета, платежеспособность населения.
Особенностью организации пассажирских перевозок в городском транспорте общего пользования является их разделение на перевозки, осуществляющие обслуживание пассажиров, в том числе льготных категорий в соответствии с действующим законодательством, и коммерческие перевозки.
Регулирование цен (тарифов) на пассажирские перевозки общественным транспортом должно быть направлено на обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, развитие транспортного комплекса области, повышение качества их услуг при условии обеспечения перевозок всех категорий пассажиров, пользующихся в соответствии с действующим законодательством правом льготного или бесплатного проезда.
Регулирование цен (тарифов) на коммерческие пассажирские перевозки должно быть направлено на обеспечение условий расширения сети коммерческих маршрутов, развитие конкуренции в этом виде перевозок, мотивацию к снижению затрат перевозчиков.
Формирование тарифов на проезд в общественном пассажирском транспорте основывается на четкой взаимосвязи объемов транспортных работ и размера бюджетного финансирования на обеспечение областного заказа на транспортные пассажирские перевозки. Объем бюджетного финансирования определяется параллельно с формированием тарифов, исходя из необходимой и возможной доли покрытия базовых расходов объема перевозок на период регулирования.
Приоритетное направление повышения эффективности и оптимизации работы общественного транспорта - организация учета и контроля подвижного состава на линии (движение строго по расписанию), учет перевезенных пассажиров и повышение эффективности сбора проездной платы.
Одним из механизмов повышения эффективности работы транспортных организаций, увеличения их доходной части является снижение коэффициента льготности перевозок и перевод категории граждан, пользующихся льготой, на адресную помощь, внедрение и распространение проездных документов длительного пользования.
Регулирование тарифов на пассажирские перевозки осуществляется исходя из установления уровня тарифа на 1 проезд в городском транспорте и 1 пассажиро-километр маршрута пригородного и междугородного транспорта. Уровень тарифа формируется по среднестатистическим показателям эксплуатационных затрат автотранспортных предприятий и предусмотренного бюджетного финансирования.
Регулирование тарифов на коммерческие пассажирские перевозки осуществляется исходя из установления предельного уровня тарифа. Предельный уровень тарифа формируется по среднестатистическим показателям эксплуатационных затрат коммерческих перевозчиков и необходимому уровню прибыли, обеспечивающей их безубыточность.
Допуск на рынок коммерческих перевозок должен осуществляться на правах открытого конкурса и быть ограничен исключительно техническими критериями, направленными на стимулирование повышения качества подвижного состава, обслуживающего коммерческие перевозки.

5.4. Жилищно-коммунальное хозяйство

В структуру жилищного комплекса входят жилые дома и общежития различных форм собственности:
муниципальный жилищный фонд;
ведомственный жилищный фонд, находящийся в собственности
промышленных предприятий;
жилищный фонд, находящийся в коллективной собственности граждан (ЖКК, ЖСК, ТСЖ);
жилищный фонд, принадлежащий гражданам на правах личной собственности (жилые дома и коттеджи);
жилищный фонд на праве смешанной собственности.
Обслуживание жилья включает в себя:
содержание и текущий ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях и внутридомовое оборудование;
капитальный ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях;
ремонт и эксплуатация лифтов;
противопожарные мероприятия;
предоставление услуг внутридомового освещения мест общего пользования в жилых зданиях;
эксплуатация и ремонт мусоропроводов;
сбор и вывоз бытовых отходов;
уборка внутриподъездных и придомовых площадей;
уборка газонов, детских, спортивных хозяйственных и других площадок;
санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;
содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий.
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на оплату населением жилья (наем и обслуживание) и коммунальных услуг.
К коммунальным услугам относятся:
услуги по электроснабжению;
услуги по водоснабжению и канализации;
услуги газоснабжения;
услуги теплоснабжения (центральное отопление и горячее водоснабжение).
Услуги по электроснабжению оказывают:
муниципальные предприятия по передаче электроэнергии;
ведомственные предприятия;
ОАО "Кузбассэнерго";
предприятия других форм собственности.
Услуги по водоснабжению и водоотведению оказывают:
муниципальные предприятия водопроводно-канализационного хозяйства;
акционерные общества водопроводно-канализационного хозяйства;
предприятия, для которых водоснабжение и водоотведение не является основным видом деятельности;
предприятия других форм собственности.
Услуги по снабжению населения сжиженным газом оказывают ОАО "Кузбассгазификация" и другие предприятия газового хозяйства территорий.
Услуги по теплоснабжению оказывают:
муниципальные предприятия по выработке и передаче тепловой энергии;
ведомственные предприятия;
ОАО "Кузбассэнерго";
предприятия других форм собственности.
Основными стратегическими направлениями тарифной политики и формирования тарифов и ставок платы для населения за коммунальные услуги являются:
поэтапное доведение оплаты населением коммунальных услуг до их полной стоимости в соответствии с нормативами (перечнем) услуг;
приведение нормативов потребления населением коммунальных услуг в соответствии с реальным потреблением;
оснащение жилых помещений приборами учета и регулирования потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды, сетевого газа - переход к платежам за эти виды услуг на основании приборного учета.
Регулирование цен (тарифов) на жилищные и коммунальные услуги направлено на:
повышение уровня и качества предоставляемых услуг;
оптимизацию затрат на коммунальные услуги, на содержание и обслуживание жилищного фонда;
развитие конкуренции в сфере предоставления коммунальных услуг и обслуживания жилищного фонда;
обеспечение доступности оплаты жилищных и коммунальных услуг установленного качества в рамках социальных нормативов.
Работы и услуги, относящиеся к обслуживанию жилья, разделяются на собственные работы и услуги жилищных организаций и услуги, оказываемые сторонними специализированными предприятиями организациям жилищного хозяйства (обслуживание лифтов, вывоз бытовых отходов и пр.).
В основу формирования расходов коммунальных услуг и услуг по обслуживанию жилищного фонда жилищными организациями должны быть положены:
пообъектная паспортизация инженерных сетей и жилищного фонда с созданием и ведением электронной базы данных с целью формирования сведений о физическом состоянии и конструктивных особенностях сетей и жилых зданий и внутридомовых систем;
состав и численность проживающего населения и его платежеспособность;
формирование дифференцированной системы учета расходов производимых работ и услуг - раздельно по видам оказываемых услуг и группам жилых зданий в зависимости от их физического состояния и степени оснащенности инженерным оборудованием;
методологическое закрепление порядка формирования и учета полной стоимости коммунальных и жилищных услуг по каждому из видов на базе стоимости их производства и предоставления потребителям.
Финансирование обеспечения предоставления коммунальных услуг и работ по содержанию жилищного фонда осуществляется за счет платежей граждан, перекрестного субсидирования и бюджетного финансирования (до доведения до полной окупаемости и ликвидации системы перекрестного субсидирования) в рамках объемов муниципальных заказов.
В сложившейся структуре и организации управления и эксплуатации жилищного фонда формирование тарифов и ставок платы населением за жилищно-коммунальные услуги должно основываться:
на регламентированной взаимосвязи бюджетного финансирования, платежей населения, объемов и качества оказываемых услуг;
на приведении структуры платежей населения в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" - введении платежей за наем жилья (для нанимателей), за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда;
на введении системы двухуровневых ставок оплаты и тарифов на жилищные услуги в зависимости от социальных нормативов (сниженные ставки в пределах социальных нормативов, повышенные ставки сверх установленных социальных нормативов);
на установлении единых платежей граждан за равноценные услуги независимо от формы собственности жилищного фонда;
на формировании уровня платежей граждан в соответствии с федеральными стандартами, контроле и систематическом учете показателей, предусмотренных федеральными стандартами.
В условиях проведения жилищно-коммунальной реформы и поэтапного доведения платежей граждан за жилье и коммунальные услуги до полной окупаемости является определяющим фактор социальной защиты граждан и недопущения значительного увеличения расходов населения на оплату продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию.
Социальные нормативы предоставления (обслуживания) жилья и коммунальных услуг должны формироваться с учетом структурных особенностей жилищного фонда и социально-демографической ситуации в регионе и обеспечивать комфортное проживание граждан.
В целях ликвидации системы субсидирования граждан с высоким уровнем доходов необходимо в минимально возможные сроки перейти на адресное предоставление денежных средств в распоряжение граждан для реализации их права на льготную оплату в рамках социальных нормативов.
Для перевода обслуживания жилищного фонда полностью на конкурсную основу и демонополизации системы обслуживания жилья необходимо обеспечить стимулирование создания товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), включающее в себя:
передачу в общую долевую собственность домовладельцев многоквартирных жилых домов мест общего пользования и прилегающего земельного участка;
юридическое формирование кондоминиумов как единого имущественного комплекса, включая земельный участок;
предоставление в ТСЖ всех бюджетных дотаций, направленных на финансирование содержания жилищного фонда;
формирование необходимых условий для развития деятельности профессиональных управляющих компаний, которым ТСЖ смогут передавать часть функций по управлению кондоминиумами.
Управляющие компании должны выполнять работы по управлению муниципальным жилищным фондом на основании договоров с администрацией территории, а по управлению жилищным фондом, находящимся в другой форме собственности, - на основании договоров с собственниками или уполномоченными ими представителями.
Выбор управляющей компании может осуществляться на основании открытых конкурсов, причем необходимо предусмотреть механизм смены управляющей компании по инициативе жильцов в случае невыполнения качественных работ установленного объема.

5.5. Агропромышленный комплекс

К агропромышленному комплексу относятся сельхозтоваропроизводители, перерабатывающие предприятия, осуществляющие производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для региональных и муниципальных нужд.
Потребность в продукции, необходимой для региональных и муниципальных нужд, определяется нормативно-правовыми документами, программами, заказчиками на очередной финансовый год, а также заявками предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета областного и местного уровней.
Регулированию подлежат:
закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;
уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поставляемые предприятиям социальной сферы;
цены на готовую продукцию, вырабатываемую из сырья областного продовольственного фонда;
затраты на переработку, хранение и перемещение зерна областного резервного фонда;
отпускные цены на комбикорма, поставляемые птицефабрикам, свинокомплексам и племхозяйствам области в зависимости от согласованных с ними рецептурами.
Регулирование цен в агропромышленном комплексе должно быть направлено на:
соблюдение баланса интересов производителей и потребителей продукции агропромышленного комплекса;
создание и поддержание резервов для бесперебойного обеспечения социально-экономических нужд населения области, а также на случай чрезвычайных ситуаций;
реализацию принятых программ;
стимулирование развития местного товарного производства;
сохранение минимальных отклонений от равновесных отношений между сельским хозяйством и промышленностью;
осуществление закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В целях обеспечения поставок продукции для областных и муниципальных нужд утверждаются заказчики.
Заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, предусмотренном действующим законодательством на очередной финансовый год, и являются ответственными за обеспечение соответствующих областных и муниципальных нужд, эффективное и целевое использование выделенных финансовых ресурсов.
Заказы на поставку продукции для областных и муниципальных нужд размещаются заказчиками на конкурсах посредством заключения контрактов (договоров).
Закупочные цены должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.
В целях защиты потребителя (покупателя) необходимо устанавливать нормативные соотношения между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в региональный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции.

5.6. Платные услуги

Регулирование и согласование цен (тарифов) на услуги и сборы:
органов государственной инспекции безопасности дорожного движения;
органов государственного технического надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
органов социальной защиты населения по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста;
учреждений государственной ветеринарной службы;
государственных семенных инспекций;
государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации";
муниципальных учреждений и организаций.
Регулирование осуществляется путем утверждения (согласования) тарифов на оказываемые услуги.
Основные подходы к регулированию платных услуг:
тарифы на платные услуги рассчитываются исходя из необходимых трудозатрат на единицу оказываемой услуги;
соблюдение баланса платежеспособности населения и получение необходимых доходов для покрытия затрат организации, предоставляющей услуги;
социальная защита населения от необоснованного роста тарифов.
Полученные дополнительные средства от платных услуг и сборов направляются на укрепление и развитие материально-технической базы, создание новых технологий.

5.7. Торговля и общественное питание

В рамках действующего законодательства регулированию подлежат:
наценки на продукцию и товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
торговые надбавки на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Регулирование наценок на продукцию и товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, должно быть направлено на социальную защиту обучающихся в них, упорядочение работы предприятий общественного питания.
Регулирование торговых надбавок должно быть направлено на социальную защиту потребителей.
Государственное регулирование торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения должно быть направлено на социальную защиту населения от необоснованного роста цен, обеспечение доступности лекарственной помощи населению, а также рационального использования бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования.
Государственное регулирование процесса ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения осуществляется путем установления:
предельных торговых надбавок;
механизма формирования цен.
Формирование предельных оптовых, розничных, оптово-розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения основывается на фактических экономически обоснованных расходах, но не выше установленных распоряжениями Администрации области, а для закупаемых за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования (в том числе на конкурсной основе) - в пределах утвержденных ассигнований.

VI. Социальная защита граждан.
Критерии оценки и адресная помощь

Мероприятия ценовой (тарифной) политики должны сопровождаться повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, мерами влияния на работодателей в целях повышения заработной платы на частных предприятиях и организациях в рамках Кузбасского трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений.
Необходимо обеспечить доплату социально незащищенным категориям граждан (пенсионерам и инвалидам) к установленным государственным пенсиям до размера прожиточного минимума.
Уровни цен (тарифов) должны быть ограничены суммарной среднестатистической предельной долей расходов граждан на приобретение социально значимых продуктов питания, оплату жилья, коммунальных, транспортных и социально-бытовых услуг в общей среднестатистической структуре расходов населения.
Учитывать влияние регулируемых цен (тарифов) на стоимость основных продуктов питания и социально значимых товаров.
В целях ликвидации системы перекрестного субсидирования категорий граждан, пользующихся льготами на оплату, других категорий граждан и перехода на 100-процентную оплату услуг ЖКХ, транспорта и других, необходимо в минимально возможные сроки перейти на адресное предоставление денежных средств в распоряжение граждан для реализации их права на льготную оплату в рамках социальных нормативов.





Приложение
к Концепции, утвержденной
распоряжением Администрации
Кемеровской области
от 9 июля 2002 г. № 480-р

МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации концепции ценовой (тарифной) политики
администрации Кемеровской области на 2002 - 2005 годы

   ---------------------------------------------------T-------------¬

¦ Мероприятия ¦ Сроки ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦1. Доведение тарифов на услуги ЖКХ до уровня ¦ ¦
¦ экономически обоснованных ¦2002 - 2003 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦2. Поэтапная ликвидация перекрестного ¦ ¦
¦ субсидирования ¦ 2004 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦3. Оптимизация платежей граждан за ¦ ¦
¦ жилищно-коммунальные услуги и расходов ¦ ¦
¦ бюджетов: ¦2002 - 2005 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦3.1. Проведение паспортизации теплоисточников ¦2002 - 2005 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦3.2. Проведение технологических и финансовых ¦ ¦
¦ аудитов ¦2002 - 2005 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦3.3. Установление приборов учета ¦2002 - 2005 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦3.4. Приведение нормативов потребления ¦ ¦
¦ к обоснованному уровню ¦2002 - 2005 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦4. Переход на адресную дотацию незащищенных ¦ ¦
¦ категорий граждан: ¦ ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦4.1. По обеспечению твердым топливом ¦ 2003 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦4.2. По перевозке городским транспортом общего ¦ ¦
¦ пользования ¦2003 - 2004 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦4.3. По оплате жилищно-коммунальных услуг ¦2003 - 2004 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5. Разработка единой централизованной ¦ ¦
¦ методологической основы: ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5.1. Стоимости содержания одного квадратного ¦ ¦
¦ метра жилья ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5.2. Стоимости услуги по вывозу твердых бытовых ¦ ¦
¦ отходов ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5.3. Стоимости услуги водоснабжения и ¦ ¦
¦ водоотведения ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5.4. Размера издержек обращения топливоснабжающих ¦ ¦
¦ организаций ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5.5. Стоимости платных медицинских услуг ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5.6. Порядка формирования цен на лекарственные ¦ ¦
¦ средства и изделия медицинского назначения ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5.7. Стоимости услуг предприятий промышленного ¦ ¦
¦ железнодорожного транспорта ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦5.8. Порядка проведения проверок организаций ¦ ¦
¦ по соблюдению государственной дисциплины ¦ ¦
¦ цен, а также правильности формирования и ¦ ¦
¦ применения свободных (договорных) цен ¦ ¦
¦ (тарифов) на продукцию (товары, услуги) ¦ 2002 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦6. Заключение соглашений с субъектами ¦ ¦
¦ ценообразования о стабилизации экономической ¦ ¦
¦ ситуации на рынке товаров (работ, услуг) ¦2002 - 2005 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦7. Создание информационной базы о рыночных ценах¦ ¦
¦ на товары, работы, услуги ¦2002 - 2005 ¦
L--------------------------------------------------+--------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru